Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Зодчество - универсальный язык общения эпох и народов

16 декабря 2010, 10:46

Оно обладает свойством быть понятным без посредников. И в то же время культовая, религиозная особенность делает его таинственным, непостижимым.

Недаром архитектура Древнего Египта произвела впечатление на нашего президента Нурсултана Назарбаева во время его визита в современный Египет в начале 90-х годов и навеяла идею создания монумента Независимости. В Луксоре, городе лотосовидных и папирусовидных колонн, архитектору Шоте Валиханову президент высказал мысль о необходимости создания памятника, величественного и возвышенного.

Уже в 1994 году группа молодых авторов под руководством Валиханова работала над проектом монумента Независимости. В окончательном варианте комплекс состоял из стелы с Золотым человеком, наземных скульптур с четырех сторон и позади них - рельефных стенок полукругом. Над скульптурной частью проекта работали Адилет Жумабай, Нурлан Далбай, Кайрат Суранши. Монумент Независимости был открыт в Алматы президентом Назарбаевым 16 декабря 1996 года.

Многое определило удачное композиционное и архитектурное решение комплекса, в котором стела гармонично сочетается с высотными зданиями и расположена на выгодном месте с точки зрения организации пространства огромной площади, а также солнечного освещения: скульптурные фигуры смотрят на юг. Стела из розового куртинского гранита (высота вместе со статуей около 34 метров) представляет собой сооружение в виде граненого, квадратного в сечении столба. Его немного выделяющаяся верхняя часть рельефно отделана изображением государственного герба, поперечными блоками.

Традиционно стела воздвигалась как надгробие или мемориал, то есть отчасти имела культовый характер. Каменная стела - кулпытас - в казахских степях устанавливалась как надгробие или отдельно, часто как родовой памятник высотой до 2,5 метров. Кулпытас украшался рельефным орнаментом, родовым гербом - тамгой, иногда арабской вязью. Интересно, что остроконечный верх памятника порой имел вид стилизованной человеческой головы. В монументе Независимости высокий головной убор сакского вождя органично и цельно завершает, как наконечник стрелы, вершину стелы. Она тоже покрыта рельефным орнаментом, а родовую тамгу заменил, естественно, герб республики.

Украшением, жемчужиной комплекса является, несомненно, статуя Золотого человека на летящем барсе, которая венчает стелу. Как всякая талантливая вещь, эта скульптура стала объектом различных оценок. Иностранцы, привыкшие к стандартным советским памятникам вождю, с удивлением рассматривают другого вождя, поднявшегося на небывалую высоту, в том числе и в эстетическом плане.

Внушительная по величине (около 5 метров) бронзовая скульптура тем не менее кажется маленькой на вершине величественной стелы. Но увеличение ее размеров, как предлагали некоторые скульпторы, нарушило бы очень точные пропорции скульптуры и стелы, не говоря уже о ее эстетике как архитектурного сооружения. И сейчас трудно представить столб без скульптуры: статуя Золотого принца на барсе является его навершием и составной частью.

Есть вещи, неподвластные времени, смене культур и религий. Это язык искусства и традиции. Искусство номадов с их знаменитым «звериным стилем» оказало влияние на искусство Греции и римских провинций, на китайское, южнорусское и искусство готов. Зверь в произведениях кочевников обязательно в движении - в прыжке, в полете, в агонии, свернувшийся в клубок. Изображения сплетенных в неистовой борьбе, пожирающих друг друга животных не могут оставить никого равнодушными.

Эстетическое своеобразие статуи Золотого человека - именно в передаче духа сакской эпохи языком пластики. Летящий барс как будто сошел с головного убора сакского царевича, на котором имеются фигурки крылатых барсов. Статичная фигура Золотого человека все же в динамике - все ее линии подчинены полету зверя, и сбоку она подобна лучной дуге. Даже лук в его руке, как извивающаяся змея, повторяет движение барса - его крыльев, хвоста, а также головы, как и ловчая птица, сидящая на другой руке. И уменьшение щита в левой руке - для обзора движения фигуры. Все мышцы человека и зверя в напряжении, что с большим мастерством выполнено скульптором. Линии костюма подчинены пластике тела: подчеркнуты мышцы груди, живота. Естественно, элементы богатого и сложного костюма принца-жреца прошли «горнило» пластической стилизации, что требует не только мастерства скульптора, но и «мифологического» мышления, знания истории и этнографии номадов.

Причастность современности к прошлому может быть различной, особенно если их разделяют несколько тысячелетий. В лучшем случае - как к святыне, в худшем - как старинной экзотике. А сделать далекую старину своей, родной, сотворить ее самим дорогим талисманом, чтобы прошлое засверкало новой гранью в нашей жизни и стало национальным оберегом, народным достоянием, может лишь большой мастер, чувствующий пульс истории далеких предков. Искусство тем и ценно, что впитывает дух его создателя, сокровенную его истину, и холодная бронза может поведать нам больше, чем обильные речи. И в статуе Золотого человека на крылатом барсе столько поэзии, полета духа, откровения и в то же время присутствие тайны!

Интересно, что сакский головной убор видоизменился у казахов в саукеле - высокий женский головной убор, имевший ритуальное значение. Какая-то магическая перекличка идет и по ценности головных уборов: саукеле у казахов был наиболее ценной вещью по количеству золота, серебра, драгоценных камней. К тому же в свое время высота головного убора казахского хана свидетельствовала о его власти.

Отражение или преломление солнечных лучей с древнейших времен использовалось в культовых сооружениях, будь это пирамиды или солнечные часы, позолота древних храмов или купола мечетей. Эта особенность использована и в монументе Независимости. Золотые пластины на крыльях барса, позолоченные нагрудный щиток и кольцо, охватывающее султан на головном уборе, отражают лучи солнца в течение всего светового дня, а ночью - лучи прожектора. Например, пластины на крыльях особенно ярко светятся утром и вечером, щиток - в первой половине дня и т.д.

Бронзовые зеркала, подобные зеркалу сакского вождя, до сих пор используются алтайскими шаманами. Носят их на груди, как на скульптуре Золотого человека, прикрывая одну из чакр, энергетических центров, расположенных в середине груди. Некоторые шаманы проводили много времени в поисках бронзового зеркала, которое находили в древних обрушившихся курганах и уносили их как самый дорогой подарок духов. Иногда они находили зеркала II-IV вв. - так прослеживается преемственность эпох и традиций. Бронзовое зеркало олицетворяло солнце и возрождение и обычно имело на обратной стороне солярный знак.

Небывалый случай в истории монументальной скульптуры Казахстана: копия Золотого человека внушительного размера появилась за рубежом. Статую Золотого воина перед зданием посольства РК в Вашингтоне в 2006 году открыл президент Нурсултан Назарбаев. «От-крытие монумента является значимым событием для нашей страны, - сказал Нурсултан Назарбаев. - Подобный монумент, представляющий образ древнего сакского воина, сооружен в Алматы, где в свое время была провозглашена независимость Казахстана. Фигура воина, тем не менее, олицетворяет образ миролюбивого народа».

Одним из авторов скульптуры Золотого человека является Адилет Жумабай. Разве не удивительно, что человек, не будучи ни историком, ни этнографом, со студенческой мастерской бредил саками, уйсунами, древними тюрками, древними казахскими преданиями и традициями? Уже дипломная работа Адилета «Айша-биби», которая хранится в Центральном государственном му-зее, показала неординарное понимание истории и оригинальность пластического языка, начиная с высокого головного убора и кончая змеей вокруг ног.

О своем творчестве и ситуации вокруг конкурсов по скульптуре Адилет Жумабай говорит следующее: «Статуя Золотого воина была моей первой крупной работой. Часто спрашивают о том, с кого лепилось лицо принца, но это не имеет значения - это художественный образ. Я сторонник казахского искусства или древних скульптурных традиций Степи, неважно как это называется - древнетюркская, сакская или еще какая-то. Недавно вернулся к мотивам монумента Независимости и сделал фигуры двух барсов для метро в нашем городе. Сейчас работаю над заказом для метро - фигурой Абая. И в то же время я сторонник современного искусства по европейским канонам. В этом плане в Казахстане не хватает профессионалов с питерским или московским образованием».

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, Алматы


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...