Место проведения: НДП «Нур Отан»

Время проведения: 23 ноября 2010 года, 15.00

Круглый стол: «Развитие государственно-частного партнерства в условиях реализации индустриально-инновационной политики»

 

 

Доклад

Вице-министра экономического развития и

торговли Республики Казахстан Кусаинова М.А.

«ГЧП в Казахстане: состояние, проблемы, перспективы»

 

Государственно-частное партнерство является признанным в мире инструментом взаимодействия бизнеса и государства.

Он позволяет обеспечить привлечение частных инвестиций для решения широкого круга социально-экономических задач на условиях адекватного и справедливого разделения ответственности (рисков) и выгод.

С момента обретения независимости Казахстан поэтапно внедряет государственно-частное партнерство, постепенно расширяя сферы его применения начиная от более простых схем, до сложных.

Применение более простых схем ГЧП, таких как контракты на управление, лизинговые соглашения было характерно на этапе становления рыночных отношений в Казахстане в 90-ые годы прошлого века.

Новым этапом в развитии государственно-частного партнерства в Казахстане стало развитие концессионных механизмов.

В 2006 году был принят закон «О концессии», заложивший системную основу внедрения института концессии в Казахстане.

В 2008 году были внесены изменения в концессионное законодательство, направленные на улучшение законодательной и институциональной базы на основе передового международного опыта.

Первый блок. Расширение видов государственной поддержки концессионера.

В дополнение к действующим видам государственной поддержки концессионных проектов было введено следующее:

- возможность государственного софинансирования концессионного проекта на этапе строительства объекта посредством осуществления бюджетных инвестиций;

- возможность предоставления гарантий потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг);

- компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера.

Дополнительные виды государственной поддержки концессионных проектов позволяют создать правовое поле для расширения сфер применения концессии, прежде всего, для реализации социально-важных инфраструктурных проектов и их привлекательность для частного сектора.

Второй блок. Усовершенствование процедур и институциональной системы.

ТЭО концессионных проектов разрабатывается за счет бюджетных средств, в конкурентной среде до формирования перечня объектов, передаваемых в концессию.

На стадии формирования перечня объектов, передаваемых в концессию, будут определены совокупные меры государственной поддержки по каждому объекту на основании анализа оптимального источника финансирования «компаратора».

Третий блок. Усиление институциональной системы.

В условиях усложнения схем государственной поддержки концессий и для защиты государственных интересов в связи с увеличением видов и предполагаемых объемов государственной поддержки была институционально усилена процедура экономической экспертизы.

Хотелось бы отметить, что экономическая экспертиза концессионных проектов осуществляется на всех стадиях передачи объектов в концессию.

В этих целях, в 2008 году была создана специализированная организация по вопросам концессии, основными функциями которой стали:

-        экспертиза концессионных предложений отраслевых министерств и акиматов;

-        экономическая экспертиза ТЭО объектов, предполагаемых к передаче в концессию;

-        оценка и экспертиза представленных концессионных проектов в ходе проведения конкурса по выбору концессионера.

Ранее эти виды экспертиз осуществлялись путем закупа консалтинговых услуг в конкурентной среде, что не гарантировало высокое качество и главное ответственность за проводимые экспертизы.

В целом, внесенные изменения в концессионное законодательство в 2008 году позволило:

-        расширить сферы применения концессионных схем и обеспечить более гибкие механизмы для привлечения частного сектора экономики;

-        улучшить условия для привлечения частных инвестиций в создание объектов инфраструктуры;

-        усовершенствовать процедуры по реализации концессионных проектов;

-        обеспечить баланс интересов государства и бизнеса, определив при этом справедливые правила игры.

На сегодняшний день государство уже имеет некоторый опыт реализации концессионных контрактов с привлечением частных инвестиций, это:

- железнодорожная линия «Станция Шар - Усть-Каменогорск»;

- линия электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область,

- международный аэропорт в Актау.

Правительством сформирован Перечень объектов, предлагаемых к передаче в концессию на среднесрочный период. В этом перечне находятся автодорожные проекты, среди которых Строительство и эксплуатация участка «Алматы - Капшагай», участка «Астана - Караганда», участка «Ташкент - Шымкент», внедрение интеллектуально-транспортной и платежной системы и эксплуатация участка «Астана - Щучинск».

На стадии подготовки находятся проекты по строительству и реконструкции автодороги «Алматы-Хоргос», а также Большой Алматинской кольцевой автодороги.

В ближайшем будущем планируется привлечь интерес инвесторов к социальному и жилищно-коммунальному секторам.

Уже предприняты первые шаги в данном направлении в Карагандинской области. В городе Караганде планируется строительство 11-ти детских садов, в Темиртау 4-х детских садов, по 320 мест в каждом. В-общем планируется создать 4 760 мест для детей. Реализация проекта планируется по следующей схеме: концессионер ответственен за привлечение заемных средств, строительство и эксплуатацию, а государство - за педагогическую деятельность в построенных детских садах.

По проектам разработано ТЭО проектов, которые направлены на экспертизу в Центр ГЧП.

В Восточно-Казахстанской области также начата работа по подготовке пилотных проектов в социальной сфере.

Конечно, необходимо отметить, что реализация института концессии в Казахстане требует дальнейшего совершенствования.

Вместе с тем, как показывает мировая, да и казахстанская практика, мало иметь законы, позволяющие их внедрить, более важнее вопросы практической реализации.

Примеров успешной реализации ГЧП в мире немного. Применение того же механизма концессии в отдельных странах было провальным.

Это связано с несовершенством законодательной и институциональной базы, неподготовленностью и поспешностью действий, несформированностью системы управления рисками и в целом отсутствием четкого видения развития ГЧП.

На открытии IV Сессии Парламента РК (1 сентября 2010 года) Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что «…важное значение имеет принятие закона о проектном финансировании, государственно-частном партнерстве. Он нацелен на реализацию новой финансовой инициативы, о которой я говорил в начале года в своем Послании».»

При проведении переговоров с потенциальными иностранными инвесторами мы также столкнулись с рядом проблем, затягивающих начало полномасштабной реализации проектов. Наше законодательство не создает всех тех условий, которые в международной практике позволяют привлечь дешевые «длинные деньги» и которых ожидают инвесторы при вложении инвестиций в Казахстан.

В этих целях Министерство подготовило законопроект о проектном финансировании, новеллы, которые в нем предусмотрены, позволят привлечь долгосрочные инвестиции обеспечением которых будут являться будущие денежные потоки которые будет генерировать проект.

Механизм проектного финансирования реализуется через создание специальных проектных организаций. Эти организации будут специально созданы для реализации проекта за счет активов, полученных от спонсоров или заимствованных у кредиторов. Данную тему в деталях раскроет позже Председатель Правления Центра ГЧП, Тилебалдинов Кайрат Рахатович.

Кроме того, мы сегодня работаем над устранением отдельных узких мест при реализации проектов ГЧП, это:

- механизма использования гарантий потребления услуг в рамках договора концессии в соответствии с законодательством о госзакупках;

- согласование тарифов на стадиях конкурсной документации и подписания договора концессии;

- предложений по доработке Перечня объектов, не подлежащих передаче в концессию;

- внедрения сравнительного анализа оптимального источника финансирования (компаратора) по бюджетным инвестициям;

- возможность увеличения объемов господдержки и внедрения механизма отсроченного платежа, платы за доступность;

 

С учетом результатов обсуждения сегодня, мы планируем детально обсудить с международными экспертами и казахстанскими специалистами как концептуальные, так и вопросы практической реализации механизмов ГЧП с учетом передового международного опыта, выработать рекомендации и план дальнейших действий.

На этой основе для обеспечения последовательной и эффективной реализации необходимых мероприятий мы учтем в разрабатываемой нами проекте Программы ГЧП.

 

Спасибо за внимание!

 

24 ноября 2010, 16:37
Источник, интернет-ресурс: Кусаинов М.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код