Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 26 июня 2014 года № 17-50/3414

 

Депутату

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Сейдуманову СТ.

 

На № ДЗ-162 от 26.06.2014 г.

 

Уважаемый Серик Турарович!

 

Рассмотрев Ваш запрос относительно развития СЭЗ «Парк инновационных технологий», направляем информацию согласно приложению.

Приложение на 4 листах.

 

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

Приложение

По обеспечению заказами участников СЭЗ «ПИТ»

По долгосрочным планам закупок государственных органов и национальных компаний

За период 2013-1 полугодие 2014 года компаниями группы АО «Самрук-Казына» с более чем 50 предприятиями СЭЗ «Парк инновационных технологий» (далее - СЭЗ «ПИТ») заключено 472 договоров на сумму порядка 88 млрд. тенге, в том числе 17 долгосрочных договоров на сумму 65,7 млрд. тенге.

Также действующие на территории СЭЗ «ПИТ» основные («якорные») предприятия, в том числе с иностранным капиталом, с 2012 года на долгосрочной основе получили и исполняют государственные заказы, как от структур АО «Самрук-Казына», так и от государственных органов.

К примеру, ТОО «КП DeltalT» ежегодно участвует в соответствующих программах Министерства обороны на поставку оборудования и программного обеспечения для нужд обороны и безопасности страны, ТОО «AlphaNetwork» имеет долгосрочные контракты с АО «Казахтелеком», ТОО «РТС Инжиниринг» на долгосрочной основе работает с АО «Казахстан Темир Жолы».

На сегодня компании-участники СЭЗ «ПИТ» в достаточной мере обеспечены заказами в рамках установленных правил закупок госорганов и национальных компаний.

 

По внесению изменений в законодательство о государственных закупках и документы, регламентирующие закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына»

В соответствии со статьей 3 «Соглашения о государственных (муниципальных) закупках», ратифицированного Законом от 8 июля 2011 года, национальные законодательства Сторон не должны содержать норм, устанавливающих условия закупок, в том числе условий договоров (контрактов) о закупках, которые влекут за собой ограничение количества поставщиков и потенциальных поставщиков.

В свою очередь международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет над законами, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Действующие правила закупок АО «Самрук-Казына» позволяют осуществлять закуп товаров, работ и услуг способом из одного источника, в том числе у участников СЭЗ «ПИТ». В частности допускается прямое заключение договора о закупках с единственным отечественным товаропроизводителем закупаемого товара, собственником приобретаемой новой технологии, обладателем исключительных прав на объект интеллектуальной собственности.

В соответствии с законодательством о недрах и недропользовании обязательства по местному содержанию в товарах, работах и услугах, необходимых для выполнения работ по контракту, являются неотъемлемой частью конкурсного предложения и контракта на недропользование.

При этом возможности и предложения казахстанских производителей товаров, работ и услуг в обязательном порядке учитываются при оценке экономической целесообразности реализации проектов разработки месторождений.

Следует отметить, что большинство производителей-участников СЭЗ «ПИТ» практически не имеет конкурентов, вследствие чего внесение поправок в законодательство о государственных закупках и документы, регламентирующие закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына» нецелесообразно.

 

По обязательному заключению технологических контрактов

Министерство индустрии и новых технологий в рамках Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» заключает технологические меморандумы с национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и аффилированными с ними юридическими лицами.

На основании заключенных технологических меморандумов вышеуказанные лица размещают гарантированный заказ путем заключения договоров с субъектами индустриально-инновационной деятельности на поставку товаров, работ и услуг. Условия указанных договоров должны отвечать коммерческим интересам национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц, включая цену, качество, доступность, условия транспортировки,

Кроме того, на 2015 год в рамках государственного задания запланировано финансирование изготовления опытных образцов через отраслевые конструкторские бюро, в том числе на основании заключенных технологических меморандумов.

В рамках данных работ участники СЭЗ «ПИТ» вправе получить государственную поддержку по изготовлению опытных образцов и заключить долгосрочный контракт на поставку готовой продукции.

 

По созданию эффективной системы управления СЭЗ «ПИТ»

10 июня т.г. Главой государства подписан Закон «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» (далее - Закон о ПИТ), в реализацию которого АО «Управляющая компания СЭЗ «ПИТ» (далее -Управляющая компания) будет преобразована в автономный кластерный фонд (далее - Фонд), осуществляющий функции органа управления СЭЗ «ПИТ».

В целях наделения Фонда компетенцией по управлению всей инфраструктуры СЭЗ «ПИТ» Министерством индустрии и новых технологий прорабатывается вопрос передачи имущественного комплекса (ТОО «Технопарк «Алатау») в доверительное управление Фонду.

Для создания комфортной среды для участников СЭЗ «ПИТ» в апреле т.г. подписано соглашение о взаимном сотрудничестве, целью которого является создание «Центра поддержки», действующего по принципу «одного окна» для предоставления всех услуг Управляющей компании и ТОО «Технопарк «Алатау». Кроме того, прорабатывается вопрос предоставления услуги налоговых и таможенных служб через данный центр.

В соответствии с Законом «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» координацию деятельности СЭЗ «ПИТ» и управляющей компании осуществляет уполномоченный орган.

Вместе с тем, статьей 9 Закона о ПИТ определен высший орган управления Фонда - Управляющий комитет, председателем которого является Премьер-Министр Республики Казахстан. Руководство текущей деятельностью Фонда осуществляется исполнительным органом.

Структура, компетенция, порядок формирования и сроки полномочий исполнительного органа Фонда определяются уставом Фонда.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены прозрачный механизмы управления, исключающие участие иных лиц.

 

По вопросам производственной инфраструктуры СЭЗ ПИТ

Касательно строительства объектов инфраструктуры

В настоящее время Управляющей компанией сформирован перечень участников СЭЗ «ПИТ», нуждающихся в земельных участках с подтвержденным банковским обязательством.

Для этих целей при поддержке уполномоченного органа Управляющая компания совместно с акиматом города Алматы ведет работу по оптимизации земельных участков. В результате предполагается, что будет высвобождены дополнительные земельные участки для последующей передачи под строительство производственных помещений.

Кроме того, в рамках действующего законодательства запрет на коллективное землепользование отсутствует. В связи с чем, Управляющая компания совместно с общественными организациями прорабатывает вопрос долевого строительства производственных помещений на территории СЭЗ «ПИТ».

 

По внесению поправок в законодательство с целью определения правовых условий долевого участия в строительстве

В настоящее время Министерством индустрии и новых технологий в реализацию Комплексного плана по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций разрабатывается концепция законопроекта по вопросам совершенствования законодательства в области СЭЗ, в рамках которого будет рассмотрен данный вопрос.

 

По сохранению права собственности на земельные участки по истечении срока действия СЭЗ ПИТ

На сегодня участники СЭЗ в достаточной степени законодательно обеспечены сохранением права собственности на земельные участки в приоритетном порядке.

Так, в соответствии с Земельным кодексом (далее - Кодекс) земельный участок может быть делимым, в случае если он без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.

Участнику СЭЗ, автономному кластерному фонду и управляющей компании в соответствии с законодательством о специальных экономических зонах, предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, на котором находятся здание, строение или сооружение.

 

По обеспечению прозрачного механизма выделения земельных участков, условий выкупа земли в собственность после окончания действия СЭЗ ПИТ, а также возможности привлечения заемного финансирования под строительство объектов

Предполагается, что все земельные участки на территории СЭЗ будут переданы участникам СЭЗ до окончания действия СЭЗ. После чего, в случае наличия непереданных земельных участков, данные земельные участки возвращаются в государственную собственность и. будут предоставляться в порядке установленном земельным законодательством.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает ограничений для участников СЭЗ при привлечении заемных средств.

В свою очередь, отношения между заимодателями и получателями, в том числе по гарантированию возврата средств, регулируются соответствующим законодательством.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 25 июня 2014 года № ДЗ-162
«О нерешенных вопросах специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» в Алматы»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

В Стратегии «Казахстан-2050» точками роста инновационной экономики обозначены инновационные кластеры на базе АО «Назарбаев Университет» и Специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» (далее - СЭЗ ПИТ). Парламентом РК принят новый закон по СЭЗ ПИТ.

Однако, отечественные товаропроизводители - участники СЭЗ ПИТ, вынуждены отмечать значительные расхождения между поручениями Главы государства, Правительства РК и реальным исполнением на местах. Не решенными остаются следующие проблемные вопросы:

1) Не реализован механизм долгосрочного государственного заказа для инновационных предприятий на территории СЭЗ ПИТ;

2) За 8 лет со дня сдачи первой очереди Парка так и не выстроена эффективная система управления СЭЗ ПИТ;

3) ТЭО и ПСД второй очереди Парка не соответствуют масштабу и целям данного национального проекта.

 

1. Долгосрочный государственный заказ в СЭЗ ПИТ

По опыту всех инновационных парков мира основным двигателем их развития является государственный заказ, гарантирующий финансирование через технологический контракт стадию разработки инновационной продукции и трансферта технологий, долгосрочный заказ по фиксированным ценам продукции с высоким уровнем требований к национальной безопасности поставок в сфере информационных технологий, транспорта, коммуникаций, финансов, здравоохранения и социальной сферы.

Национальные компании действительно подписывают меморандумы, но по факту не заинтересованы в размещении заказов на производство казахстанской продукции. Несмотря на внесение под давлением участников СЭЗ и НЭПК «Союз «Атамекен» изменения в Правила государственных закупок, в Правила закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына» данные крупнейшие заказчики ограничиваются разовыми тендерами. Заказов на серийное производство в СЭЗ ПИТ на долгосрочной основе не было и не планируется.

Для национальных компаний участники СЭЗ ПИТ устраивают презентации продукции, участвуют в отраслевых выставках, пишут письма с предложениями, предоставляют опытные образцы для испытаний, сертифицируют на соответствие качеству, расширяют номенклатуру продукции, предлагают производство продукции конкретно под нужды и требования национальных компаний - постоянно инвестируют, не получая при этом никаких преференций. После всех сбытовых усилий предприятия СЭЗ ПИТ проходят через процедуры тендеров и проигрывают даже не конкурентам-товаропроизводителям, а торгово-посредническим компаниям, импортирующим аналогичные товары без обеспечения технической поддержки.

 

2. Регламентация системы управления СЭЗ ПИТ

Риски инвестиций в производство, науку и образование с капитальным строительством и технологическим оснащением объектов на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий» в настоящее время оцениваются как очень высокие в связи с тем, что одновременно действуют ТОО «Технопарк «Алатау» и АО «Управляющая компания СЭЗ ПИТ», а до недавнего времени и ГУ «Дирекция СЭЗ ПИТ». Осложнено взаимодействие участников СЭЗ ПИТ с фискальными, таможенными и другими государственными органами на протяжении года:

· Договоры на осуществление деятельности между участниками СЭЗ ПИТ и управляющей компанией не перезаключены;

· Выданные технические условия признаны недействительными;

· Под сомнением легитимность заключенных договоров землепользования;

· Соглашения об экстерриториальном осуществлении деятельности участника СЭЗ ПИТ не подписываются, несмотря на ППРК №404 от 29.04.2013 года;

· Регламенты мониторинга деятельности участника не утверждены ни одним подзаконным актом и осуществляются субъективно разными организациями в ущерб участникам СЭЗ;

· Процедуры рассмотрения заявлений участников СЭЗ ПИТ на выдачу подтверждений уполномоченным органом по корпоративному подоходному налогу согласно ППРК №1749 от 31.12.2011 года осуществляются с нарушением законодательства и привели к фактам обращения в Прокуратуру г. Алматы;

· Новые участники СЭЗ не могут пройти процедуру регистрации в налоговом управлении «Парк информационных технологий» из-за коммерческой организации ТОО «Технопарк «Алатау», не предоставляющей им в субаренду офисные помещения в имущественном комплексе на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий». При этом данный имущественный комплекс числится на балансе ликвидированного в начале 2012 года АО «ЦИТТ», не возвращен в собственность государству, обеспечивается бюджетным финансированием через АО «НАТР», стоимость аренды повышена от утвержденного МИНТ РК минимального тарифа на 40% без согласования с антимонопольным комитетом;

· Производственные предприятия не могут осуществлять производство, надлежащее таможенное оформление ввозимых и полностью потребляемых при производстве товаров на территории СЭЗ ПИТ из-за отсутствия производственных площадей, СВХ, таможенного поста и инженерной инфраструктуры, а также монополизации аренды площадей упомянутым ТОО «Технопарк «Алатау».

Наряду с управленческой неразберихой имеет место кадровая чехарда. С 2006 по 2012 год в дирекции ГУ СЭЗ ПИТ сменилось 6 руководителей, в ТОО «Alatau IT City Management» (предшественнице Технопарка) 7 руководителей. Кураторами Парка со стороны МИНТ за это время были 7 вице-министров. После принятия в 2011 году нового Закона РК «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» была создана только в конце 2012 года, а конкурс на руководителя данного АО был проведен в середине 2013 года. Причем победитель конкурса проработал на данной должности менее полугода. Таким образом «традиции» продолжаются. Все подзаконные акты по законодательным актам, касающихся СЭЗ ПИТ, принимаются с задержками не на месяцы, а на кварталы и годы.

Усложнена система налогового администрирования и получения преференций. По данным налогового управления по СЭЗ ПИТ налоговыми преференциями за 2011 год воспользовались только 10 компаний. По итогам 2013 года -19. Только 2 компании воспользовались преференцией по социальному налогу. Все действия уполномоченного органа в области совершенствования законодательства по СЭЗ ПИТ ведут к противоположному результату.

 

3. Создание производственной инфраструктуры в СЭЗ ПИТ

Для обеспечения стабильного развития инновационных производств на территории СЭЗ ПИТ необходимы производственные площади и соответствующая инфраструктура. Имеющиеся в наличии 2 производственных модуля в СЭЗ ПИТ вмещают лишь 6 предприятий с грубым нарушением требований к организации производства без надлежащей изоляции помещений. Следует специально отметить, что приоритетные виды деятельности в СЭЗ ПИТ согласно ППРК №703 и ППРК №404 в основном включают производство товаров и нуждаются в первую очередь в производственных площадках, складах, логистической зоне для приема и отгрузки товаров.

Наличие в собственности соответствующих производственных помещений является ключевым фактором в получении лицензий, сертификации СТ КЗ на территории СЭЗ ПИТ. Практикуемая в парке в настоящее время субаренда не удовлетворяет требованиям лицензиаров и торгово-промышленной палаты. То есть, без собственных помещений признание отечественным товаропроизводителем участника СЭЗ ПИТ невозможно.

 

Основные проблемы по размещению на территории СЭЗ ПИТ производств:

1) Отсутствие производственных и складских площадей, пригодных для организации производства. В 2-х производственных модулях имущественного комплекса на территории СЭЗ ПИТ в настоящее время размещены предприятия без обеспечения производства требованиям САНПиН и СНиП РК. Например в производственном модуле №1 размещены цехи ТОО «Дельта ИТ», одновременно в модуле постоянно проводятся выставочные мероприятия не в изолированных помещениях, что наносит существенный урон производственному процессу. В модуле № 26 предприятий разделили 1-й этаж модуля (как наиболее пригодный для производства) без обеспечения надлежащей изоляции производственных помещений - высота легких сборных перегородок составляет до 2,5 метров, высота потолков составляет 4 метра. Ни о каком обеспечении безопасности персонала производственных цехов и сохранности имущества речи нет. Некоторые предприятия могут использовать при производстве окраску, химическую обработку поверхностей, производственные станки могут издавать шум и вибрацию. При проверке предприятий органами по ЧС, ООС, СЭС такие предприятия будут закрыты незамедлительно.

2) Договоры аренды помещений заключаются с единственным арендодателем, который не является балансодержателем сдаваемого в аренду помещения. На основании таких договоров аренды производственных помещений при лицензировании производственных предприятий невозможно получить лицензию. Предприятия вынуждены при лицензировании и сертификации указывать другие помещения вне территории СЭЗ ПИТ, принадлежащие им по праву собственности или долевого участия в собственности (см. закон о лицензировании).

3) На территории СЭЗ ПИТ не обеспечены условия создания Свободного Таможенного склада - сотрудники таможенного поста СЭЗ ПИТ редко находятся в СЭЗ ПИТ, на территории нет складов временного хранения, нет подъездных путей и сообщений, кроме автодороги. Нет никаких условий для даже одномодальной логистики. На территории даже нет обычных складов, оборудованных складским оборудованием и соответствующими условиями для ввоза и вывоза готовой продукции.

4) Налоговое управление СЭЗ ПИТ располагается в городе Алматы на пр. Абылай хана, а не в СЭЗ ПИТ для удобства работы с налогоплательщиками.

5) Все офисные помещения бизнес центра, арендуемые участниками парка, поделены по 12-16 кв. м. По договорам аренды. То есть на 1 кабинет приходится 2-3 арендатора. При этом в здании реально заняты менее 35% офисов. Ситуация никак не изменилась с 2010 года.

6) В ПСД по освоению 2-й очереди СЭЗ ПИТ выделены земельные участки 17 землепользователям на 86% всей территории второй очереди, в числе которых на объект коллективного пользования выделено лишь 3,5 га (2%) площади. При этом по плану на данном участке будет построен новый бизнес центр на 12 000 кв.м., из которых лишь 2000 кв.м. составят производственные модули. В генеральном плане опять отсутствуют СВХ, таможенный пост, логистическая зона, производственные цехи.

Все указанные барьеры, искусственно созданные исполнительными органами на местах, вменяются в вину участникам СЭЗ ПИТ с наложением административных взысканий и требованиями расторгнуть договор на осуществление деятельности в качестве участника СЭЗ ПИТ.

 

В связи с вышеизложенными фактами, просим Вас оказать содействие по решению 3 важнейших задач по развитию СЭЗ ПИТ.

1) Создание действенного механизма долгосрочного государственного заказа:

a Выделение в долгосрочных планах закупок государственных органов и национальных компаний Перечня товаров, работ и услуг, относимых к видам деятельности согласно ППРК №703 от 14.05.2009 года и ППРК №404 от 29.04.2013 года;

b. Внесение дополнений в Правила государственных закупок, недропользователей, АО «ФНБ «Самрук-Казына» по закупу из одного источника товаров, работ и услуг собственного производства участников СЭЗ «Парк инновационных технологий», относимых к указанному Перечню;

c. Обязательное заключение национальными компаниями и государственными органами оплачиваемых технологических контрактов на создание опытных образцов для продукции серийного производства, относимой к указанному Перечню.

d. Включение в Закон РК «О государственных закупках» тех же льгот для участников СЭЗ ПИТ, что имеются в Правилах о закупках АО «Самрук-Казына»

 

2) Создание эффективной системы управления СЭЗ ПИТ в соответствии с действующим законодательством РК:

a. Обеспечение в полном объеме в соответствии с законодательством функций и полномочий управляющей компании на всей территории СЭЗ ПИТ и включение в ее состав ТОО «Технопарк Алатау» - организацию со 100% государственным участием;

b.Назначение руководителя управляющей компании СЭЗ ПИТ Президентом или Премьер-министром страны с соответствующим опытом работы в высокотехнолоогичной области и успешного осуществления крупных проектов

c. Ликвидировать все лишние звенья в цепи управления Парком (Байтерек, НАТР и др.).

 

3) Обеспечение производственной инфраструктуры СЭЗ ПИТ на праве долевой собственности:

a. Осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам СЭЗ, управляющей компанией СЭЗ ПИТ в качестве Производственного центра коллективного пользования с долевым участием в строительстве производственных предприятий - участников СЭЗ ПИТ, не получивших земельные участки в землепользование.

b. Внесение соответствующих дополнений в нормативные правовые акты РК для определения правовых условий долевого участия в строительстве производственных объектов коллективного пользования на территории специальных экономических зон, предусматривающих создание производств.

c. Обеспечение выделения доли в земельных участках, занятых под строительство Производственного Центра коллективного пользования долевым собственникам данного Центра по истечении срока действия СЭЗ ПИТ.

d. обеспечить «прозрачный» механизм выделения земельных участков под застройку офисных и иных помещений, и условия выкупа земли в собственность после окончания действия СЭЗ ПИТ. А также обеспечить (разрешить) возможность привлечения заемного финансирования под строительство объектов и предусмотреть гарантии заимодателей (банков, инвестиционных фондов и пр.) по возврату вложенных инвестиций (переходу объектов в собственность).

 

Ассоциация инновационных компаний СЭЗ ПИТ неоднократно информировала МИНТ РК о существующих проблемах и последствиях непродуманных решений, но ни одного сколько-нибудь квалифицированного и внятного ответа не получено.

Между тем ни одно поручение Главы государства по итогам посещения СЭЗ ПИТ в мае 2011 года в полном объеме не выполнено, а визит Президента страны в СЭЗ ПИТ в июне 2013 года опять превратился в показушное мероприятие.

Предлагаем рассмотреть данное письмо с участием всех заинтересованных сторон, возможно, провести совещание, определить действенные меры по реализации поручений Главы государства.

 

С уважением,

Член фракции партии Нур Отан,

депутат Мажилиса Парламента РК

С.Сейдуманов

4 декабря 2014, 14:54
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код