В чём рекруты-экстремисты обманывают новых адептов при вербовке? - Нурлан Альниязов

 

На «Радиоточке» - интервью с востоковедом, вице-президентом Центральноазиатского корпуса развития Нурланом Альниязовым. Эксперт не так давно был в студии. Но предложил тему, мимо которой редакция не смогла пройти: вербовка в экстремистские псевдорелигиозные организации и как ей не поддаться.

 

- Мы все помним, каким шоком была для казахстанцев новость о том, что наши соотечественники участвуют в так называемом джихаде в Сирии. После этого было много заседаний экспертов, Вы высказывались. Тогда был составлен социальный портрет террориста: «безработный молодой человек в возрасте 28 лет, со средним образованием, без религиозного, женат, имеет нескольких детей». Но это те, кто уже взял оружие. А кого вообще можно обработать - мужчину, женщину? И можно ли любого, если этим займётся специально подготовленный рекрут?

- Здесь надо уточнить, что существуют два подхода: религиозного человека, который смотрит на эту проблему с точки зрения религии, своей веры и точка зрения научная или же общественная, которая глубоко в религию не вдаётся. Говорить, что такие шпионские страсти - существуют целые вербовочные отряды - это, я думаю, будет излишне. Конечно, технологии современные используются и многие профессиональные вербовщики имеют образование европейское, хорошие психологи, способны повлиять на человека.

Но если рассматривать с точки зрения религии - это такая тонкая материя. Здесь есть свои способы подачи религии таким образом, что любой человек, если будет действовать пошагово в этом направлении, способен туда уйти. В исламе пять столпов, пять фарзов, пять обязанностей мусульманина. И первой указан иман, то есть вера. И потом идёт намаз и всё остальное. И как преподносят религию экстремисты? Они опускают первое - это признаётся только на словах: человек произнёс формулу ислама, ему говорят: «Теперь ты мусульманин, теперь ты должен делать намаз».

Мы часто ходили по регионам и спрашивали: «Какой первый фарз ислама?» У населения - смотрим, в хиджабах сидят - и все говорили «намаз». То есть действие. А что есть действие без веры? Любое действие без внутренней поддержки ведёт к заблуждению, а в данном случае - к фанатизму. Я замечал в Пакистане, в других странах, где неправильного толка обучающие центры, - там люди зациклены на этих действиях. Они практически не спят ночью - просыпаются на намаз, ночью перечитывают Коран, день у него весь посвящен зикрам. И человек сам себя программирует. Это чистейшей воды психологическая обработка. У человека, который тысячу раз может повторить один аят Корана - говорят: «Перед сном повтори три тысячи раз, потом утром, потом после обеда повтори три тысячи раз» - не остаётся времени для критического мышления, вообще для мышления самостоятельного. Он уже заложник вот этой программы.

 

 - А именно это и нужно тем, кто создаёт псевдорелигиозные организации? Мы их называем «псевдорелигиозными», потому что их цель - не обращение людей в веру. У них другие цели?

- Все эти проекты в современном мире стали политическими инстурментами. Это, конечно, началось ещё во времена «холодной» войны. При вводе советских войск в Афганистан, создались террористические группировки, такие как «Аль-Каида» и бен Ладена - они финансировались противниками Советского Союза. Параллельно Китай создаёт Исламскую партию Восточного Туркестана - тоже 1979 год. Советский Союз создаёт параллельно организацию «Восточный Туркестан» - тоже диверсионную группу. На действие пошло противодействие. Но никто не создал противоядия, как нейтрализовать последствия. Думали, что не будет финансирования, не будет поддержки, они сами разбегутся - такого не произошло. После развала Союза они нашли новых клиентов, то есть они стали частью игры политической.

Чем тратить на какой-то конфликт вооружённый свои силы - это огромные суммы на введение войск, каждый самолёт стоит сотни миллионов, танки, убитые солдаты, пенсия пожизненная его семье - сотнями миллиардов долларов можно посчитать весь расход на войну. А здесь есть хороший вариант: когда идейные люди - ты платишь только за обработку, я слышал, что 30 тысяч долларов стоит четырёхмесячная обработка окончательная - точно готовы воевать за идею. Это намного дешевле. И так создаются целые группировки, которые за идею, бесплатно, даже за свой счёт проходят этот путь, готовы участвовать в этой игре, умирать за идею, естественно псевдорелигиозную. И только управляющие - элита этой организации, держатели этого чёрного бизнеса - имеют выгоду.

 

- На какой крючок ловят человека? Что псевдорелигиозная, экстремистская организация предлагает человеку такого, что он верит и готов погибнуть?

- Ещё в 90-е один из экспертов высказал такое мнение, что психология экстремиста, да и любого человека, идущего в секту, схожа с психологией женщины, которая неудачно вышла замуж. «Хоть и неудачно, зато замужем». Часто говорят: «Маргиналы уходят». Что под маргиналами подразумевать? Не все же потеряли свои традиционные основы, национальные или культурные, исторические. Уходят именно те, кто оказался лишним в обществе, не смог социализироваться. И также бывает, что маргинал в семье - непонимание в семье, особенно молодёжи. И в такие периоды легче всего обрести новое общество, где тебя «понимают».

Эти экстремисты, они не завлекают же тебя на войну прямо. Они же тебе показывают общество, которое тебя понимает, и в котором ты реализуешься. Это и есть та психология. И дальше - больше. Живя в этом обществе, он попадает в другую среду. А попав на территорию, где идёт война, он автоматически становится нелегалом для всего мира, то есть обратного хода у него нет.

 

- Правильно ли я понимаю, что они оценивают регион, в котором человек живёт, изучают устройство государства и указывают на социальную несправедливость потенциальным новым адептам, предлагая взамен другой мир, где всё как будто справедливо?

- Мир-то несовершенен. Всегда найдутся какие-то проблемы. И если раньше местом вербовки были мечети, где человек не мог сойтись во мнении с официальным имамом и находил какого-то другого, который рассказывал про ислам, то современные технологии позволяют и без присутствия в стране влиять на массы. Сейчас разные системы коммуникации. Можно найти любой сайт - такие цифры озвучиваются, что пять тысяч экстремистских сайтов по миру - там тоже поэтапно. Первый этап указывает на социальное неравенство, коррупцию, что государство отказывается от религии - люди, которые согласны с этим пунктом, копаются дальше. И можно попасть на прямые лекции - и там уже сидят якобы учёные люди, которые тебе объясняют популярно и завлекают. Даже не появившись в нашей стране, они могут привести к тому, что граждане уезжают на какой-нибудь вооружённый конфликт и становятся пешками в чужой игре.

 

В чём рекруты-экстремисты обманывают новых адептов при вербовке? - Нурлан Альниязов

 

- Есть какие-то признаки, по которым можно определить, что тебя в мечети или халал-столовой обрабатывают?

- Если ставится выше действие и личность. Секта от религии, в первую очередь, отличается тем, что она основана на харизме какой-то личности. Пусть даже покойного человека. Тебе не говорят про веру, тебе говорят про личность и про действия, которые ты должен делать, и объяснят, какое благое дело - так действовать.

 

- Что нужно сделать для того, чтобы рекрутам было сложнее работать в Казахстане?

- Если касаться мусульманской общины, то, прежде всего, должны реформироваться религиозные институты, которые здесь действуют.

 

- Духовному управлению мусульман нужна реформа?

- Если говорить о Духовном управлении мусульман, то его функции подменены. Оно больше является ритуальным агентством, чем - извините, не хочу никого обидеть - нежели духовным центром. Имам и мулла - это разные вещи. Мулла - этот тот как раз, кто проводит ритуалы, а имамы и муфтий должны быть маяком для своей общины, быть учёными. А сейчас зайдёшь в муфтият, ты никого не найдёшь, потому что тот ушёл на свадьбу, тот - на ас и так далее. Все пошли по ритуалам. В мечети имам и его заместитель могут разойтись на разные мероприятия, и намаз проводит третий человек - может быть, он с улицы, а может быть, салафистского толка. Естественно, он сделает проповедь свою, а не официальную Духовного управления. Этот момент очень важный и даже решающий в этой проблеме. Это надо разделить.

Такую идею ещё в 90-х поднимал один из известных казахстанских имамов Ауэзов Абдильда Ергалиулы. И даже провёл экспериментальную часть. В Кызылординской и Актюбинской области разделил муфтият, то есть имамов, которые являются учёными, и ритуальную часть. Те, кто хотел заниматься ритуалами, отошли от духовного управления. И это очень сильно ударило не только по салафитам, а по всем остальным сектам, которые присутствовали регионе. И по этому примеру надо было бы как-то реформировать Духовное управление. И тогда люди просвещались бы на месте, в нужном месте. А сейчас создавать какие-то программы, писать какие-то книги по религиоведению, рассказывать детям о тысяче сект, которые есть, детям не надо. Это будет лишняя их пропаганда.

Но это дело только самого Духовного управления. У нас официально религия отделена от государства и не имеет право вмешиваться в дела религии, как и религия - в дела государства. Здесь использовать административный ресурс не получится, вопрос стоит за самим муфтием и сотрудниками Духовного управления.

 

- Я знаю, что Вы как эксперт участвуете в Государственной программе по противодействию экстремизму. Вы ездили по Алматинской области - и планируете в другие регионы - с семинарами и лекциями. Расскажите, как Вы людей просвещаете?

- Здесь лучше всего отметить, какие есть нюансы в реализации этой государственной программы, которая до 17-го года длится: какие есть минусы, какие плюсы.

Это превентивная мера получилась, которая на время заглушит негативные тенденции в религиозной сфере.

Но есть минусы. Это был свободный тендер. Большинство специалистов не проверялось - насколько они знакомы с этой средой, есть ли у них умения для работы с населением, чтобы не сделать обратную реакцию. Допустим, во многих регионах нам говорили: «Вы двадцатая или тридцатая группа, которая приезжает по этой теме, и больше никого не хотим с лекциями по экстремизму». Потому что в регион, где вообще не знали, что такое секта, приходят и подробно объясняют, что существует столько-то сект, у них такая идеология, они нехорошие. Когда двадцатый человек то же самое говорит, студенты, школьники - любопытство, элементарное человеческое любопытство - они заходят в Google и попадают на те самые сайты, о которых мы говорили. И в акимата говорят: «Мы не знали и хорошо жили, а теперь у нас это появилось, благодаря вашим действиям».

Мы какую методику используем в противовес этому: никогда не говорим про религию вообще, про экстремизм, такие слова даже не звучат. Мы не называем ни одной секты, мы не разговариваем про джихад. Если такие слова постоянно говорить, людям интересно. Они думаю, что где-то там романтики воюют. Мы объясняем ситуацию с точки зрения коммерции, политической игры. Показываем фильмы, которые, кстати, мы сами и снимали - истории тех людей, кто вышел из секты. Урок, что, оказывается, это не романтика. И если там есть люди, уже вошедшие в какие-то секты, с ними идёт отдельная работа. Не на публике.

 

- Удаётся тех, кто уже попался, переубедить?

- Это большая редкость. Конечно, в нашей практике это бывало. Но немного людей. Наша главная задача - чтобы не ушла та молодёжь, которая ещё не попала в их руки. Любой психотерапевт вам скажет, что выведение из секты, допустим, из саентологии, - минимум 9 лет работы группы профессионалов. С одним человеком работать девять лет.

Такой программой выводит не получится - это однозначно мы как специалисты понимаем. Но бывает. Это те, кто не сильно вошли в течения или не успели съездить за рубеж и пройти обработку центрах.

 

- А сколько требуется времени на то, чтобы человека сделать членом организации?

- Из практики, которую мы наблюдали, могу сказать, что от четырёх месяцев до полутора лет. Если же человек сразу попадает в специализированные их центры на чужой территории, то обработка идёт быстрее.

 

- Может быть, напоследок проговорим - можно я их назову их «антидогмы» -какие-то тезисы, которые помогут различить псевдорелигию?

- Сами участники, естественно, верят в то, что они делают благое дело. Но те, кто ими управляет, заказчики проектов далеки от религии. Главное утверждение мусульманского псевдорелигиозного течения - создание исламского халифата или исламского государства. Здесь можно элементарно спросить: «А что неисламского в наших государствах?» Законодательство любой страны совпадает с шариатом. Само государство против того, чтобы не зарегистрировавшись жили, заводили детей, так? Это шариат. Ни одно законодательство не прописывает «пейте водку, курите сигареты» - наоборот, наказывается чрезмерной употребление. Опять шариат. Говорится, что должно избираться правительство. Это тоже по шариату. Если они хотят исламского государства, то какого именно? Надо просто спросить. Нормальный мусульманин не видит противоречий в действиях государства. Если разговаривать с верующими людьми, то так и получается. Единственное - банковская система.

А у них представление об исламском государстве такое: пойти в XV век, всем женщинам завернуться буквально, отпустить бороды. Они пытаются шариат отделить от жизни.

 

- Правильно ли я понимаю, что создание исламского государства - вообще для них не цель?

- Нет, конечно. Это и есть то зерно, которым они отделяют себя от других. Разлад происходит из-за этого. Если бы они хотели государство, они бы делали его. Они только назвали последнюю организацию «Исламское государство», но на самом деле, всё, что они сделали - внешний вид: борода, мусульманские одежды в их понимании, и этим они себя противопоставили всему миру. Они продолжают войну. И начинают убивать других. Нормальному верующему должно быть жить комфортно. Зачем ему кого-то убивать? Если у него свои дела с Богом. Тем более, в Коране написано, что если кто-то убил человека, считайте, что он убил человечество.

 

Марина Михтаева

25 ноября 2014, 14:20
Источник, интернет-ресурс: Радиоточка

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код