Судебная власть и принципы правосудия в РК

(К 10-летию Конституционного Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей»

 

Судья

специализированного межрайонного

экономического суда Павлодарской области

Ерболатов Е.Е.

 

Различие судебных зданий и всех государственных органов Республики Казахстан различаются по символам государственной власти.

На зданиях и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Казахстан и помещается изображение Государственного герба Республики Казахстан. Для судей Республики Казахстан предусмотрена специальная форма одежда «Мантия» в которых они осуществляют правосудие.

Судебная власть - это один из видов государственной власти.

Конституционный закон РК от 25.12.2000 г. «О судебной системе и статусе судей РК», которым обеспечиваются конституционные нормы (раздел 7 ст.ст.75 - 84 КРК), указывает (ст.1), что судебная власть в РК принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Судебная власть осуществляется от имени РК и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции РК, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных или иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела, с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и Закону.

По действующей Конституции РК судебная система подвергалась значительному реформированию, нет теперь ни Конституционного суда, ни Высшего Арбитражного суда. Судами республики являются Верховный Суд и местные суды республики (областные, городские, районные).

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

На практике не исключается арбитражное судопроизводство, но оно рассматривается как разновидность гражданского. Так, конституционный закон РК от 25.12.2000 г., с принятием которого утратил силу Указ Президента, имеющий силу закона «О судах и статусе судей в РК» от 20.12.1995 г, закрепил дальнейшее совершенствование судебно-правовой реформы в стране. Основная цель при этом:

- расширение полномочий Председателя Верховного Суда;

- повышение правового статуса судей и их социального обеспечения.

Этим же законом предусмотрено образование в областных судах и Верховном Суде надзорных коллегий и пленарных заседаний вместо президиумов Верховного Суда.

Данное нововведение осуществлено в целях приведения в соответствии с нормой Конституции РК, которой не установлены такие органы, как президиумы.

Указом Президента РК от 17.08.2010 г. № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в РК» упразднен Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК с передачей функций и полномочий по: исполнению исполнительных документов, а также функций по организационному, материально - техническому обеспечению и иному обеспечению деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, организационному и методическому руководству деятельностью судебных приставов вновь образованному Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде.

Словом, правосудие в судах будет осуществляться только указанными в Конституции судебными органами - коллегиями. Пленарные заседания судов не наделяются правом отправления правосудия, они решают общие организационные вопросы в деятельности суда.

Для унификации судопроизводства в законе также закреплено объединение хозяйственных и гражданских коллегий в судах республики. Упраздняется военная коллегия в Верховном Суде.

Кроме того, усилены гарантии независимости судей.

Так, если ранее правом возбуждения дисциплинарных дел в отношении судьи обладали судебные органы и органы Министерства юстиции, то в новой редакции это право принадлежит только Председателю Верховного Суда (в отношении всех судей республики) и председателю областного суда (в отношении судей данной области).

На обеспечение прозрачности и гласности процедуры назначения на должность судьи направлены нормы, предусматривающие осуществление отбора кандидатов на должности судей районных и областных судов на конкурсной основе, соответственно, и высшим судебным советом.

Представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии и судей Верховного Суда, председателей коллегии местных судов, а также внесение представлений по прекращению полномочий судей республики отнесены к исключительной компетенции Председателя Верховного Суда.

Для улучшения качественного состава судебного корпуса устанавливаются новые дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, - обязательное прохождение стажировки лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен.

В законе существенно расширены полномочия дисциплинарно - квалификационных коллегий, которые будут рассматривать не только дисциплинарные дела, но и вопросы прекращения полномочий судей в случае невыполнения ими требований, предъявляемых к судье, в том числе и за нарушения норм судебной этики. Это свидетельствует об ужесточении требования к судьям.

Итак, первичная фильтрация кандидатов в судьи, оценка их деловых, профессиональных и личностных качеств - такова система отбора и определения кандидатов для назначения судьей.

Высший эшелон судебной власти (Председатель Верховного суда, его заместители, председатели коллегии Верховного суда и судьи Верховного суда избираются Сенатом Парламента РК, по представлению Президента РК, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета (ст. 82 КРК), а нижестоящие судьи назначаются главой государства, по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на рекомендации Высшего судебного совета.

В тоже время в Конституции РК подчеркивается (ст. 79) постоянство работы судей, независимость которых защищается Конституцией РК и законом.

Судьями могут быть граждане республики, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 2 лет и сдавшие квалификационный экзамен, успешно прошедший стажировку. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов республики.

Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Высший судебный совет возглавляется Председателем и состоит из Председателя Конституционного совета, Председателя Верховного Суда, Генерального Прокурора, Министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, назначаемых Президентом Республики.

Статус, порядок формирования и организация работы Высшего судебного совета определяется Основным Законом государства (ст.82).

Принципы правосудия, установленные Конституцией РК (ст.77), являются общими и едиными для всех судов и судей республики. Обращает внимание п.3 «презумпция невиновности».

1. лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2. никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3. никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4. в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5. законы, устанавливающие им усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие его их положение, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7. никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом, священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповедь;

8. любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9. не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом, никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10. применение уголовного закона по аналогии не допускается. Есть и отраслевые принципы, вытекающие из конституционных, т.е. по вопросам отправления правосудия по конкретным делам судьи не подотчетны; судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и законам РК; какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.78 РК).

Установлена уголовная ответственность за незаконное вмешательство в расследование или рассмотрение дел, а также за угрозу по отношению к лицу, производившего дознание, следователю, прокурору, судье.

Суды не вправе применять законы и иные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным (ст. 78).

Из числа конституционных принципов подлежит отнести к области правосудия и право человека и гражданина на пользование квалификационной юридической помощью.

В соответствии со ст.16 п.3 Основного Закона РК каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступлений имеет право пользоваться помощью адвоката с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Наряду с конституционными принципами, так называемой «презумпцией невиновности», есть и отраслевые принципы правосудия:

Один из важнейших принципов, характерных для реально демократического государства - равенство граждан перед законом и судом.

Равенство перед законом - это одинаковое применение положений, закрепленных законодательством, ко всем гражданам.

Равенство перед судом означает наделение всех граждан, предстающих перед судом, в том числе или ином качестве, равными процессуальными правами и обязанностями, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности.

Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида государственной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию своих прав и законных интересов. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны могут активно и на равных доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов, событий и доказательств.

Гласность рассмотрения дел - это открытое судебное разбирательство во всех судах и провозглашение решений, приговоров и постановлений публично.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во - первых, на предписания ст. 4 КРК, содержащей категорические правила о том, что:

а. Конституция РК имеет высшую юридическую силу;

б. Ее нормы имеют прямое действие на всей территории РК;

в. законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить ее Основному Закону, т.е. Конституции РК.

А во - вторых, вопрос о действии принципов правосудия не может быть решен без учета провозгласившей Конституцией РК признания составной частью действующего права в РК, ее правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, имеющих приоритет перед законами и применяются непосредственно. При этом если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

И последнее, специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны.

Например, принцип гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в гражданском процессе, не могли бы быть реализованы, если бы гражданский процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

Таким образом, исходя из выше изложенного, следует вывод о том, что судебная власть - это самостоятельный вид государственной власти, принадлежащий только судам, она исключительна, независима, самостоятельна и обособлена.

Процессуальный порядок деятельности, осуществление полномочий путем судопроизводства, подзаконность - являются важнейшими признаками судебной власти.

Суд - специально образованный орган государственной власти, его деятельность основана на законе и состоит, в определенном смысле, в оценке той или иной жизненной ситуации с позиции права, закона.

 

4 декабря 2010, 14:55
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код