Рук не хватает. Энергетика РК под ударом нехватки профессиональных кадров

 

Одними из острых проблем в развитии энергетической отрасли Казахстана названы нехватка квалифицированных кадров и отсутствие координации между ответственными органами. Об этом стало известнона форуме «Инновации в энергетику - Казахстан 2050». По мнению участников форума, радикального и резкого изменения ситуации в лучшую сторону в краткосрочной перспективе ожидать не стоит, так как в электроэнергетике для решения всех вопросов предстоит выполнить большую работу.

Хотя форум и планировалось посвятить инновационному развитию энергетической отрасли и зеленой экономике, многие участники собрания предпочли уделить больше внимания насущным проблемам и традиционным источникам энергии.

По мнению вице-министра энергетики Бахытжана Джаксалиева, одним из сдерживающих факторов развития энергетической отрасли стала катастрофическая нехватка профессиональных кадров. Основными причинами дефицита специалистов он назвал непрестижность профессии и низкую заработную плату.

«Оплата труда должна быть высокой, прежде всего на производстве - на электростанциях, энергопередающих, ремонтных и монтажных организациях. Отрасли каждый год требуется порядка 6 тыс. квалифицированных специалистов. Понятно, что это системный вопрос. Но от числа профессионалов в отрасли зависит, прежде всего, внедрение многих механизмов, повышающих эффективность всей работы. Ведь при тех же затратах можно достигнуть значительно большего уровня генерации, улучшить работу и надежность станций и других энергетических объектов, повысить энергоэффективность», - считает г-н Джаксалиев.

«Мы инженеров не выпускаем, у нас только бакалавры. Что дальше будет, мы не знаем. А управлять же должны инженеры всеми системами, электрическими и тепловыми сетями», - посетовал президент АО «Институт «КазНИПИЭнергопром» Геннадий Андреев.

По словам председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА) Шаймердена Уразалинова, в стране должна быть выработана система подготовки кадров. Министерству труда и министерству образования нужно совместно изучать рынок труда, а затем предоставлять заказ или информацию ВУЗам всех уровней и профшколам.

«И есть второй путь. Субъекту естественной монополии, согласно трудовому кодексу, предоставлено право для нужд своих производств осуществлять подготовку кадров. Предприятие должно заключать договор с образовательной организацией о том, что ему нужны специалисты с высшим образованием, и заключать ученический договор с будущим специалистом, оплачивать его учебу. Но в договоре должно быть оговорено, что после окончания учебы энное количество лет вновь испеченный специалист должен отработать в этом предприятии, которое осуществляло финансирование его подготовки с учебным заведением. Вот тогда и будет софинансирование, социальное партнерство и система будет. Это системный процесс и эту систему надо выстроить, и тогда она будет работать, и все будут при деле», - заключил г-н Уразалинов.

Другой немаловажной проблемой стало отсутствие координации между органами, ответственными за развитие энергетики.Шаймерден Уразалинов в своей речи отметил, что каждый из органов ведет свою узкую часть работы без системного подхода в решении стратегических вопросов.

«К примеру, правительство перед обществом поставило задачу интенсивно развивать экономику и бизнес всех уровней, правильно? Одновременно правительство поставило задачу перед энергетиками наращивать объем производства электроэнергии и мощность, чтобы не сдерживать развитие экономики. Рост энергопотребления за последние годы в Казахстане составляет 4-5% в год. Рост экономики по данным министерства национальной экономики до 2018 будет составлять 6-7%. При такой положительной динамике естественно энергетикам надо опережающими темпами развивать производство электроэнергии. И в тоже время министерство охраны окружающей среды разрабатывает проект национального плана, в котором на 2014-2015 гг. вносится снижение выбросов парниковых газовна 2% в 2014 году, и на 4% в 2015 году. После многочисленных дискуссийутвердилив 2014 году на 0%, в 2015 годуна 1,5%. Как можно наращивать производство электроэнергии, традиционной энергетики, когда у нас 84% составляет угольная генерация? Доля возобновляемых источников к 2020 году составит 3%. И потом, она не может работать без резерва традиционной энергетики, на случай изменения погодных и климатических условий. Получается, правительство ставит одну задачу, государственный орган, входящий в состав правительства, в пику этой задаче вводит национальный план. В конечном счете, все закончится тем, что будут многомиллионные штрафные санкций для угольных станций. И они вынуждены будут сдерживать производство электроэнергии и свои мощности, то есть не будут развиваться. Мы не сможем обеспечивать опережающими темпами растущие потребности экономики и населения в электроэнергетике. То ли это интересы экономики Казахстана, то ли дань моде. Я считаю, что это абсолютно нескоординированная политика со стороны отдельно взятого министерства охраны окружающей среды», - сообщил в интервью Kursiv.kz г-н Уразалинов.

Председателя КЭА также возмутило возложение ответственности отраслевого регулятора на Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ)

«Изначально задача АРЕМ (теперь Комитета министерства национальной экономики по регулированию естественных монополий и защите конкуренции) это контроль и регулирование ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий и регулируемых рынков. Вот, занимайтесь этим. Уже пора назрела разработать стимулирующую, прозрачную, эффективную тарифную политику для субъектов естественных монополий. А такие функции, я вот приводил закон, они (АРЕМ - прим. Kursiv.kz), оказывается, осуществляют руководство субъектом естественной монополии. Вот в энергетике, что является объектом естественной монополии? Это национальная электрическая сеть KEGOC и региональные энергопередающие компаний. Это объекты, которые находятся под юрисдикцией отраслевого министерства. Они осуществляют руководство и они несут ответственность за состояние и развитие энергетической отрасли, но никак не АРЕМ. А АРЕМ осуществляет ценовое и тарифное регулирование в сфере естественной монополии, ни больше ни меньше. Министерство энергетики только что создано. Сейчас идет чисто организационный процесс. И вот эти все проблемы, о которых мы говорим, о несвойственных функциях, должны быть возвращены отраслевому министерству. Каждому надо заниматься своим делом», - подытожил Шаймерден Уразалинов.

Напомним, министерство энергетики было создано решением главы государства 6 августа 2014 года. Новому государственному органу были переданы функций и полномочия министерств нефти и газа, индустрии и новых технологий, а также окружающей среды и водных ресурсов.

 

Автор: Медет ЕСИМХАНОВ

 

24 ноября 2014, 15:20
Источник, интернет-ресурс: Деловой еженедельник «КУРСИВъ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код