Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Тезисы концепции построения местного самоуправления в Республике Казахстан

13 мая 2014, 12:53

Судья

«Самое главное достижение и условие упрочения нашей Независимости - это единство народа. Эта ценность будет значимой на любом этапе развития Казахстана.

Нужно разработать четкую Стратегию социальной модернизации общества. В ней необходимо определить главные приоритеты, которые должны быть одновременно Проектами Будущего»

(Из выступления Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Нурсултана Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 20-летию Независимости Республики Казахстан «Время выбрало нас» (г. Астана, Дворец Независимости, 15 декабря 2011 года)

Введение. Современное состояние местного самоуправления

в Республике Казахстан

Местное самоуправление является одним из главных звеньев устройства общества, считающего себя демократически развитым. Но в силу объективных причин местное самоуправление в нашей республике пока ещё не обрело устойчивой формы. Проблема в том, что мы ещё не определились с концепцией местного самоуправления, не пришли к единому мнению, какая она у нас должна быть.

В основном все предложения в области определения концепции организации самоуправления в РК так или иначе утопают в водовороте страстей «как правильно избрать акима».

Именно такое сужение данного элемента обустройства государства до уровня профанации и является сегодня тормозом его практического внедрения. Потому что простое повсеместное введение выборности акимов даже на уровне сельских округов в условиях Казахстана в проекции происходящих в мире глобальных потрясении может иметь совершенно обратный эффект. Ведь предназначение местного самоуправления в том, чтобы население было вовлечено в процессы решения местных вопросов, тех вопросов, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно – организацией коммунального хозяйства, общественного транспорта, общественного правопорядка и т.п.. Смысл в том, чтобы за состояние данной сферы население должно быть ответственно само, а не государство в лице его центральных органов.

Местное самоуправление должно рассматриваться не как элемент организации власти на местах, а как структура самоорганизации граждан по месту проживания для решения практических вопросов социального общежития.

Наличие системы местного самоуправления является неотьемлимым составляющим правового государства. Поэтому норма о местном самоуправлении всегда являлась составной частью Конституции нашего государства.

Но почему до сих пор местное самоуправление у нас не сложилось? Дело в том, что имеющийся в мировой практике опыт местного самоуправления схематически не переносится на условия нашей страны. И этому есть объективные причины.

Мы уже созрели до того, чтобы осознать, что в такой уникальной стране как Казахстан, с его разнообразием в национальном, ментальном, культурном, религиозном и, не исключая трайбалистической - составляющих, должна быть уникальная система местного самоуправления.

Именно поэтому все известные в мире системы местного самоуправления в попытках примерить их к реалиям нашего государства трещат, не выдерживая всех изгибов и углов его огромной конструкции.

В то же время без развитого, т.е. работающего местного самоуправления любое государство рискует превратиться в государство иждивенствующих граждан, требующих у властей разрешения самых простых вопросов территориального общежития.

В качестве примера можно привести отдельные арабские страны, когда простое распределение на душу населения дивиденды с нефтедолларов совершенно деморализовало производительные силы, веками выстраданное чувство созидания при первых испытаниях было подавлено требованиями перераспределения.

Любое государство обладает правом распределения централизованных средств, это его природа. Но отсутствие понятной и прозрачной системы этого распределения порождает недоверие как к государству, так и всей системе общественных взаимоотношении. Именно здесь могут быть истоки местного эгоизма, порождающих такие аргументы как: «вот наша земля даёт больше всех хлеба (золота, нефти), а прибылью от этого несправедливо пользуются все наравне или кто-то больше».

Поэтому местное самоуправление должно рассматриваться сегодня не как политический институт, а как экономический инструмент эффективного развития территории.

Политизация местного самоуправления неизбежно приведёт в конце концов конфликту интересов, когда результат будет достигаться требованиями, тогда как доминирование социально-экономического составляющего данного института порождает сознание у населения о необходимости зарабатывания коллективных благ.

И с учётом того, что территории (регионы) у нас разные по климатическим, социальным, культурным и многим другим параметрам, поэтому у нас и должно быть многообразие форм местного самоуправления. И только поэтому в Казахстане может быть принят только рамочный закон о местном самоуправлении, устанавливающий их уровни, структуру, полномочия и общие принципы формирования, и что особо важно – пределы нормотворческой и финансовой – хозяйственной деятельности.

Какие основные позиции нужно заложить в рамочный законопроект?

Местное самоуправление должно представлять из себя практическим осуществлением договора между государством и административной территорией по месту компактного проживания населения.

 

1. Определение границ, уровней местного самоуправления.

 

Первым , самым первичным уровнем самоуправления должны быть: маленькие аулы – до примерно в 50 сельских подворий; кварталы или улицы крупных сёл; дома и кварталы городов районного подчинения, районов в городах. Органом самоуправления является сход граждан – как собрание представителей каждого домовладения (сельского двора, квартиры в городском доме).

Второй уровень будут представлять отдельные населённые пункты - аулы более 50 дворов и посёлки в составе сельских округов. Представительным органом являются собрания представителей кварталов, улиц и, может быть отдельных производственных формировании, т.к. многие населённые пункты у нас возникли вокруг т.н. «градообразующих предприятии».

Тем самым границы местного самоуправления очерчиваются территориями компактного проживания населения, на уровне районов и областей – только государственное управление, т.к. мы не федеративное, а унитарное государство.

Детальная регламентация механизма формирования органов местного самоуправления и осуществления организационно-хозяйственной деятельности должна быть расписана в Уставе местного самоуправления конкретной административной – территориальной единицы. Устав, разработанный активом населения, возможно с участием общественных движений и при содействии госорганов, должен пройти утверждение раймаслихатом, и затем пройти регистрацию в органах юстиции.

Что касается полномочии каждого конкретного местного самоуправления, то оно должно определяться на основании договора между каждым субъектом местного самоуправления (территориальной единицы, имеющей Устав местного самоуправления) с акимом района. Так, аким района может передать органу местного самоуправления часть собираемого с местности государственных налогов и определённый трансферт с районного бюджета, а также свои полномочия по назначению руководителей местных органов образования, здравоохранения и т.д.

 

2. О руководителе верхнего уровня местного самоуправления.

 

Органы управления местным сообществом должен определять его Устав. И если мы определились, что местное самоуправление это прообраз хозяйственного товарищества по оперативному управлению государственным и общественным имуществом, то пусть сообщество исходя из своих финансовых возможностей и решает, как именовать своего лидера, оплату его работы и т.д. Лидер местного сообщества должен быть менеджером территории. Поэтому он может быть нанят как управленец и со стороны. В данном случае для населения будет важна профессиональная компетентность своего лидера или нанятого управленца, а не его происхождение и иные ментальные характеристики.

Естественно возникает вопрос о роли нынешних акимов сельских округов.

Они должны остаться как представитель вертикальной исполнительной власти и их обязанность координировать деятельность местных самоуправлении, проводить единую государственную политику и обеспечивать соблюдение законов на вверенной территории. В то же время функции по распределению средств территории и ряд вопросов кадровой политики должны быть переданы органам местного самоуправления. И это будет базой искоренения коррупции на местах. А это самое главное, что нужно сегодня стране. Коррупция непобедима, пока к борьбе с ней не будет включено всё здравое население страны.

 

3 О финансово-экономической базе местного самоуправления.

 

Сегодня уже никто практически не оспаривает необходимость наличия у органа местного самоуправления своего бюджета. Вопрос только в том, для решения каких задач и как формировать бюджет.

Бюджет местного самоуправления должен решать вопросы жизнеобеспечения, которые так или иначе связаны с возможностью населения влиять на определённые процессы. Это коммунально-коммуникационные вопросы, как водораспределение, благоустройство, внутрисельское дорожное строительство, обеспечение общественного правопорядка, культурно-просветительные, оздоровительные и экологические мероприятия. Финансирование больниц и школ – зарплата врачей и учителей, материальное обеспечение должно осуществляться по республиканским стандартам и соответствующим программам государственного республиканского бюджета, но возможна передача в целях рачительного расходования государственных средств – финансирование коммунальных услуг школ, больниц и спортивно-культурных объектов через бюджеты местных самоуправлении.

Бюджет как правило формируется на основе налогов. В данном случае настала пора наконец отойти от сложившейся традиции делить налоги на общереспубликанские и местные. Данное деление является рудиментом советской системы и может быть применима к государствам с федеративным устройством. В Республике Казахстан все налоги должны быть только государственными. Соответствующие бюджеты от бюджетов областей, районов и местных самоуправлении должны формироваться от процентных отчислении от конкретных налогов. В данном случае, бюджет местного самоуправления должен формироваться от процентных отчислении от всех видов налогов, собираемых от данной территории, т.е. бюджет как бы «зарабатывается». Тем самым достигается прозрачность налогообложения и контроль над данным процессом со стороны населения, что в конечном итоге подрывает питательную базу основного зла поступательного развития государства – коррупции. Объём бюджета, принципы формирования которого отражены в договоре между каждым местным самоуправлением с акимом района, должен утверждаться районным маслихатом, который и будет решать вопросы трансфертов при дефиците доходной части бюджета местного самоуправления.

 

Самат Нуке улы Толесбай

Судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...