Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Сегодня исполняется 19 лет со дня принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» - Кайрат Мами, Генеральный прокурор Республики Казахстан

16 декабря 2010, 11:54

Сегодня исполняется 19 лет со дня принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», который послужил важной политико-правовой основой построения государственности в нашей стране. В нем нашли отражение базовые идеи и принципы, определяющие перспективы развития казахстанского государства и общества в сложных условиях неопределенности его международно-правового статуса в первые годы постсоветского периода.

Принятие названного Конституционного закона имеет непреходящее историческое значение, поскольку на тот момент государственно-правового развития он явился провозвестником и по существу главным и единственным документальным свидетельством реализации права многонационального казахстанского народа на самоопределение.

Являясь выразителем его воли, 16 декабря 1991 года Верховный Совет посредством принятия Конституционного закона торжественно провозгласил государственную Независимость Республики Казахстан. Она основывалась на признании приоритета прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, на осуществлении миролюбивой внешней политики, а также на решимости создать гражданское общество и правовое государство.

Говоря о значимости закона, следует подчеркнуть, что он воплотил в себе главные ценностные социальные и политико-правовые ориентиры, содержавшиеся в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года, но в отличие от последнего был наделен силой законодательного акта приоритетного юридического и политического значения.

Основные положения документа, определяющие признаки и принципы суверенного государства, а также политические, социальные, экономические и международно-правовые основы его функционирования не только отражены в тексте первой Конституции Казахстана 1993 года, но и нашли свое логическое продолжение в последующем конституционном развитии нашей страны.

Конституционный закон определяет, что Республика Казахстан, являясь независимым, демократическим и правовым государством, обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, строит взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права. Территория Казахстана в существующих границах провозглашена Конституционным законом целостной, неделимой и неприкосновенной.

Развивая указанные положения, наша Конституция утверждает Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством. Его высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы, а основополагающими принципами деятельности - общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость территории обеспечивается государством, а приверженность к построению внешней политики на общепризнанных принципах международного права отразилась не только во внешнеполитическом курсе Казахстана, инициативах его лидера, но и в провозглашении на конституционном уровне примата международно-правовых норм над внутригосударственным законодательством.

Так, пунктом 3 статьи 4 Конституции установлено: международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Международно-правовые реалии Казахстана таковы, что он является не только полноправным и активным субъектом международных отношений, обмениваясь дипломатическими и консульскими представительствами, участвуя в международных организациях и системах коллективной безопасности, но и занимает лидирующие позиции в их организационно-правовых структурах. Ярким подтверждением этому является председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и предстоящее его председательство в Организации «Исламская конференция».

Об уровне решаемых задач международного политического характера свидетельствует успешное проведение в столице республики Саммита ОБСЕ, а также актуальность внешнеполитических проблем стран - участниц этой влиятельной международной организации и значимость мер по их разрешению, определенные в итоговом документе форума - Астанинской декларации.

Особое значение в Конституционном законе придано экономическим основам государственной независимости страны. В нем отмечено, что Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Кроме того, указано на такие обязательные признаки суверенности экономики, как наличие государственной финансово-кредитной, денежной, налоговой и таможенной систем, золотого запаса, алмазного и валютного фондов.

Эти идеи нашли развитие в современных конституционных нормах о признании и равной защите государственной и частной собственности. В Конституции уточняется, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

С первых дней Независимости Казахстан придерживается позиции, согласно которой демократия должна быть подкреплена стабильным и эффективным ростом экономики, основанной на многообразии форм собственности и на соответствующей ее потребностям развернутой законодательной базе.

Указанный принцип прошел проверку временем. Как известно, страны, делавшие упор на политических реформах без учета существующих экономических основ, к сожалению, перенесли социальные потрясения и конфликты, отдалившие их от процесса демократизации общественной и государственной жизни.

Особое значение в Конституционном законе придается вопросам охраны государственной Независимости Казахстана, который принимает меры по защите своей независимости и укреплению национальной государственности, любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее независимость.

На защиту государственного суверенитета во всех его проявлениях направлена деятельность правоохранительной системы, поэтому задачи ее реформирования не теряют своей актуальности и по сей день.

Критерием ее результативности, как отмечено в Послании Главы государства от 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности» должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого является доверие граждан. В деятельности правоохранительных органов должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства.

Являясь ядром правоохранительной системы, органы прокуратуры в рамках, предусмотренных законом правомочий, осуществляют весь спектр работы, направленный на упрочение законности и правопорядка в стране. Это вопросы соблюдения и защиты конституционных прав и свобод человека, борьба с преступностью и иными правонарушениями, обеспечение представительства интересов государства в суде, координационные и иные функции.

Приоритеты прокурорского надзора диктуются временем, его насущными на тот или иной период государственного и общественного развития потребностями.

Так, особыми, требующими пристального внимания объектами прокурорского надзора в последние годы явились вопросы устранения правовых нарушений, порожденных финансовым кризисом, обеспечения законности использования средств Национального фонда, защиты трудовых и иных социально-экономических прав граждан, разрешения юридических проблем в сфере банковской деятельности, экологии и предпринимательства.

В основе указанной «избирательности» прокурорской деятельности лежат процессы глобализации и связанные с ними последствия мирового экономического кризиса. В определенной мере они обусловлены результатами масштабного развития экономической инфраструктуры республики, в том числе за счет активизации потоков и разнообразия условий ее финансирования.

Выполняя поручения Главы государства, органы прокуратуры призваны своевременно реагировать на возникающие вызовы, акцентируя внимание на социальной составляющей государственной политики и социальной направленности собственной деятельности.

Данная работа строится на принципах системности и постоянства, об этом, в частности, свидетельствует рост количества обращений граждан по социально-правовым вопросам, а также результаты их рассмотрения, выраженные в отмене незаконных правовых актов, возмещении причиненного ущерба, во всесторонней и исчерпывающей защите законных прав и интересов различных субъектов правоотношений.

К примеру, по отчетным данным за одиннадцать месяцев года органами прокуратуры защищены конституционные права более 685 тыс. граждан, по актам прокурорского надзора отменено 50 тыс. незаконных правовых актов, возмещен ущерб на сумму свыше 50 млрд. тенге, из которых более 38 млрд. - в государственный бюджет.

Следует в этой связи особо отметить положительный эффект деятельности органов прокуратуры, обусловленный отменой по актам прокурорского надзора правовых актов нормативного характера, противоречащих законам и другим актам более высокой юридической силы, а также усилия, направленные на оптимизацию отраслевого законодательства.

Во исполнение поручений Главы государства на основе проведенных прокурорских обобщений нами инициированы предложения об изменении ряда нормативных правовых актов, связанных с рейдерством, лжепредпринимательством, обязательств по ипотечным договорам, исполнительному производству, что, в свою очередь, должно позитивно повлиять на регулируемые общественные отношения, предотвратить злоупотребления и правонарушения в указанных правовых сферах.

Закономерную озабоченность вызывает стремительный до недавнего времени рост «тюремного населения» страны, обусловленный широким применением меры пресечения в виде ареста и назначением наказания в виде реального лишения свободы. Указанными причинами обоснованы меры, инициированные Главой нашего государства, которые направлены на либерализацию политики уголовного наказания и декриминализацию в этих целях ряда составов преступлений.

Вместе с тем данные законодательные нововведения потребуют не только скоординированных действий правоохранительных органов по поддержанию законности и правопорядка в стране, но и общих усилий госорганов и общественности как по повышению уровня правовой культуры населения, так и роста его правосознания. Иначе говоря, только совместными и целевыми действиями, подкрепленными соответствующими законодательными мерами, можно добиться торжества законности, обеспечить надежную правовую охрану достояний суверенного Казахстана.

К этому нас обязывает стратегия Лидера нации, направленная на ускоренное развитие Казахстана как современного конкурентоспособного государства с высокими стандартами жизни, а также достигнутый международно-правовой статус нашей страны в мировом сообществе.

Кайрат МАМИ, Генеральный прокурор Республики Казахстан


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...