Доступ к судебной информации как критерий открытости судебной системы

 

Г. Альмагамбетова, судья апелляционной

судебной коллегии Акмолинского областного суда

 

Очередное, седьмое заседание постоянно действующего Форума «Судебная власть и СМИ» состоялось 19 октября 2010 года. На этот раз мероприятие проходило в Павлодаре, - с такой инициативой выступил Павлодарский областной суд. Темы, как всегда, были самые актуальные - доступ к судебной информации, ключевые позиции судебных споров о защите личных неимущественных прав, принципы лингвистического анализа спорных текстов.

 

Одной из государственных функций Республики Казахстан по оказанию услуг является доступ к информации. Данная функция - одна из основных функций государства. Роль государства в вопросах доступа к информации имеет важное значение и является показателем развития демократических норм в стране. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека и одним из важнейших условий реализации демократических реформ и создания информационного общества в стране.

В соответствии с п.3 ст. 18 Конституции Республики Казахстан государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

Конституционные нормы нашли свое отражение в следующих законодательных актах Республики Казахстан: «О средствах массовой информации», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «О государственных секретах». При этом они не обеспечивают в должной мере всей полноты правовой регламентации доступа граждан к информации, тем самым не гарантируют реализацию этого права. На сегодняшний день назрела необходимость принятия закона, в котором должны быть урегулированы все вопросы, касающиеся доступа к информации. Отсутствие такого нормативного акта, неурегулированность процедур доступа к информации ограничивает субъективное конституционное право граждан и принцип гласности.

Открытость судебной системы - это, прежде всего, доступ к информации о судебной системе, которую следует рассматривать в нескольких измерениях:

1) информация о деятельности судей и судов по отправлению правосудия;

2) информация о лицах, занимающихся отправлением правосудия;

3) правовая пропаганда.

Одним из направлений проводимой в стране судебной реформы является конструктивное взаимодействие с общественностью, в котором особая роль принадлежит связям со средствами массовой информации. Основная идея этой работы для судебных органов заключается в том, что «общественность должна видеть, что правосудие свершается».

В этом направлении Верховным судом Республики Казахстан проводится большая работа, начиная с использования интернет-ресурсов, где размещаются публикации о результатах рассмотрения судебных дел, судебные акты, до таких, как специальные выступления судей по определенным категориям споров.

Задача программы по освещению деятельности судебной системы - предоставить общественности возможность самостоятельно формировать свое мнение, без влияния СМИ.

До сведения общества должна постоянно доводиться информация, направленная на преодоление стереотипного восприятия. В настоящее время казахстанское правосудие упрекают в некомпетентности, постоянном ужесточении принимаемых санкций, уменьшении доверия граждан к справедливому разрешению спора. Между тем, судебная статистика свидетельствует об улучшении качества отправления правосудия, увеличении количества рассмотренных судами гражданских дел. Публикации, исходящие от представителей судебной системы, должны идти определенным противовесом увеличивающемуся потоку негативной информации.

Анализ публикаций в средствах массовой информации, осуществляемый судьями либо пресс-службой судов, позволяет сделать следующие выводы:

1) работа со СМИ пока не носит системный характер, и в осуществление данной работы не вовлечен весь судебный корпус. Пока вопросы взаимоотношений со СМИ в большей степени воспринимаются судьями как общественная нагрузка, а не как осуществление профессиональных обязанностей;

2) публикации зачастую сообщают о проведении круглых столов, семинаров, совещаний, то есть носят информационный характер о проделанной работе;

3) публикации «Из зала суда» в большей степени содержат сведения о рассмотренных уголовных делах, в тени остаются гражданские и административные дела;

4) существует достаточно активное взаимодействие со СМИ на республиканском уровне, о чем свидетельствуют, в частности, и результаты проводимого постоянно действующего форума «Судебная власть и СМИ». Эта работа была бы более эффективной при условии такой же системной работы в регионах. Систематической работы по работе со СМИ нет на уровне районных (городских) судов, данным вопросам уделяет внимание только пресс-служба областного суда.

В связи с этим полагаем, что во взаимоотношениях со средствами массовой информации судебная система должна придерживаться следующего:

1) в судах должны быть обеспечены максимально удобные условия работы для журналистов, речь идет о наличии мебели, технических средств связи, доступность к Интернету, видеотрансляции;

2) выдаваемая информация должна представлять собой только факты, без намерения повлиять на мнение журналиста; общение с прессой должно быть максимально кратким; следует воздерживаться от комментирования судебных актов, которые должны говорить сами за себя;

3) качество информации о судебной деятельности зависит также от уровня правовых знаний журналистов. Назрела необходимость в проведении курсов для журналистов (школа для журналистов), чтобы их понимание проблем судопроизводства было на допустимом уровне.

4) с целью обеспечения непосредственного доступа общественности к информации о судах при изданиях возможно проведение общественного опроса из числа читателей этих газет или журналов. Предусмотреть возможность допуска этих лиц на судебные заседания, после чего они имеют возможность опубликовать свои наблюдения, личное восприятие результатов рассмотрения дела на страницах этого издания. Как правило, читатели хорошо понимают суть происходящего, сложность выполняемой судьями в процессе задачи, а в некоторых случаях прямо пишут, что не хотели бы оказаться на месте судьи и принимать решение по делу;

5) следует максимально избегать конфликта между правами человека на доступ к информации и правами на защиту личных данных. Так, в вопросах видеосъемки процессов следует установить, что записи могут проводиться только в зале судебного заседания. Возможно, есть необходимость в регламентации порядка производства видеосъемки судебного заседания, так предлагается не допускать видеосъемку неофициальных участников процесса (лиц, присутствующих в зале судебного заседания) либо проводить ее только с их согласия.

У суда есть неукоснительная обязанность в случаях, предусмотренных законом, объявить судебное заседание закрытым и не допустить прессу, что применяется по делам, связанными с защитой интересов несовершеннолетних, семейным делам, связанным с проведением оперативно-розыскных мероприятий, когда это противоречит интересам охраны государственных секретов и т.д.

На сегодня деятельность пресс-служб местных судов в основном обеспечивается силами персонала судов, за исключением некоторых областных судов, где этим занимаются непосредственно судьи. Пресс-службой Верховного Суда периодически проводятся занятия и семинары для специалистов судов;

6) Полагаю, назрела необходимость в проведении обучающих семинаров для судей, разработать определенные «Правила по работе с прессой» - специальный сборник рекомендаций по связям с общественностью, в котором следует предусмотреть не только требования к качеству излагаемого материала, сведения о манерах поведения лица в телеэфире, его внешнем виде, но и требования к порядку изложения обстоятельств дела, к культуре поведения судей, поскольку все это влияет на имидж нашей судебной системы?

7) Следует не забывать, что, информируя о деятельности судебной системы, о деятельности по отправлению правосудия, вынося судебный акт и доводя его содержание до общественности, судья вносит свой вклад в развитие правовой культуры. Следовательно, от того, насколько эта информация будет доступно и объективно преподнесена, будет формироваться мнение общественности в целом о судебной системе. Открытость отправления правосудия для общественности исключит кривотолки о деятельности судей. Если судья действует в рамках закона, ему не стоит бояться участия журналиста на судебном процессе. Таким образом мы придем постепенно к правильному и объективному освещению деятельности судебной системы. На страницах прессы должна освещаться деятельность судей не только с негативными акцентами, но и ежедневная наша работа. Данная деятельность должна быть направлена на правильное понимание общественностью деятельности судебной системы.

 

 

30 ноября 2010, 16:01
Источник, интернет-ресурс: Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код