Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Эксперты предлагают внедрить в Казахстане принцип декларирования бизнес-ответственности

Дышать по разрешению


Автор: Анастасия Широкобородова (Астана)

25.11.2010 01:07

В Институте экономических исследований эксперты обсудили процесс и перспективы сокращения регулирования бизнеса со стороны государства и совершенствования контрольно-надзорной системы.

Инициаторами «круглого стола» «Итоги исследования по вопросам оптимизации разрешительной системы на региональном уровне и совершенствования контрольно-надзорной системы РК» выступили Министерство экономического развития и торговли РК и АО «Институт экономических исследований» совместно с Форумом предпринимателей Казахстана. В мероприятии приняли участие представители госорганов, отраслевых ассоциаций предпринимателей, а также непосредственно субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), для которых тема программы по определению вызывала наибольший интерес.

Руководитель экспертной группы Ирина Тюгина, и.о. директора Ассоциации по защите прав предпринимателей Астаны, в своем выступлении отразила основные результаты исследования по господдержке частного предпринимательства в Казахстане. Известно, что для формирования среднего класса необходимо развивать малое предпринимательство, ориентированное на создание новых высокотехнологичных производств, - утверждает эксперт. Развитый предпринимательский сектор - это основа экономики любого государства. В развитых странах удельный вес МСБ в ВВП достигает 60-80%, тогда как в Казахстане данный показатель составляет лишь 30%. В сфере МСБ занята подавляющая часть предпринимателей, поэтому успешность экономического и социального развития главным образом зависит от способности государства снизить административную нагрузку на бизнес.

Оценивая текущее состояние, нельзя не признать, что в Казахстане существует проблема чрезмерного регулирования предпринимательства. Через разрешительную систему (лицензии, разрешения, свидетельства об аккредитации, сертификация, регистрация) регулируются практически все виды экономической деятельности. Более того, схемы выдачи и контроля документов зачастую дублируются. Сложные процедуры увеличивают затраты на производство, ухудшают бизнес-среду, способствуют коррупции и появлению теневого сектора. До настоящего времени не внедрена использующаяся во всем мире система электронного лицензирования. Одним словом, существующий механизм является своеобразным продолжением старой советской системы, когда нужно было получать разрешение практически на каждую отдельную операцию.

По данным ежегодного издания Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business Report), в 2009 году из 181 страны по индексу «свобода ведения бизнеса» Казахстан находился на 70-ом месте, по показателю в сфере «лицензирование» - на 175-ом. Перечень лицензируемых видов является обширным по сравнению не только с развитыми странами, но и со странами СНГ: 349 видов деятельности против 100 в России, 36 - в Кыргызстане, 7 - в Венгрии, 10-12 - в европейских странах (в основном в сферах здравоохранения, строительства, производства опасных материалов). При этом следует отметить, что во многих странах мира сокращение госрегулирования обеспечило значительную экономию бюджетных средств. Одним из самых удачных примеров является Южная Корея. В 90-х годах прошлого столетия ВВП в стране начал падать, экономика теряла конкурентоспособность. По поручению президента каждое ведомство провело инвентаризацию нормативно-правовых актов, регулировавших предпринимательскую деятельность, и отменило половину из них, тщательно обосновав при этом необходимость оставшихся в действии нормативов. На сегодняшний день Южная Корея является 11-й экономикой в мире.

С 2008 года Правительство Казахстана начало работу по упрощению разрешительной системы в рамках административной реформы. И в настоящее время, по мнению выступивших на «круглом столе» экспертов, многие этапы уже успешно преодолены. Например, ведомствами проведена инвентаризация разрешительных документов, сейчас идет процесс их пересмотра в целях выявления целесообразности выдачи, отмены дублирующих документов, определения сроков рассмотрения заявлений о выдаче разрешений.

Однако в ходе инвентаризации ни один акимат не показал реальной ситуации. К такому выводу пришли эксперты, изучив имеющиеся на нынешний день данные. Ведомства выявили всего 60-300 документов вместо положенных 576. Также было обнаружено несоответствие установленного законодательно порядка выдачи разрешительных документов (предельный срок рассмотрения, количество согласований и сопутствующих документов) внутреннему регламенту работы территориальных подразделений. Остро обозначилась необходимость создания электронного реестра документов, незаменимого для усиления постлицензионного контроля, координации работы ведомств при согласовании выдачи лицензий, мониторинга, оценки эффективности регулирования, предоставления информации заинтересованным субъектам.

В соответствии с «Концепцией совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан на 2009-2011 годы» в качестве альтернативного предложения планируется передать некоторые виды контроля частному сектору. Примеры успешного осуществления таких функций уже можно наблюдать в сфере аудита, страхования ответственности перед третьими лицами, оценки соответствия продукции. Такой вид контроля сможет вполне успешно действовать в адвокатской, нотариальной, архитектурной, турагентской и туроператорской деятельности, деятельности по оценке имущества и интеллектуальной собственности посредством введения саморегулируемых аккредитованных организаций с обязательным наличием договора гражданско-правовой ответственности. Эти виды деятельности могут регулироваться через стандарты организаций, добровольные инициативы, кодексы, соглашения, то есть через механизм декларации. Декларирование подразумевает полную ответственность производителя, в отличие от сертификации, когда ответственность ложится на орган по подтверждению соответствия. Эта практика успешно применяется странами ЕС, где декларированию подлежит более 30% продукции на рынке. В Германии и Великобритании требования минимальны - декларируются лишь существенные характеристики продукции, а мера ответственности достаточно велика - от штрафа значительных размеров до уголовной ответственности.

На «круглом столе» затронули также тему рассмотрения в мажилисе двух законопроектов по совершенствованию разрешительной системы и пересмотру компетенции госорганов и правительства на установление требований к МСБ. Большую надежду представители бизнес-сообщества возлагают на так называемый Единый национальный перечень разрешительных документов и методические пособия, в которых описываются наиболее актуальные вопросы и проблемные ситуации.

По результатам работы экспертами и участниками «круглого стола» рекомендовано Министерству экономического развития и торговли РК скоординировать деятельность госорганов для оптимизации разрешительной и контрольно-надзорной системы, а также продолжить работу по исследованию процессов развития частного предпринимательства. Как всегда, ожидается, что совместные усилия бизнеса и госорганов в этом направлении обеспечат скачок эффективности разрешительной системы, что приведет к увеличению доли МСБ в ВВП страны.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...