Лента новостей
0

Религиозные постановления (фетвы) - метод профилактики религиозного экстремизма

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 19.08.2014 16:05 Zakon.kz
Анализ и исследование проблем издания религиозных постановлений (фетв) показывает, что исламские фетвы влияют на религиозные процессы в обществе.
Старший научный сотрудник отдела исследования ислама «Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии» Министерства культуры и спорта Талгат Смагулов считает, что с приходом независимости в Казахстан потянулись различные исламские проповедники и миссионеры. 

По его словам, в период формирования Казахстана как независимой страны, подобные деятели воспользовались гостеприимством казахского народа, а также их уважением и почитанием религии ислам. Но вместе с религиозными понятиями, харизматичные миссионеры, вместе с чуждой нам культурой и бытом других народов внесли в наши края опасные и пагубные идеи, которые, подчас, шли вразрез с культурой и образом жизни казахского этноса и современным укладом государства Казахстан.

Подобная практика стала причиной опасности надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно могла привести к неминуемому упадку всего государства. Мы были свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность.

Для того чтобы противостоять подобной подрывной деятельности и оградить общество от экстремистских проявлений необходимо тщательно изучить и исследовать причину появления противостояния, увидеть ее очаги и найти рычаги воздействия для решения данных проблем.

В результате многочисленных аналитических исследований было установлено, что основной толкающей силой экстремизма являются религиозные постановления (фетвы) различных религиозных проповедников и миссионеров, заимствованных ими у зарубежных богословов и религиозных деятелей. Отсутствие иммунитета у верующих против экстремистской идеологии, а также безграмотность и непросвещенность в вопросах исламского права стали причинами радикализации части верующих Казахстана. Результатом идеологической незащищенности мусульман Казахстана стало то, что мы явились свидетелями того, как под лозунгом «борьба с тагутом и идолопоклонством» совершались террористические акты против граждан Казахстана, организаторы которых руководствовались подобными ложными фетвами из сомнительных источников.

Анализ и исследование проблем издания религиозных постановлений (фетв) показывает, что исламские фетвы влияют на религиозные процессы в обществе, а также напрямую отражаются на стабильностив регионе. Исламские фетвы, как механизм воздействия на религиозную ситуацию в обществе, нуждаются в контроле и регулировании со стороны государства.

Значение понятия исламская фетва

Фетва – в переводе с арабского языка означает – разъяснение, решение, постановление. В религиозном смысле понятие фетва означает решение в исламе по какому-либо вопросу, выносимое муфтием (верховный духовный лидер мусульман), факихом (исламский правовед) или алимом (исламский ученый), основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.

Источниками фетвы являются: впервую очередь – Коран, во вторую – сунна пророка Мухаммада, в третью – это заключения тех исламских ученых, которые являются авторитетами в исламском мире и являются опорой для муфтия, который, в конечном итого, издает эти фетвы.

Исламские фетвы обусловливаются мазхабами (правовыми школами), являющимися главными критериями религиозных постановлений. В исламе существует четыре, признанных ортодоксальным исламом, мазхабов: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Все фетвы издаются в рамках перечисленных четырех мазхабов. Также в исламском законодательстве существует понятие иджтихад, означающее возможность выносить фетву путем изучения и решения вопросов богословско-правового комплекса, системы принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, имеющего степень авторитетности в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.

Роль фетвы в религиозных процессах государства

В любомобществе религиозная часть населения, независимо от религии и конфессии, руководствуется решениями и постановлениями духовных лидеров. В исламском мире религиозное постановление (фетва) играет особо значимую роль в жизни верующего. Исторически сложившийся фактор исламской фетвы глубоко укоренился в подсознании мусульман во всех странах. Первое, с чем сталкивается мусульманин в своей религиозной

практике – это определение дозволенного (халял) и запретного (харам) с позиции шариата. Существование многочисленных вопросов касательно шариатских положений (хукм) в исламе обязывает верующего обращаться к духовному наставничеству в поисках ответов на многочисленные вопросы. Можно констатировать, что религиозная жизнь мусульманина во многом зависит от выбора духовного наставника или имама (учитель ислама, наставник).

К сожалению, значимость исламской фетвы для мусульман знают и деструктивные организации, преследующие амбициозные, а зачастую и политические, цели. Фетва в руках деструктивных проповедников и миссионеров становится неким инструментом зомбирования и подчинения малограмотных и непросвещенных людей, в особенности молодежи. Ловкое манипулирование религиозными постановлениями среди верующих, не имеющих элементарных понятий о религии, и ее постулатах, за короткое время ставит лжепроповедника в положение исламского лидера и духовного наставника мусульманского джамаата.

Механизм манипулирования и использования фетв довольно прост: проповедник находит высказывание или выступление любого авторитетного богослова, переводит на нужный язык и в харизматичной форме преподносится верующим в том виде, какой выгоден для данной деструктивной организации. Фетвы деструктивных и экстремистских организаций специально направлены на молодежь и юношество, так как рассчитаны на максимализм, эмоциональность и легковозбудимость этой категории населения. Воодушевленность религией, а также экспансивность и темперамент молодых людей преграждают путь к трезвому мышлению и способности получения объективных религиозных знаний, что позволяет легко манипулировать ими представителями деструктивных организаций.

В самые короткие сроки вербовщики подготавливают высокоподготовленных, принципиальных ибесповоротных сектантов, готовых пожертвовать собственной жизнью ради идей этой деструктивной организации, которые скрыты за религиозными фетвами их лидеров.

В большинстве случаев идеи деструктивных организаций направлены против государственного строя, президента, традиционной религии, мирных граждан.

Влияние фетв зарубежных теологов на религиозную ситуацию в Казахстане

Чаще всего зарубежные теологи и религиозные деятели не осознают опасности и значимости издаваемых ими фетв. Некоторым богословам даже льстит, что к ним обращаются за фетвами зарубежные мусульмане. В большинстве случаев зарубежные теологи даже представления не имеют о той стране, куда направлена их фетва. Информация о местности и населении, куда будет адресована фетва шейха, автор фетвы может узнать только посредством интернета или человека, прибывшего с данного региона. В большинстве случаев, это студенты и слушатели со сформировавшимся идеологическим воззрением, направленным против своего государства.

Другая проблема фетвы из-за рубежа, это контекст задаваемого вопроса. Фетва от шейха или богослова, не имеющего детального представления о ситуации в данном регионе, полностью зависит от характера задаваемого вопроса. Одну и ту же проблему можно представить по-разному, в зависимости от контекста задаваемого вопроса. К примеру, вопрос может звучать так: «О, шейх! Люди в нашей стране употребляют алкоголь, совершают предосудительные шариатом поступки, уклоняются от намаза, противятся мусульманской внешности. Какова ваша фетва относительно них: являются ли они мусульманами?»

В постановке данного вопроса очевидно присутствие тенденциозности в отношении к гражданам указанного государства.

Относительно этого же региона можно задать вопрос в ином ракурсе. К примеру: «О, шейх! Люди нашей страны около ста лет находились под гнетом атеистов. Но, несмотря на это, они приобрели независимость и выбрали путь религии для народа – ислам. Возможно, у них есть упущения в плане религиозных знаний и исполнения религиозных обрядов, но нельзя не заметить их существенного прогресса в направлении ислама и возрождения исламских устоев и традиций».

Очевидно, что результатом подобной постановки вопроса будет одобрение и послабление фетвы.

Таким образом, особо значимую роль в религиозных процессах государства играют религиозные проповедники, выступающие в качестве посредников между зарубежными богословами и верующими.

Фетвы деструктивного и экстремистского характера, направленные на дестабилизацию обстановки в стране

Особо опасную роль играют фетвы, издающиеся зарубежными религиозными деятелями, имеющими радикальные или экстремистские взгляды. Фетвы таких шейхов несут за собой тяжкие последствия в мусульманском обществе. Всем известный проповедник Абдужаппаров Абдухалил, ответственный за распространение радикализма в Западном Казахстане, пример подобной деструктивной деятельности посредничества фетвы между его последователями в Казахстане и некоторыми шейхами Саудовской Аравии. Абдужаппаров является автором многих преступных фетв, положивших начало распространению идей такфиризма (обвинение мусульман в неверии) и джихадизма (священная война с неверными). Сегодня можно с уверенностью сказать, что фетвы Абдужаппарова положили начало серии терактов на территории Казахстана в 2011-2012 г.г.

Практика такфир является экстремистской, т.к. формирует религиозно-обусловленный мотив к посягательству на честь, права, жизнь, здоровье, имущество других лиц. Кроме того пропагандирует превосходство и исключительность сторонников такфиризма над другими мусульманами, обвиняя их в неверии, а себя – настоящими мусульманами. Особую угрозу для государственности представляет религиозное понятие «тагут», применяемое сторонниками такфиризма как инструмент обвинения государственного строя в идолопоклонничестве и отходе от ислама.

На основании аналитического заключения, относительно экстремистской идеологии такфир, первостепенной задачей по профилактике религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане является предупреждение деструктивной экстремистской деятельности движения такфир.

В большинстве случаев за радикально-настроенными группировками стоят третьи силы, преследующие определенные политические интересы в тех или иных регионах. Сплетение радикалистских религиозных принципов и политических идей в совокупности порождают религиозно-политическое движение, руководствующееся преимущественно идеями такфира и табдиха (обвинение в нововведении в религии). Одним из примеров такого религиозно-политического радикального движения являются: «Братья-мусульмане»; «Хизбут-Тахрир»; «Общество социальных реформ».

Концепция «Братьев-мусульман» несет чисто политико-религиозную направленность, ставящую целью свержение легитимного правительства страны под предлогом «исламского противостояния режиму «тагута» и установления исламского шариата.

Религиозно-политическая экстремисткая организация «Хизбут-Тахрир». Дата и место основания: 1953 г., Иерусалим, в качестве филиала египетского движения «Братьев мусульман», основатель Такыюддин Ан-Набхани. Основной целью в своей деятельности партия считает установление во всем мире порядка, который они называют исламским.

Религиозно-политическое движение «Общество социальных реформ» (Джамият аль-ислах аль-иджтимаи)– организация со штаб-квартирой в Эль-Кувейте (Кувейт). В Кувейте ОСР имеет статус неправительственной благотворительной организации, действующая под прикрытием благотворительных программ, продвигает в жизнь главную цель ассоциации «Братья-мусульмане» – устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского халифата», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением стран СНГ и России.

Основные формы деятельности названных групп: целенаправленная исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; целенаправленная работа (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением) по внесению раскола в общество; конспиративное финансирование вооруженного джихада.

Практически все экстремистские, религиозно-политические движения распространяют свои идеи посредством «исламской фетвы».

Контроль религиозной фетвы государством как метод профилактики религиозного экстремизма, терроризма

Отсутствие контроля со стороны государства над религиозными постановлениями может способствовать радикализации верующих в среде мусульман Казахстана. На сегодня, бесконтрольность распространения религиозной фетвы на территории Казахстана, является уязвимой точкой в области религиозных процессов государства, обеспечивающих общую стабильность в стране. Именно этой слабостью хотят сегодня воспользоваться недоброжелатели согласия и мирав Казахстане. Авторы многочисленных провокационных фетв чувствуютбезнаказанностьза подрывную деятельность. Под прикрытием исламских учений, а иногда под видом традиционного ислама, сторонники радикализма стремятся расшатать, и без того хрупкую и шаткую, стабильность, которая построена на миролюбии, толерантности и межнациональном согласии казахстанцев.

Религия отделена от государства, но народ не отделён от религии. Верующим Казахстана, в особенности мусульманам, необходимо увидеть взаимосвязь исповедуемой ими религии с политическими и социальными процессами в обществе.

Мусульманам необходимо понять, что регулирование религиозной деятельности государством – требование Корана.

В одном из аятов Корана говорится: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать это. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за сатаной». (Коран.Сура «Женщины», аят 83).

В комментарии к этому аяту, известный толкователь Корана Абдуррахманаль-Саади сказал: «Это доказательство того, что если случится неясность, то надо обращаться к тем, кто обладает больше знаниями и не опережать их в действиях. Это близко к правильности и избеганию ошибок».

При тщательном анализе данного аята, можно с уверенностью сказать, что Коран (который является словом Бога) называет пророка Мухаммада и т.н. «обладателей влияния» своей милостью и спасением. «Обладателями влияния», несомненно, являются правители и государственные органы власти, так как «уалильамр» с араб.языка буквально переводится как правительство, власть. К тому же, в аяте не определены условия, что речь идет о правителях – соблюдающих обряды ислама, или безгрешных правителях, или правителях правящих по шариату. Речь идет о любых правителях, которые поддерживают порядок в стране, так как порядок это ясность и справедливость. Ясность и справедливость поощряются Кораном, а нарушение покоя и разжигание беспорядка, всячески осуждается и порицается Кораном.

Так, в одном из аятов говорится: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое. Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили». (Коран.Сура «Пчелы», аят 112).

Говоря современным языком, если в обществе появилась любая информация, распространение которой может привести как к отрицательным, так и к положительным последствиям, то распространение данной информации, во-первых, необходимо пресечь, во-вторых, передать в компетентные государственные органы, которые, в свою очередь, обязаны исследовать данное сообщение, проанализировать и вынести правильное и адекватное заключение, касающееся данной проблемы и ее воздействия на общество в случае ее беспрепятственного распространения. Только после этого, правительство (власть, уалильамр) может вынести решение о распространении или нераспространении данной информации среди граждан страны или за ее пределами.

Использование иной практики, при столкновении с подобной проблемой, Коран, не двузначно, называет «следование за сатаной».

В связи с этим, для регулирования деятельности, связанной с распространением и руководством исламской фетвы, предлагается следующее:

1. Установление порядка в процессе издания и распространения религиозных постановлений.
2. Установление ответственности за издание и распространение фетв, в особенности могущих стать причиной экстремистских проявлений.
3. Направление религиозных постановлений в компетентные государственные органы, специализирующихся на приемлемости или неприемлемости тех или иных фетв в обществе.
4. Сотрудничество с богословами и религиозными деятелями исламского мира.

На основании аналитического заключения, касательно исламской фетвы и ее роли в религиозных процессах Казахстана, можно заключить об актуальности проблемы и первостепенности решения данной задачи в целях профилактики религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: