Выступление Председателя Сената Парламента РК на Международной научно-практической конференции «Президент. Парламент. Интеграция»
(г.Астана, 24 ноября 2014 года)

 

Уважаемый господин Председатель, Уважаемые гости, Председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин, коллеги, участники конференции, главы дипломатических представительств!

Біздің форум мемлекеттік мереке - Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президенті күні қарсаңында өтіп отыр.

2011 жылдың 10 желтоқсанында Парламенттің осы мерекені бекіту туралы қабылдаған заңы Президент Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың қазақстандық мемлекеттіктің қалыптасып, дамуы мен нығаюына қосқан айрықша үлесін мойындау болып танылды.

Елбасының стратегиялық көшбасшылығымен Қазақстан қарқынды әлеуметтік-экономикалық даму жолына түсіп, жаңа тарихи жағдайда халықаралық беделі жоғары табысты мемлекетке айналды. 1995 жылы мемлекеттің саяси жүйесінің тұрақтылығы мен тиімділігін қамтамасыз еткен Конституция қабылданды.

Сегодня наша страна выходит на новый этап развития, Главой государства поставлена задача достижения уровня самых развитых государств мира. Мы отдаем себе отчет, что выполнение этой задачи будет происходить в сложнейших геополитических условиях. Как правильно отмечено в новом Послании Президента Н.А. Назарбаева «Нұрлы жол», мир стоит на пороге глобальных испытаний, которые приведут к изменению всей его архитектуры.

По прогнозу Всемирного Банка, глобальную экономику ожидают сильные потрясения, что может привести к снижению темпов экономического роста вплоть до новой рецессии. В результате геополитического кризиса более явственно проступает угроза разбалансировки системы международных отношений, основанных на положениях Устава ООН, что может повлечь за собой тяжелые последствия для безопасности и благополучия многих государств. Помимо турбулентности в мировой экономике, растет угроза международного экстремизма и терроризма, обостряются социальные проблемы, ухудшается экология, происходит эрозия нравственных ценностей.

В этой связи практически для всех стран актуален поиск новой парадигмы развития и безопасности в условиях мирового кризиса.

Глава нашего государства в своем Послании «Нұрлы жол», по-существу, дал ответ на главный вызов современности. Этот документ стратегической важности и международного значения, на мой взгляд, следует рассматривать как план комплексных реформ в условиях глобальной нестабильности. Задача же парламентариев состоит в качественном законодательном обеспечении этой уникальной антикризисной программы.

Мировой опыт показывает, что успех социально-экономических реформ, укрепление внутриполитической стабильности и безопасности зависит не столько от формы политической системы, сколько от качества управления государством. Динамично развивающимися странами являются как президентские, так и парламентские республики; как конституционные, так и абсолютистские монархии. Но есть и немало примеров провала политических систем, в том числе относящихся к народным демократиям. Все это говорит о том, что решающее значение для обеспечения устойчивого развития имеет способность власти эффективно распоряжаться человеческими и природными ресурсами страны на благо народа, опираясь при этом на исторические традиции и культуру.

В нашей части мира, в ареале СНГ, наиболее оптимальной показала себя президентская форма правления. Что касается Казахстана, то благодаря сильной президентской власти были осуществлены экономические и политические реформы, построено сильное, успешное, авторитетное государство. Преимущества президентской формы правления наглядно проявились в период мировых финансово-экономических кризисов, потребовавших мобилизации всех государственных ресурсов для преодоления их последствий.

Поэтому в Казахстане именно с институтом президентства, олицетворением которого является выдающаяся историческая личность, политик глобального масштаба Нурсултан Абишевич Назарбаев, связывают все достижения: устойчивый экономический рост, развитие демократии, межнациональное согласие, социальное благополучие. Таким образом, с точки зрения исторического опыта, национального менталитета, а также геополитического положения наличие сильной президентской власти в Казахстане отвечает основным задачам стратегического развития нашего общества.

Вместе с тем, Казахстан не топчется на месте и не зациклен на догмах, в стране осуществляется поэтапная политическая модернизация. В результате конституционных реформ 2007-2008 годов заметно возросла роль высшего законодательного органа страны, начат постепенный переход к президентско-парламентской форме правления по формуле «сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство».

Как показывает опыт ряда стран, такая система, которую условно можно назвать смешанной или комбинированной, обеспечивает высокую устойчивость и эффективность государственного управления. Непременными условиями успешного функционирования этой модели является наличие сильного лидерства в лице Главы государства, зрелого гражданского общества и развитого партийного сегмента. Создание в нашей стране такой политической системы убедительно свидетельствует о наличии подлинной демократии.

Уделяя должное внимание макропоказателям, мы теперь более активно и предметно занимаемся решением социальных вопросов, в первую очередь, совершенствованием систем образования и здравоохранения, повышением качества услуг в социальной сфере, развитием науки и культуры.

Считаем важным ресурсом устойчивого развития международную интеграцию. Вовлеченность в международное экономическое сотрудничество, развитие региональных интеграционных процессов неизменно входили в перечень важнейших приоритетов нашей страны.

Квинтэссенцией усилий Казахстана в этом направлении была знаменитая инициатива Президента Н.А.Назарбаева о создании Евразийского Экономического Союза, высказанная в Москве еще в 1994 году.

Реализация совместно с Россией и Беларусью мегапроекта ЕАЭС, который начнет работу 1 января 2015 года, по-сути стала триумфом идеи нашего Лидера. Данное интеграционное объединение выводит наши страны на принципиально новый уровень взаимного сотрудничества при полном сохранении государственного суверенитета. Основная миссия этого Союза - повышение благосостояния граждан стран-участниц, выведение наших стран на ведущие позиции в мировой экономике.

Общий экономический потенциал ЕАЭС позволяет говорить, что этот проект может стать серьезным фактором международной жизни, оказывающим консолидирующее влияние на государства евразийского пространства. По мнению Президента Казахстана, создание ЕАЭС - это наш адекватный ответ на глобальные вызовы современности, в том числе и на угрозу мирового экономического кризиса.

Вместе с тем, заключение Договора о ЕАЭС - это только начало огромной работы, требующей высочайшего профессионализма государственных служащих, принципиальной готовности к поиску взаимоприемлемых решений, убежденности в прагматической пользе данного проекта.

Законодательным органам стран ЕАЭС предстоит большая работа по формированию правовой базы Евразийского Экономического Союза. Такая деятельность предусматривает гармонизацию законодательного массива, синхронизацию процедур ратификации международных договоров, расширение сотрудничества с другими региональными экономическими объединениями. Считаем, что в этой работе должен быть использован научно-правовой потенциал национальных законодательств и экспертных сообществ. Практическое применение могло бы найти казахстанское законодательство, признанное международными экспертами одним из наиболее передовых и эффективных на постсоветском пространстве.

В то же время, ЕАЭС должен развиваться постепенно, без рывков и забегания вперед, в противном случае мы скомпрометируем главные задачи организации, они состоят в наращивании интеграции и взаимовыгодного сотрудничества. ЕАЭС должна быть привлекательной организацией для её участников и для государств, которые пока присматриваются к ней. Все решения должны приниматься на консенсусной основе, с согласия государств-участников Союза.

Депутаты Сената придают важное значение сотрудничеству с российскими парламентариями, коллегами из других стран в рамках Межпарламентских Ассамблей СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, других парламентских форумов.

Сөзімнің соңында, Президент Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың көреген стратегиясының арқасында «Нұрлы жол» жаңа экономикалық саясатын ойдағыдай жүзеге асырып, Қазақстан өзінің әлеуметтік-экономикалық дамуында жаңа биіктерге қол жеткізіп, әлемдегі ең табысты және бай мемлекеттердің қатарына кіретіндігіне кәміл сенім білдіремін.

Форум жұмысының жемісті болып, пікірталастардың тартымды өтуіне тілектеспін. Назарларыңызға рақмет.

 

24 ноября 2014, 10:49
Источник, интернет-ресурс: *Парламента Республики Казахстан

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код