Выступление Председателя Мажилиса Парламента РК на международной конференции «Президент. Парламент. Интеграция»

(г.Астана, 24 ноября 2014 года)

 

Уважаемые участники конференции!

Дамы и господа!

 

1 декабря Казахстан отмечает дату с исключительно важным политико-правовым содержанием - День Первого Президента Республики Казахстан.

В этот день 23 года назад казахстанцы впервые реализовали свое суверенное право быть реальным источником власти, формировать власть и определять ее политику. Это день, когда народ Казахстана сделал верный выбор в пользу республики с сильной президентской властью. Это день консолидации общества вокруг ценностей единства, созидания, экономической, политической и социальной модернизации.

Это день, когда наш народ возложил колоссальную ответственность за свое будущее на Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Чтобы глубоко понять роль Первого Президента в новейшей истории Казахстана и масштаб его личности, прежде всего, следует осмыслить историческое значение происшедших за последние два десятилетия тектонических перемен в нашей стране.

Очевидно, что историческая заслуга Первого Президента состоит в его созидательной деятельности по строительству экономически сильного, демократически развитого, социально ответственного государства, уважаемого партнера мирового сообщества.

Особенно велика заслуга Первого Президента Казахстана в деле сохранения и укрепления мира и согласия как внутри страны, так и в региональном и глобальном масштабе.

Закрытие Семипалатинского ядерного полигона, добровольный отказ от четвертого по мощи ядерного арсенала, инициативы в сфере глобального ядерного разоружения, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Съезды лидеров мировых и традиционных религий, председательство в ОБСЕ и ОИС - все это стратегический вклад казахстанского Лидера в региональную и глобальную безопасность, в дело Мира.

 

Уважаемые коллеги!

 

За годы независимости в Казахстане реализована успешная модель формирования сильной открытой экономики, именуемая сегодня экспертным сообществом «Казахстанским путем» или «моделью Назарбаева».

Формирование устойчивой финансовой, банковской, налоговой системы, постоянное поддержание благоприятного инвестиционного климата, индустриально-инновационное развитие приоритетных отраслей производства, масштабная государственная поддержка предпринимательства и частных инициатив, кардинальные реформы во всех ключевых отраслях - таковы основные составляющие этой модели. Кроме того, она демонстрирует эффективность даже в условиях мирового кризиса.

Ярким свидетельством тому - получившее широкий резонанс не только в стране, но и далеко за ее пределами, Послание Главы государства, в котором была обнародована Новая экономическая политика «Нұрлы Жол»(«Путь в будущее»).

Стержнем новой экономической политики является План инфраструктурного развития по семи направлениям. Это развитие транспортной, индустриальной, энергетической, социальной и жилищной инфраструктур, а также поддержка малого и среднего бизнеса и модернизация ЖКХ.

Своевременная реализация президентского Плана действий позволит нашей стране не только противостоять угрозам и кризисам, но и продолжать идти по пути вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира.

Как всегда с присущей ему дальновидностью и прагматизмом наш Лидер делает все возможное для того, чтобы обратить риски и угрозы глобального кризиса в новые возможности и лучшие перспективы для Казахстана.

 

Уважаемые участники конференции!

 

В числе неизменных приоритетов деятельности Первого Президента по политической модернизации страны находилось развитие казахстанского Парламента. Парламентаризм за эти годы получил подлинное развитие, казахстанская модель парламентаризма подтвердила свою эффективность.

Как отметил Глава государства, «Парламент Казахстана - одна из основ правового государства, одна из прочных опор стабильности, мира и согласия в нашем обществе».

Новые вызовы требуют синхронизированной деятельности всех институтов государственной власти. Нам предстоит рассмотреть целый ряд важнейших законов, направленных на достижение целей Стратегии «Казахстан-2050» и Новой экономической политики «Нұрлы жол»с учетом рисков и вызовов экономики и геополитики.

Дальнейшее развитие парламентаризма в Казахстане должно способствовать развитию демократических процессов, обеспечению защиты прав человека, укреплению государственности и созданию условий для вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

 

Уважаемые участники конференции!

 

Дорогие гости!

Все годы Независимости Первый Президент Казахстана проводит последовательную многовекторную внешнюю политику с учетом национальных интересов, развития региональной интеграции, обеспечения международной безопасности.

2014 год войдет в историю как год создания Евразийского экономического союза, год воплощения в реальность выдвинутой 20 лет назад инициативы Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Фактическое создание Евразийского экономического Союза происходит в условиях драматического акта смены парадигмы мироустройства в сторону многополярности, одним из временных последствий которого является усиление глобальной нестабильности.

Уверен, что в этой связи еще большую актуальность приобретает выдвинутая два года назад казахстанским Лидером инициатива G-GLOBAL, в которой на сегодня интерактивно участвуют 160 стран. G-GLOBAL включает фундаментальные принципы мира в XXI веке: эволюция; справедливость, равенство, консенсус; глобальная толерантность и доверие; глобальная транспарентность; конструктивная многополярность.

Полагаю, в нынешних реалиях государства и общества - участники ЕАЭС должны придерживаться единых подходов к пониманию понятия «интеграция».

Во-первых, Евразийский экономический союз создан на обусловленных национально-государственными интересами универсальных принципах равенства, добровольности, взаимной выгоды и учёта прагматических интересов каждой страны-участницы.

Как отметил Президент Казахстана, «в нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем, это аксиома. Более того, экономические интеграции развиваются именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать её более устойчивой через устойчивую экономику».

Казахстанская позиция исходит из принципа, что участие государств в интеграции должно служить стимулом для индустриализации национальных экономик, обеспечения людей работой, создания благоприятных условий развитию бизнеса.

Президент Казахстана акцентировал внимание на инновационно-технологическом взаимодействии, формировании общеконтинентальной, в масштабах всей Евразии, инфраструктуры телекоммуникаций, транспорта, газотранспортной сети, глубокой интеграции энергетического комплекса. Основу общеевразийской экономики должен составить малый и средний бизнес.

Цели Евразийского экономического союза выдвигают особые требования и к его правовым и организационным механизмам.

В этом контексте, очевидно, что любые решения, законы, принимаемые нашими странами должны создавать благоприятные условия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы каждой из сторон на территории всего союза, на поддержку бизнеса и занятости, на углубление экономической интеграции.

Во-вторых, как неоднократно подчеркивали главы стран-участниц, Евразийский экономический союз создан во имя улучшения качества жизни наших народов. Высокие общественные ожидания, о которых свидетельствуют результаты социологических исследований во всех странах, не должны быть подорваны. Люди должны ощутить добрые плоды интеграции на своем благосостоянии. Именно от того, как будет решаться эта главная задача, зависит и будущее объединения.

В-третьих, залог надежности интеграционного процесса - его эволюционность. Революционные скачки, форсирование или попытка информационного «продавливания» сложных вопросов могут лишь сломать естественный процесс.

В этой связи, хотел бы призвать депутатский корпус, общественных деятелей, научное, экспертное и медиа-сообщество всех стран Евразийского экономического союза быть предельно ответственными и компетентными в своих выступлениях и прогнозировать, какими негативными последствиями для общественного мнения о ЕАЭС могут порой отзываться некорректные заявления.

В-четвертых, нужно четко понимать, что интеграционные усилия в одном направлении отнюдь не означают отказа от интеграции по другим векторам. Мир сегодня демонстрирует институциональное многообразие региональных союзов.

В настоящее время в мире существуют десятки интеграционных моделей регионального характера. При этом многие страны одновременно являются членами нескольких региональных структур.

Одним из эффективных путей преодоления глобального кризиса, по твердому убеждению казахстанского лидера, является более глубокое раскрытие интеграционного потенциала Евразийского региона.

Мы создали Евразийский экономический союз не для того, чтобы отгораживаться от глобального мира, напротив, чтобы открываться глобальному сотрудничеству с остальным миром.

Мы надеемся, что все проблемы и противоречия, которые сегодня существуют между Россией и западными государствами, будут решены взаимоприемлемым образом.

Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на 10-м саммите Форума «Азия-Европа», прошедшем в октябре текущего года в Милане, современные вызовы и угрозы диктуют государствам Европы и Азии поиск солидарных ответов. С этой целью в настоящее время Азии и Европе требуется заново открыть для себя друг друга, выстроить принципиально новую основу взаимодействия. Необходима смена существующей парадигмы взаимодействия, что подразумевает переход к практическим действиям в вопросах ликвидации протекционистских барьеров, открытия рынков и наращивания взаимной торговли.

Поэтому Евразийский экономический союз мог бы стать мостом для укрепления экономического взаимодействия между Европейским союзом, Азиатско-Тихоокеанским регионом, АСЕАН.

Казахстан, в частности, как полноправный член форума «Азия-Европа» и Евразийского экономического союза, готов оказать всемерную поддержку развитию диалога и сотрудничества на Евразийском континенте.

Нурсултан Назарбаев предложил нашим партнёрам по Евразийскому экономическому союзу поставить высокую планку - к 2050 году войти в первую тройку лидеров интеграционных объединений мира. К этому нужно стремиться.

 

Уважаемые дамы и господа!

 

Стратегия-2050 Президента предусматривает развитие широкого диалога и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, заинтересованными в дружбе с Казахстаном. И это закономерно.

Исторические корни, национальный дух, религиозная общность обуславливают принадлежность Казахстана к Востоку, к тюркскому и исламскому миру. В то же время светский характер государства, географический, исторический, демографический, политический факторы объективно обуславливают актуальность западного вектора во внешнеполитических ориентирах Казахстана.

При этом неизменный приоритет Казахстана -взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств. Как вы помните, на недавно прошедшем заседании Совета Глав государств СНГ в Минске Президент Казахстана предложил обсудить вопрос о разработке новой Концепции развития Содружества, в которой будут определены дальнейшие направления его деятельности.

Особое внимание уделяется укреплению всестороннегоказахстанско-российского сотрудничествана основе Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

Россия является нашимстратегическим партнером.Наши отношения связывает многовековая дружба, взаимоуважение и тесные человеческие контакты.

Важным направлением для нас является сотрудничество с таким стратегическим соседом как Китай. В настоящее время совместно реализуется ряд перспективных проектов по развитию транзитно-транспортного, энергетического и экономического потенциала региона. В частности, возрождение Великого шелкового пути обеспечит Европе кратчайший и безопасный путь в Азию.

Казахстан уделяет большое внимание развитию региональной интеграции в Центральной Азии. Укрепление экономического взаимодействия с соседями по региону, безусловно, будет способствовать обеспечению безопасности и стабильности в Центральной Азии.

Завершены переговоры по проекту Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве Казахстана с Европейским Союзом, которые велись на протяжении шести лет.

Продолжается укрепление стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, направленное на развитие политического, торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, решение актуальных вопросов международной повестки дня.

Казахстан остается твердым сторонником дальнейшего укрепления и развития исламского мира. Так, в ходе председательства нашей страны в Организации исламского сотрудничества была принята Астанинская декларация ОИС, направленная на модернизацию и реформы в качестве основ развития исламского мира в XXI веке.

Таким образом, Казахстан последовательно верен принципам прагматизма и расширения сотрудничества с другими государствами, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах.

Многовекторность остается и будет оставаться краеугольным камнем казахстанской внешней политики.

Значимую роль в реализации внешнеполитических инициатив нашего Президента играет парламентская дипломатия.

Депутаты Мажилиса ведут активную деятельность в рамках Межпарламентского Союза, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентской Ассамлеи СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Союза Организации исламского сотрудничества, Парламентской Ассамблеи тюркоязычных государств, Азиатской Парламентской Ассамблеи и ряда других межпарламентских объединений.

В Мажилисе Парламента действуют группы по сотрудничеству с парламентами более 60 стран мира.

В этом контексте, считаем важным использовать парламентский потенциал для укрепления экономического взаимодействия на Евразийском пространстве и других направлениях.

Хотел бы еще раз выразить благодарность российской делегации во главе с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, а также делегациям парламентов Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана, которые сегодня участвуют в работе нашей конференции.

Уверен, что сегодня состоится обсуждение конкретных направлений и механизмов укрепления нашего взаимодействия и сотрудничества.

 

Уважаемые участники Конференции!

 

Позвольте в завершении выступления поздравить всех вас наступающим Днем Первого Президента Республики Казахстан и пожелать всем казахстанцам и зарубежным участникам мира, благополучия и процветания!

Благодарю за внимание!

 

24 ноября 2014, 11:00
Источник, интернет-ресурс: Сайт Парламента Республики Казахстан

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код