Лента новостей
0

Международные стандарты и принципы государственного финансирования в Казахстане

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 29.11.2014 20:25 Фото: zakon.kz
В мировой практике для усиления гражданского сектора применяют разнообразные механизмы государственной поддержки неправительственных организаций.
Вопрос о финансировании неправительственных организаций является в Казахстане одной из основных задач, требующих своего решения, в ходе совершенствования правового регулирования государственной поддержки неправительственных организаций. 

В этой связи в глубоком изучении и детальной проработке механизмов финансирования заинтересованы как неправительственные организации, так и государственные органы. 
В мировой практике для усиления гражданского сектора применяют разнообразные механизмы государственной поддержки неправительственных организаций, которые способствуют повышению эффективности участия гражданского сектора в решении социально-экономических задач. 

С этой позиции интерес представляют Рекомендации СМ / Rec (2007) 14 Комитета министров государств – членов Совета Европы, принятые Комитетом министров 10 октября 2007 года на 1006-м заседании заместителей министров, а также Пояснительный меморандум к указанным Рекомендациям.

Как следует из Рекомендаций, они устанавливают минимальные стандарты, которыми правительства государств-членов должны руководствоваться в своем законодательстве, политике и практике, а также учитывать их при мониторинге принятых на себя обязательств. Кроме того, правительствам государств-членов рекомендовано обеспечивать перевод и как можно более широкое распространение среди НПО и общественности в целом, а также парламентариев, соответствующих органов государственной власти и образовательных учреждений упомянутых документов, использование при обучении государственных служащих. 

Следует отметить, что для целей Рекомендаций под НПО предлагается понимать добровольные самоуправляемые объединения или организации, созданные для осуществления по сути некоммерческих задач их учредителей или членов. В их число не входят политические партии.

Раздел 6 Рекомендаций устанавливает следующие минимальные стандарты государственной поддержки:
НПО должна получать помощь в реализации своих задач за счет государственного финансирования и других форм поддержки, таких как освобождение от подоходного и иных налогов или пошлин на членские взносы, денежные средства и товары, полученные от доноров или государственных и международных агентств, доходы от инвестиций, сдачи в аренду, гонораров, экономической деятельности, имущественных сделок, а также стимулирования пожертвований за счет исключения их из налогооблагаемой базы или предоставления кредитов (57).
Любая форма государственной поддержки НПО должна подчиняться четким и объективным критериям (58).
Природа и бенефициары деятельности, осуществляемой НПО, могут служить значимыми основаниями при принятии решения о предоставлении или непредоставлении ей какой-либо формы государственной поддержки (59).
Предоставление государственной поддержки может зависеть также от того, относится ли НПО к конкретной категории или режиму, определенному в законодательстве или имеющему конкретную правовую форму (60).
Существенное изменение устава или деятельности НПО может привести к изменению или прекращению любого гранта или государственной помощи

В рамках рассматриваемого вопроса заслуживают внимание и ключевые принципы, которые применяются ко всем методам государственной поддержки. Данные принципы были определены Европейским Центром Некоммерческого Права (ЕЦНП) на основе анализа лучших европейских практик государственной поддержки неправительственных организаций.  
1) Независимость: НПО остаются независимыми и автономными, даже если получают государственную поддержку.
2) Прозрачность: процесс ясен и открыт, вся соответствующая информация доступна для заинтересованных сторон.
3) Равное отношение: существование заранее установленных объективных критериев, которые гарантируют, что именно самый успешный заявитель будет отобран на основе оценки его заявки.
4) Свободная и честная конкуренция: вся информация о возможностях государственной поддержки должна широко рекламироваться и способствовать конкуренции между потенциальными заявителями.
5) Подотчетность: выделенные средства расходуются ответственно и существуют четкие правила отчетности.
6) Ориентированность на цель: государственное финансирование выделяется и используется согласно нуждам граждан и в соответствии с политикой правительства. Рекомендуется привлекать НПО к разработке новых программ финансирования, что может помочь государству сосредоточиться на нужных областях и достичь лучших результатов.
7) Пропорциональность: общий процесс, включая заявительную процедуру, требования к отчетности и контролю, должен быть соразмерен сумме выделяемых средств .

ОФ «Экспертно-проектное Бюро 
общественно-политических процессов»

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: