Лента новостей
0

Разработка законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» обретает сейчас особую актуальность

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 23.10.2014 17:50 Zakon.kz
Предлагаемые изменения, направленные на защиту несовершеннолетних от негативной информации, позволят перейти на новый уровень защиты прав человека, в частности прав детей.
Защита детей от вредной информации, способной нанести вред их психическому здоровью

Современное образование сопровождается глобальными процессами использования информационных ресурсов.

Развитие компьютерных технологий и сетевых ресурсов, увеличение разнообразия предлагаемой ими продукции, а также повышение уровня доступности глобальной сети Интернет, наблюдаемое в настоящее время, обуславливает ежегодный рост числа пользователей. Вместе с увеличением количества пользователей Интернета, расширяются и его размеры, измеряемые в количестве страниц, зарегистрированных в различных доменных зонах, а также растет количество используемых доменных зон.

Главным ориентиром отечественной школы является «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества». Вместе с тем одним из основных факторов успешной учебы в образовательных учреждениях Республики Казахстан является активное использование различных способов поиска необходимой информации, в частности посредством глобальной сети Интернет.

В процессе подобного поиска дети имеют возможность натолкнуться на информацию, способную нанести вред психологическому здоровью ребенка. Этот вывод основан на том, что сознание современного ребенка подвергается давлению хаотичного потока информации из Интернета, которая, в свою очередь, замещает знания ребенка, получаемые от родителей, воспитателей, учителей.

Подобная информация не имеет какой-либо структуры, содержательной, логической связи, соответственно, имеет высокие шансы впитаться в сознание ребенка в подобном бессистемном виде, что может привести к различным негативным последствиям, начиная от отклонения в поведении и заканчивая суицидом.

Отечественные и зарубежные исследователи выделяют Интернет-зависимость в группе нехимических зависимостей как особое проявление девиантного поведения. Несмотря на некоторые современные расхождения в классификации форм девиантного поведения, аддиктивное поведение имеет свою устойчивую позицию среди прочих форм во всѐм своѐм многообразии. Но в силу более очевидных и разрушительных для личности негативных последствий, а также более продолжительного по времени периода изучения, большинство научных взглядов приковано к проблеме химических зависимостей, таких как наркомания и алкоголизм.

Обобщение и систематизация представленных в психолого-педагогической литературе тенденций, сопровождающих внедрение в образование Интернет-технологий, показали, что «…наряду с положительными тенденциями: информационности (возрастания общедоступности различных образовательных массивов); оперативности (возможности быстрой передачи и получения информации); расширения способов коммуникации (общения с помощью электронного текста, скайпа и пр.); эргономичности (экономии времени и материальных средств для получения образовательных услуг, учебной информации) и др., при модернизации образования имеют место негативные тенденции: зомбирование (навязывания идеалов и типа мышления); манипуляция сознанием (превращения пользователей из субъектов деятельности в объекты манипуляций, за счет деструктивного воздействия на сознание пользователей); виртуализация сознания (игнорирования или виртуализации ответственности); примитивизация (упрощения языковых форм, способов высказывания, коммуникации, возможности получения готовых образовательных продуктов низкого качества); вульгаризация (допустимости брани и нецензурных выражений во всех видах Интернет-продукции, популяризации порно, стихов и песен с подтекстом); хаотизация (выстраивания Сети по принципу всеобщего хаоса); реализация различных провокаций (распространения на сайтах провокационной информации); расширение круга зависимых от он-лайн игр – (проникновения игры в Интернет); криминализация (демонстрации в Сети роликов криминального содержания с их последующим одобрительным обсуждением на форумах); коммерциализация («выкачивания» денег из пользователей Интернета); ресоциализация (подмены реального бытия в человеческом обществе виртуальным бытием в сети Интернет, что ведет к социальному отчуждению и искусственной «аутизации» личности) и пр.»

В настоящее время в Республике Казахстан вопросы защиты детей от информации, не соответствующей их возрасту, не имеют законодательного регулирования, что порождает оборот наиболее опасных для детей видов информационной продукции вокруг них.

Вне сферы законодательного регулирования в настоящее время остается информация, распространяемая по сетям мобильной связи, посредством компьютерных и электронных игр, публичных, зрелищных мероприятий. Законодательно не закреплены требования к содержанию печатной, аудиовизуальной и электронной продукции, предназначенной для детей разных возрастных групп с учетом их психофизиологических особенностей.

Все указанные выше тенденции являются детерминантами увлеченности подростков Интернетом и, как следствие, проявления у них склонности к Интернет-зависимости, что ставит педагогов и родителей перед необходимостью оказания помощи и поддержки детям, с одной стороны, и закрепления на законодательном уровне механизмов защиты детей от информации, способной нанести вред психическому здоровью детей, с другой

В этой связи отметим, что разработка законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обретает особую актуальность и обоснованность.

Подобный законопроект должен регулировать общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права детей на получение и распространение информации, соответствующей их возрасту, и направлен на защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию.

Так, основными проблемами вопросами, на которые должны обратить внимание специалисты и законодатели, являются проблемы, связанные с отсутствием в действующем законодательстве единых критериев оценки информации, что, в свою очередь, способно привести к значительным расхождениям в маркировке одних и тех же информационных материалов разными экспертами. Это обусловлено субъективными аспектами, то есть существует вероятность субъективного восприятия, субъективной оценки.

Таким образом, информация, способная нанести вред психологическому здоровью детей, имеет возможность сначала распространяться при произвольной классификации и предупредительной маркировке, и лишь затем следует процедура установления и/или подтверждения ее вредоносности сначала родителями и педагогами, затем экспертами. На данный процесс, учитывая объективные признаки, уйдет значительное количество времени.

И только после прохождения всего указанного выше процесса принимается решение о приостановке оборота или полном изъятии подобной информации. В течение всего этого времени дети подвергаются воздействию вредоносной информации, и совершенно никто не несет за это ответственности.

Отдельно стоит отметить несовершенство отдельных положений законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в частности, касающихся «информационной продукции возрастной категории «до 6 лет».

Так, согласно законопроекту, «к информационной продукции возрастной категории «до 6 лет» может быть отнесена... информационная продукция, содержащая оправданное жанром и (или) сюжетом ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального), при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия и (или) осуждение насилия».

Учитывая физиологические особенности психики детей «до 6», стоит отметить, что дети, как минимум до трёх лет, не способны осознавать имеющиеся отличия добра от зла, соответственно, демонстрация насилия даже в самом безобидном виде способна нанести вред детской психике и отразиться на здоровье детей. Следовательно, можно с уверенностью предположить, что информационная продукция, содержащая любые изображения или описания насилия в какой бы то ни было форме, в возрасте «до 6» не может быть отнесена к информации, не причиняющей вреда здоровью и (или) развитию детей, как это предложено в указанном выше законопроекте.

При этом в законопроекте не содержится определения понятий «насилие» и «жестокость», что создаёт возможность их неоднозначного толкования и субъективной оценки со стороны экспертов и специалистов в правоприменительной практике.

Следующим немаловажным пробелом имеющегося законопроекта является положение, применяемое к обороту информационной продукции для детей, возраста «12+», к ней может быть отнесена информационная продукция, содержащая «оправданное жанром и сюжетом ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, не носящее возбуждающего или оскорбительного характера и не имеющее порнографического характера».

Между тем, как отмечают эксперты, «…для двенадцатилетнего подростка любые изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной не могут не носить возбуждающего характера в силу физиологических и психологических особенностей этого возраста. Для детей в пубертатном периоде даже эпизодическое и ненатуралистическое изображение или описание половых отношений мужчины и женщины будет носить эротический характер с соответствующими растлевающими последствиями, то есть причинять явный вред их здоровью и развитию».

Однако законопроект вообще не содержит каких-либо положений, ограничивающих оборот продукции для детей, содержащей информацию эротического характера, в то время как именно эта продукция, являясь наиболее распространённой, оказывает едва ли не самое негативное влияние на формирование подрастающего поколения.

Более того, положения законопроекта сужают понятие вредоносности информации, ограничивая ее только категориями «мужчина и женщина», то есть ограничения на распространение информационной продукции, содержащей изображение или описание других форм половых отношений (например, между животными или гомосексуальные), отсутствуют.

Примером указанного пробела может служить как концерт Мадонны в городе Санкт-Петербурге, на котором певица активно пропагандировала гомосексуальные отношения, так и международный конкурс эстрадной песни среди стран-членов Европейского вещательного союза (Евровидение), на котором неоднократно демонстрировались гомосексуальные отношения.

Применительно к понятию «информационная продукция» обращает на себя внимание размытость критериев, по которым определяются «Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей»:

- «дискредитирующая»;
- «провоцирующая»;
- «содержащая пропаганду»;
- «пропагандирующая»;
- «призывающая» и т.п.

Если рассматривать информацию, запрещенную для распространения среди детей, в широком смысле, то к ней можно отнести:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание: употреблять наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принимать участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Не менее спорным является и введение критерия допустимости применительно к информации: «способной вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушить им ужас».

По нашему мнению, нормы, закрепляющие правила оценки и классификации информационной продукции и возрастной категории, для которой она изготовлена, должны быть изменены. Необходимо пересмотреть подход государства к тому факту, что классификация информационной продукции осуществляется не специально уполномоченными государственными органами, а ее производителями и/или распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и/или экспертных организаций). Следовательно, отсутствуют какие-либо государственные гарантии обеспечения надлежащего качества информационной продукции.

В данном случае имеется в виду и деятельность, относящаяся к сфере рекламы.

Это еще один пробел в законодательстве, поскольку реклама (прямо или косвенно) может оказывать влияние на подсознание несовершеннолетних и формировать негативные социальные установки. Представляется целесообразным включение в законопроект положений, направленных на регулирование оценки рекламной продукции.

В любой правовой системе одной из основных гарантий соблюдения законов выступает юридическая ответственность. Нарушение законодательства за причинение вреда информационно-психологической безопасности детей в Республике Казахстан карается привлечением к административной ответственности, за исключением распространения порнографических материалов с участием несовершеннолетних (за совершение таких действий наступает ответственность уголовная). В качестве меры ответственности установлены административный штраф, административное приостановление деятельности. По нашему мнению, штрафные санкции достаточно лояльны, и в превентивных целях законодателю следовало бы квалифицировать общественно опасные деяния, препятствующие нормальному физическому и психологическому развитию несовершеннолетних не только как правонарушения, но и как преступления, которые в свою очередь будут подпадать под уголовно-правовую ответственность.

Таким образом, целесообразно внести в национальное законодательство, а именно в Уголовный кодекс РК, нормы, предусматривающие уголовно-правовую ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В статье должны быть подробно изложены основания применения к правонарушителю уголовно-правовой ответственности; установлена ответственность экспертов и экспертных организаций в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Предлагаемые изменения, направленные на защиту несовершеннолетних от негативной информации, позволят перейти на новый уровень защиты прав человека, в частности прав детей. Однако стоит отметить, что решение проблем, связанных с обеспечением информационно-психологической безопасности несовершеннолетних, требует комплексного подхода, то есть совершенствования теории вопроса и законодательства эмпирическим путем: с помощью анализа статистических данных, судебной практики, проведения мониторингов, учета общественного мнения, изучения мирового опыта.

Таким образом, полностью поддерживая основную идею о необходимости ограждения детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, и разделяя точку зрения о необходимости ограничения оборота информационной продукции в зависимости от возраста детей, считаем, что проблему определения критериев и возрастной маркировки необходимо решать совместно с психологами и физиологами.

Татаринов Д.В., кандидат юридических наук, кафедра международного права КазНУ им. аль-Фараби,
Татаринова Л.Ф., к.ю.н., доцент кафедры «Юриспруденция и международное право» Университета «Туран».

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: