Государство не считает легкую промышленность перспективной для экономики РК

 

На заседании Совета по региональной политике и работе с маслихатами при Фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК работники легкой промышленности пожаловались на проблемы, существующие в отрасли. По их мнению, необходимо пересмотреть налоговый кодекс и таможенное законодательство, защитить увядающую отрасль от демпинга турецких и китайских производителей, а также увеличить финансирование. Представители госструктур по-прежнему не считают отрасль перспективной.

Участники заседания выразили свое недовольство касательно комплексного плана развития легкой промышленности на 2015-2019 гг. Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова считает, что в программе не было предусмотрено конкретных действии и мер. Несмотря на наличие огромных сырьевых ресурсов, таких как хлопок, шерсть и шкуры, Казахстан импортозависим. Благодаря дорожной карте бизнеса 2020 многие предприятия модернизировали собственные производства, однако загрузка производственных мощностей остается на низком уровне.

«Легкая промышленность сегодня развивается не благодаря, а вопреки. То есть работают в отрасли одни энтузиасты, которые любят это дело, которые хотят что-то делать. Потому что во всех странах мира легкая промышленность социально значима. Она поддерживается государством. В каждом государстве есть специальные фонды по поддержке этой отрасли. Это единственная отрасль, которая дает самую высокую занятость на рабочих местах. И, учитывая только вот этот фактор, делаются налоговые послабления. Например, в Кыргызстане 30% населения заняты в легкой промышленности, и они вообще от всех видов налогов освобождены, они работают все по патенту», - заявила г-жа Худова.

По ее словам, основная проблема состоит в импорте несертифицированной продукции. До вступления в Таможенный союз объем такой продукции составлял 2 тонны. Впрочем, и после создания ТС ситуация не изменилась в лучшую сторону.

«Получается, что к нам из Китая и Турции весь товар продолжает поступать тоннами. Следующая дыра - это Кыргызстан, где вся продукция из Китая перемаркировывается в Бишкеке и попадает сюда. По оценке Всемирного банка, теневой оборот составляет $2 млрд в год. Плюс ко всему, конечно, это создает неравные экономические условия на внутреннем рынке. Продукция завозится стихийно, без уплаты налогов, идет занижение таможенной стоимости 10 раз, даже та продукция, которая декларируется. Поэтому мы считаем, что вся продукция, которая сегодня продается в известных бутиках и моллах, практически не имеет сертификатов соответствия и безопасности. Она небезопасна для жизни и здоровья наших людей. Этого никто не проверяет. Есть технический регламент ТС на продукты легкой промышленности, но нет у нас органа, нет созданной системы, которая бы проверяла продукцию. Ведь главная задача состояла в том, чтобы каким-то образом помочь производителю выжить в этих условиях, то есть поставить какие-то преграды для продукции, которая заходит в страну в таком виде. Никто не контролирует, не проверяет. И конечно, она дешевле, чем та продукция, которая производится отечественным производителем», - посетовала Любовь Худова.

В свою очередь директор ТОО «Медиатекс» Олег Носов назвал три, по его мнению, основные проблемы легкой промышленности: незащищенность внутреннего рынка, несовершенство законодательства и высокая себестоимость производимой продукции. Как считает г-н Носов, налоговый кодекс не представляет никаких льгот для инвесторов и не заинтересован во вложениях в развитие предприятии. В таможенном администрировании произошло повышение пошлин по некоторым позициям, и появились дополнительные требования. А высокая себестоимость продукции стала основным фактором, мешающим местным предприятиям выводить свою продукцию на экспорт.

«Сегодня неразвитость инфраструктуры заставляет предприятия создавать на своей базе непрофильные активы в виде общежитии, автобусных парков для развоза рабочих. Если, например, предприятие находится в регионе, то, как правило, автобусов для перемещения внутри этих сельских местностей нет. Субсидирование транспорта происходит, согласно законодательству, только в двух городах, Астана и Алматы. Таким образом, предприятия вынуждены тратить деньги на создание инфраструктуры, что ведет к повышению себестоимости», - объяснил Олег Носов.

Он считает, что необходимо ввести в качестве временных мер квоты и ограничения на ввоз отдельных видов товаров легкой промышленности, снизить НДС, отменить КПН при дальнейших инвестициях в производство, внести изменения в таможенный кодекс для упрощения таможенных процедур, а также создать инфраструктуру для создания новых предприятии отрасли.

Директор ПК «Швейная фабрика «Большевичка» Татьяна Салманова попросила рассмотреть возможность вернуть в проект закона о государственных закупках определение демпинговой цены на товары.

В ответ на жалобы работников легкой промышленности председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Аманияз Ержанов объяснил, что в составлении комплексного плана участвовало не только правительство, но и представители НПО и ассоциации, которые заинтересованы в развитии отрасли. «Естественно, мы хотели, чтобы за каждым пунктом мероприятия стояло хорошее финансирование для того, чтобы какого-то результата добиться, но этого с Любовью Николаевной мы не смогли добиться, потому что и Министерство финансов и Министерство национальной экономики на тот момент были против. План разрабатывался только в июле этого года после поручения главы государства на расширенном заседании правительства. Естественно, весь бюджет был сверстан, и он практически находился здесь в парламенте, и мы ничего добавить не смогли. По комплексному плану мы недавно в октябре проводили большое совещание вместе с Асетом Исекешевым, и там уже получили те же предложения, которые мы сегодня услышали. И мы теперь разрабатываем еще один план мероприятий к комплексному плану, более предметный, для того, чтобы мой комитет непосредственно в ручном режиме работал с предприятиями. Таким способом, может быть, мы еще вытащим деньги из бюджета и таким образом кому-то окажем поддержку и помощь», - сообщил г-н Ержанов.

Депутат Мажилиса парламента Рауан Шаекин считает, что программа на 2010-2014 годов не достигла главной цели - удовлетворения потребностей внутреннего рынка в продукции легкой промышленности за счет переработки сырья, производства продукции с высокой добавленной стоимостью и перспективой ее выхода на внешние рынки. Объем импорта в январе-августе 2014 года составил $1,395 млрд, что в 14 раз превысило объемы экспорта за тот же период.

«Как двигаться (лично мое мнение). Основная проблема в том, что действующие предприятия не загружены. Посмотреть в той же программе диаграмму - получается так: Мангыстауская область - 0% легкая промышленность, Кызылординская - 3%, Костанайская - 5%, Карагандинская - 5%, Жамбылская - 2%, Атырауская - 3%, Актюбинская - 1%, Астана - 6%, СКО - 1%, ВКО - 5%, Павлодарская - 5%, за то ЮКО - 22%, Алматинская область - 13%, Алматы - 21%. Вот нужно эти предприятия определить, можно сказать, локомотивами. Дать достаточно им оборотных средств, помочь им модернизировать предприятия, и пусть они и закрывают всю потребность», - резюмировал г-н Шаекин.

Впрочем, пока государство, по-видимому, не настроено всерьез развивать легпром. Председатель правления АО «Национальное агентство по технологическому развитию» Айдын Кульсеитов подчеркнул, что не считает легкую промышленность перспективной для экономики Казахстана в краткосрочный период времени. По его словам, проблема в том, что Министерство финансов и Министерство экономики в своих стратегических планах не ставили задачу помочь легкой промышленности.

«Есть исследование, которое провел Маккензи (Лайонел Маккензи - американский экономист - прим. «Къ»). Он сказал, что 80% всего мирового экспорта принадлежит либо бедным странам, где стоимость труда стоит копейки, либо очень богатым, где есть огромная производительность труда и огромная культура производства. Там бренды, здесь массовость. Казахстан попал посередине. То есть у нас предпосылок в течение 5 лет ближайших для того, чтобы отрасль стала локомотивом для развития страны, надо сказать, нет, но это не значит, что ее не будут поддерживать. В указе, которым утверждена вторая пятилетка, четко сказано, что 80% наших средств будут выделяться на 14 секторов экономики, включая легкую промышленность», - заключил г-н Кульсеитов.

 

Автор: Медет ЕСИМХАНОВ

 

4 декабря 2014, 14:48
Источник, интернет-ресурс: Деловой еженедельник «КУРСИВъ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код