Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 21 ноября 2014 года № 17-24/4454

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан,

 

На№ ДЗ-237 от 22 октября 2014 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев ваш запрос относительно обеспечения внутреннего рынка сжиженным нефтяным газом (далее - СНГ), сообщаем следующее.

 

Относительно внесения изменений в механизм поставок СНГ на внутренний рынок

В настоящее время заинтересованными государственными органами в целях совершенствования механизма распределения СНГ на внутренний рынок в установленном порядке прорабатывается вопрос внесения изменений и дополнений в Закон «О газе и газоснабжении» (далее - Закон) и Кодекс «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП), в том числе в части:

-   разработки и утверждения типового договора оптовой реализации СНГ на внутреннем рынке, содержащего нормы об обязательстве газосетевых организаций (далее - ГСО) по реализации приобретаемых объемов СНГ исключительно на внутреннем рынке, указании происхождения СНГ (объемы СНГ согласно плану поставок и вне плана поставок) и ответственности сторон за нарушение условий договора;

-   установления административной ответственности ГСО, собственников и производителей СНГ (далее - поставщики) за нарушение порядка распределения СНГ на внутренний рынок.

 

Относительно ответственности за нарушение поставок СНГ на внутренний рынок

Ответственность субъектов систем газоснабжения, в том числе ГСО за нарушения требований законодательства о газе и газоснабжении, в том числе в части реализации СНГ на внутренний рынок предусмотрена КоАП.

Вместе с тем, законодательством четко не регламентирован порядок контроля за фактической реализацией ГСО СНГ на внутреннем рынке.

Согласно пункта 1 статьи 21 Закона уполномоченный орган осуществляет мониторинг производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа.

При этом Министерство энергетики по причине отсутствия уполномоченных территориальных подразделений не имеет возможности обеспечить проверку на местах достоверности представленных заявок ГСО, а также осуществлять эффективный контроль за их исполнением.

В этой связи заинтересованными государственными органами рассматривается вопрос внесения изменений и дополнений в законодательство в части наделения Комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики функцией по контролю за деятельностью ГСО и поставщиков СНГ.

Дополнительно сообщаем, что Министерством энергетики проведена ревизия заявок ГСО на соответствие Правилам составления плана поставки СНГ на внутренний рынок, по итогам которой несоответствующие заявки ГСО были исключены из соответствующего графика плана поставки СНГ (п. 1 приложения).

 

Относительно отечественных компаний, получивших в 2014 году СНГ

«Социальный» газ ежемесячно распределяется между порядка 60 ГСО согласно Планам поставки на внутренний рынок (п. 2 приложения). При этом предельная цена оптовой реализации СНГ на внутренний рынок в соответствии с Законом устанавливается ежеквартально.

Кроме того, самими поставщиками реализуется на внутренний рынок свободный остаток СНГ на основе прямых договоров с ГСО, а ТОО «Тенгизшевройл» - на основе тендерного торга. Предлагаемые участниками тендера цены покупки СНГ варьируются в зависимости от состояния рынка на момент проведения тендера с учетом спроса/предложения, сезонности и других факторов. Приобретенные объемы СНГ ГСО вне Плана поставки считаются «коммерческим» газом.

 

Относительно мер для планомерного увеличения потребления СНГ на внутреннем рынке

Между Министерством энергетики, АО «КазМунайГаз -переработка и маркетинг» и ТОО «Гелиос» заключен меморандум в области сотрудничества по использованию газа в качестве моторного топлива, в рамках реализации которого запланировано переоборудование 21 автогазозаправочных станций в 6 областях страны (Атырауская - 2 АГЗС, Кызылординская - 4 АГЗС, Южно-Казахстанская - 1 АГЗС, Акмолинская - 6 АГЗС, Карагандинская - 6 АГЗС, Жамбылская - 2 АГЗС).

Кроме того, Планом мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013 - 2020 годы

предусмотрена выработка предложений по снижению ставки ввозной таможенной пошлины на компоненты, необходимые для производства транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива, а также оборудования и механизмы, используемые для заправки транспортных средств газом.

Также заинтересованными государственными органами прорабатывается вопрос по введению запрета на экспорт СНГ ГСО.

Приложение: на 2 листах.

 

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

№ исх: 17-24/4454 от: 21.11.2014 Приложение

 

Информация Министерства энергетики по ГСО

 

1.    ГСО, заявки, которых были исключены из графика плана поставки СНГ по итогам ревизии на соответствие Правилам составления плана поставки СНГ на внутренний рынок:

 

ТОО «Капан», ТОО «СГ Инвест Строй», ТОО «Бейбарс Газ», ТОО «Гор Газ», ТОО «Газ-Кызмет», ТОО «Азия Газ NG», ТОО «Реалгаз», ТОО «D.W.P. Trading», TOO «Мирадор Сауда», ТОО «EpTic трансгаз», АО «ОЛЖА», ТОО «Облгазпром», ТОО «Эмир бест», ТОО «Хантер АГЗС», ТОО «АДМ-Газ», ТОО «Ауа жай», ТОО «АУГЗ ОАО «Алаутрансгаз», ТОО «АсГазЛогистик», ТОО «Манекс», ТОО «Тавиди», ТОО «Кокшетау-Транс-Газ», ТОО «Центргаз», ТОО «Стандарт газ», ТОО «Satory Company LTD», TOO «МурАз», ТОО «Манекс», ТОО «Аргос», ТОО «КС-А», ТОО «БСГ Кокшетау».

 

ГСО, получившие объемы СНГ на внутренний рынок в 2014 году согласно Планам поставки СНГ на внутренний рынок:

ТОО «Центргаз» (Акмолинская обл., г. Степногорск), ТОО «СК Ауыл Газ» (г. Кокшетау), ТОО «Атбасарский Газ» (г. Атбасар), ТОО «Реалгаз» (г. Кокшетау, Акмолинская область), ТОО «БСГ Кокшетау» (г. Кокшетау, Акмолинская обл.), ТОО «Кокшетау - Транс-Газ» (г. Кокшетау), ТОО «Макс Ltd» (Акмолинская обл.), ТОО «Газ Кызмет» (Акмолинская обл.), ТОО «ГорГаз Астана 2050» (Акмолинская обл.), АО Корпорация «ЖетысуГАЗ» (г. Талдыкорган), ТОО «Тавиди» (г. Учарал), ТОО «М-транс» (с. Жетыген), ТОО «Капшагай Мунай» (Балхашский р-н, село Баканас), ТОО «АУГЗ ОАО «Алаутрансгаз» (Карасайский р-он, с. Жармухамбет), ТОО «АДМ-Газ» (Карасайский р-он, с. Рахат), ТОО «ДОС» (Карасайский р-он, ст. Шамалган), ТОО «Достык газ терминал» (Алматинская область), АО «ОЛЖА» (г. Алматы), ТОО «LT-GAS» (г. Алматы), ТОО «Азия Газ NG» (г. Алматы), АО «АстанаГазСервис» (ранее -«Бейбарс Газ») (г. Астана), ТОО «LPG Дистрибьюшн» (г. Астана), ТОО «Газнапфатранс» (г. Астана), ТОО «Аманат Газ» (г. Семей), ТОО «EpTic трансгаз» (г. Семей), ТОО «Капан» (Восточно-Казахстанская обл.), ТОО «D.W.P. Trading» (Восточно-Казахстанская обл.), ТОО «Облгазпром» (Восточно-Казахстанская обл.), ТОО «АсГазЛогистик» ( Актобинская обл.), ТОО «Gasinpexsas» ( Актобинская обл.), ТОО «Эмир бест» ( Актобинская обл.), ТОО «Парк хранения сжиженного нефтяного газа» (ранее - «Стандарт Газ») (Атырауская обл.), ТОО «FiHTepcHa6GAS» (г. Павлодар), ТОО «ГазИндустрия» (г. Павлодар), ТОО «Манекс» (г. Павлодар), ТОО «Газсбытсервис» (г. Павлодар), ТОО «Хантер АГЗС» (г. Караганда), ТОО «УГХ «ГАЗОЯ.» (г. Караганда), ТОО «Alem Gaz» (г. Караганда), ТОО «КГС» (Карагандинская обл.), ТОО «Темир Газ» (г. Темиртау), ТОО «Байконыргаз» (г. Байконыр), ТОО «Турангаз» (г. Кызылорда), ТОО «Арал Газ» (г. Кызылорда), ТОО «Кызылорда-Газ» (г. Кызылорда), ТОО «Онтустик газ холдинг» (ранее -«Бейбарс Куат») (г. Шымкент), ТОО «Satory Company LTD» (г. Шымкент), ТОО «Аргос» (г. Шымкент), ТОО «МурАз» (ЮКО, пос. Тассай), ТОО «Азия Онтуспк Пром» (г. Шымкент), ТОО «Тараз газ терминал» (г. Тараз), ТОО «Ауа жай» (Жамбылская обл.), ТОО «База сжиженного газа» (г. Костанай), ТОО «Промбаза-7» (г. Костанай), ТОО «КС-А»/«Кешл Сапа-А» (Костанайская обл.), ТОО «ГорГ аз-сервис» (г. Петропавловск), ТОО «Рока» (г. Петропавловск), ТОО «Алые Газ» (Северо-Казахстанская обл.), ТОО «Промгаз» (Северо-Казахстанская обл.), ТОО «Райгаз» (Северо-Казахстанская обл.), ТОО «SK Alma-A» (Северо-Казахстанская обл.), АО «КазМунайГаз Онимдери» (Мангистауская обл.), ТОО «Алау» (Западно-Казахстанская обл.), ТОО «Тауекел» (Западно-Казахстанская обл.).

 

Оглашен 22 октября 2014 г. Премьер-Министру

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К. К.

 

Депутатский запрос от 22 октября 2014 года № ДЗ-237

«Об обеспечении внутреннего рынка сжиженным газом и нефтепродуктами»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Представленный правительством Республики Казахстан ответ от 8 октября 2014 г. № 17-24/4454 на депутатский запрос относительно обеспечения внутреннего рынка сжиженным газом и нефтепродуктами (ДЗ-177 от 10.09.14 г.) не дает объективной картины сложившейся ситуации и путей выхода из нее. В связи с этим вынуждены повторно обратиться по этой теме.

В своем выступлении на расширенном заседании Комитета по вопросам экологии и природопользования 7 октября текущего года министр энергетики привёл данные, что мы производим 2,5 млн. тонн сжиженного газа, а потребляем на внутреннем рынке лишь 600 тыс. тонн. Несмотря на это в последние 2 месяца мы стали свидетелями резкого обострения ситуации по поставкам сжиженного газа на внутренний рынок республики. Парадоксально, но проблемы в тех областях, где находятся газовые месторождения и это вызывает недоумение.

Сжиженный газ не только поднялся в цене с 35 тенге до 45 - 80 тенге, а на некоторых газозаправочных станциях вообще исчез. Несмотря на многочисленные заверения местных властей, что ситуация под контролем и нет никаких предпосылок для дефицита сжиженного газа и роста цен на него, ситуация до сих пор не стабилизировалась.

Одной из причин, которую вскрыла транспортная прокуратура, называется недобросовестность местных предпринимателей, которые реализовали сжиженный газ на экспорт, предназначенный для внутреннего рынка, так называемый «социальный» газ. Получается парадоксальная ситуация, когда компании декларирующие свою социальную ответственность занимаются неприкрытой наживой, отправляя «социальный» газ на экспорт, порождая его нехватку и социальное напряжение. Именно эти вопросы, наряду с другими, ставились общественностью во время Вашей поездки по Западным регионам республики, на которых присутствовали и депутаты Мажилиса

В связи с этим просим дать ответ на следующие вопросы:

1.     Что и в какие сроки Правительство планирует изменить в существующем механизме поставок сжиженного газа на внутренний рынок, с указанием конкретных законов, нормативно-правовых актов, поправок, планируемых для внесения в эти документы?

2.     Какие центральные и местные государственные органы ответственны за контроль на всех этапах поставок сжиженного газа на внутренний рынок и почему ответственность не срабатывает?

3.     Какие отечественные компании получили в 2014 году сжиженный газ, с разбивкой на «социальный» и «коммерческий» по какой цене и кто из них допустил нарушения?

4.Какая ответственность предусмотрена в действующем законодательстве газосетевых организаций и ресурсодержателей сжиженного газа за нарушение по поставкам на внутренний рынок «социального» сжиженного газа и как эта ответственность реализована?

6. Какие меры планируется министерством для планомерного увеличения потребления сжиженного газа на внутреннем рынке для обеспечения доступности «социального» сжиженного газа населению тех регионов, которые до сих пор не газифицированы и для перевода общественного автотранспорта на экологически чистое топливо?

 

С уважением,

В. Киянский А. Милютин

Ш. Утемисов Н. Ашим

А. Бегенеев Т. Бердонгаров

Ж. Дюсенгалиев А. Пепенин

А. Самакова И. Умурзаков

О. Шишигина

Исп. Кусаинова Г. Ж.

Т. 74 62 45

e-mail: Kusaynova@parlam.kz

27 ноября 2014, 12:00
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Премьер-министр РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код