О новом Кодексе Республики Казахстан
об административных правонарушениях

 

Как известно, 5 июля 2014 года Президент нашей страны Н.А. Назарбаев подписал Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РК), который вводится в действие с 1 января 2015 года.

Новая редакция КоАП РК разработана во исполнение эпохального Послания Лидера Нации - Первого Президента страны народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, в котором озвучена амбициозная задача - вхождение Казахстана в 30-ку развитых стан мира.

В «Стратегии «Казахстан - 2050» Глава государства поручил начать очередной этап модернизации национальной правовой системы и внести в Парламент проекты четырех новых кодексов: Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях.

Основной целью принятия этих ключевых законодательных актов является концептуальная модернизация системы уголовного судопроизводства и выведение нашей правовой системы на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.

Для разработки проектов новых кодексов были созданы рабочие группы из числа видных ученых правоведов и сотрудников правоприменительных органов, имеющих богатый практический опыт.

Рабочую группу по разработке новой редакции КоАП РК возглавил директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель Республики Казахстан, академик Казахской национальной Академии естественных наук, заслуженный работник МВД РК, член научно-консультативного Совета при Верховном Суде РК, член Ассамблеи народа Казахстана, член Научно-экспертного совета при Ассамблее народа Казахстана Борчашвили Исидор Шамилович.

Убежден, что рабочей группой по разработке нового КоАП РК проведен колоссальный объем работы за столь непродолжительный отрезок времени.

Вышеуказанное мнение подтверждается проведенным анализом КоАП РК, который содержит 920 статей. В нем сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части.

Говоря об основных изменениях в Общей части КоАП РК, полагаю среди них возможно выделить следующие.

Во-первых, пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, к ним относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

 Во-вторых, исключен такой вид административного взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.

В-третьих, исключены нормы, регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью.

Основные изменения в Особенной части КоАП РК затронули следующие моменты.

Так, из разряда административных правонарушений переведены в уголовные проступки полностью 45 норм и части 13 статей действующего КоАП.

Кроме этого, из действующего КоАП исключены 2 статьи, которые теперь будут рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, и 1 норма - в дисциплинарном порядке.

Нововведением является дифференциация ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции - такие же, как для субъектов малого предпринимательства.

Также в Особенной части нового КоАП РК сокращены отсылочные нормы. Наличие отсылочных норм идет вразрез с КонституциейРеспублики Казахстан, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами.

 В тоже время, полагаю, что в связи со структурой действующего законодательства, не представляется возможным полностью отказаться от исключения ссылок на подзаконные акты. В этой связи, разработчиками предприняты все меры, чтобы данные отсылочные нормы не носили характер двоякого толкования.

Еще одним новшеством новой редакции КоАП РК является наличие абсолютно определенного размера штрафных санкций, которые были предусмотрены для исключения коррупциогенного фактора при правоприменении.

Наибольшим изменениям подверглась Процедурная часть КоАП РК.

Так, введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок).

При этом, сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме (ст. 810).

Для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа.

Кроме этого, систематизированы административно-процессуальные нормы путем исключения из Гражданского процессуального кодекса одной Главы полностью и ряда ном другой Главы.

В Процедурную часть КоАП РК введен институт пересмотра вступивших законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым предоставлена возможность реальной защиты прав физических и юридических лиц путем подачи ими заявления.

Пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками.

Одной из новелл КоАП РК является норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа.

Наряду с этим, пересмотрена компетенция судов, а также органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.

За судами осталось рассмотрение дел об административных правонарушениях, за которые в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев либо лиц без гражданства, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий, приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности.

Нельзя не отметить, что рабочей группой был усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.

Кроме этого, в новом Кодексе введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д.

Также, для предотвращения повсеместного временного изъятия у граждан водительских удостоверений сотрудниками дорожно-патрульной полиции в целях обеспечения взыскания наложенного штрафа в КоАП РК предусмотрены конкретные случаи признания водительского удостоверения документом по делу об административном правонарушении.

Таким образом, новый КоАП РК направлен на реформирование административного законодательства, прежде всего, путем его гуманизации и повышения эффективности производства по делам об административных правонарушениях.

 

 

Директор Научно-исследовательского института

Центра судебной экспертизы Министерства юстиции

Республики Казахстан, к.ю.н., доцент

 

 

Бауржан Курманбаев

 

 

25 ноября 2014, 11:55
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код