Профстандарты решают проблему дисбаланса на казахстанском рынке труда

 

Разработка профессиональных стандартов поможет решить проблему дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. Таким мнением в интервью корреспонденту BNews.kz поделилась ответственный секретарь Министерства здравоохранения и социального развития РК Аида Курмангалиева.

 

- Аида Даденовна, Министерство образования и науки совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РК с 2012 года ведут разработку профессиональных стандартов. В обществе постепенно расширяется круг людей, знающих и понимающих, что такое профессиональный стандарт. И, тем не менее, еще раз - для чего и кому он нужен?

- Как вам известно, в рамках идеи Главы государства по созданию Общества Всеобщего Труда особое внимание уделяется удовлетворению потребностей развивающейся экономики в трудовых ресурсах. Одним из главных ориентиров стратегического развития нашей страны является создание новых высокотехнологичных отраслей экономики, которые необходимо обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами. К сожалению, сегодня ситуация складывается таким образом, что качество подготовки кадров отстает от современных технологий. Отсюда и дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. И как следствие, работодателю приходится доучивать, а то и переучивать - словом, подгонять уровень специалистов под свои требования. На это необходимы дополнительные средства и время. Для того, чтобы избежать этих временных и финансовых затрат необходимо обеспечить своевременную трансляцию требований работодателя к специалистам по той или иной профессии в систему подготовки кадров. То есть, работодатель должен сформулировать свои требования к профессии, а система образования должна разработать свои образовательные программы в соответствии с потребностями работодателя. В свою очередь, работодатель сможет строить свои корпоративные стандарты на основе профессиональных стандартов.

Таким образом, профессиональный стандарт нужен всем участникам, задействованным на рынке труда: работодателю, системе образования и самому работнику, чтобы знать по какой траектории он может строить свое профессиональное развитие.

 

- Что, по-вашему, нужно изменить в системе подготовки кадров, чтобы она соответствовала требованиям работодателей?

- Отвечая на этот вопрос, мы опять возвращаемся к профессиональному стандарту, который как раз и призван стать связующим звеном между требованиями работодателей и системой подготовки кадров. Если бизнес диктует требования к уровню подготовки специалистов, то он должен принимать самое активное участие в процессе разработки этих требований, подготовки специалистов и оценки их квалификации. Работодатель не должен оставаться в стороне от этих процессов.

 

- Значит ли это, что профессиональный стандарт должен охватывать все должности? Например, руководителя департамента, главного инженера, директора завода, министра?

- Нет, главный инженер, директор завода, министр - это должности. Профессиональный стандарт описывает профессии. Профессиональный стандарт - это тот минимум требований к профессии, который является необходимым для получения права на осуществление профессиональной деятельности в должностной иерархии организаций и предприятий. Иначе говоря, работник не может занять должность мастера токарного участка, если он не владеет требованиями, предъявляемыми к профессии «токарь». А требования эти прописываются в профессиональном стандарте. Если же на предприятии к данной должности сочтут необходимым предъявить дополнительные требования, не противоречащие законодательству, например - сменный режим работы, то работодатель вправе отразить это требование в локальных документах предприятия. Или другой пример: чтобы занять должность главного бухгалтера предприятия, необходимо соответствовать требованиям профессионального стандарта, описывающего профессию «бухгалтер», то есть обладать необходимым минимумом знаний и умений, который, возможно, окажется недостаточным для занятия должности главного бухгалтера. Дополнительные же требования к должности главного бухгалтера каждое предприятие вправе определять самостоятельно.

 

- По каким критериям определить, к какому уровню квалификаций отнести, к примеру, техника после окончания колледжа?

- Выбор уровня квалификации соответствует характеру знаний и умений, широте полномочий, предъявляемых к той или иной профессии. По каждой профессии выявляются основные трудовые функции и необходимые для их выполнения знания, умения и навыки. Такая структура профессионального стандарта более удобна и оптимальна при разработке образовательных модулей и проведении процедуры оценки и сертификации квалификаций.

 

- Что такое «сертификация квалификации»?

- Современные условия развития производственных процессов требуют постоянного обновления работниками своих компетенций и официального подтверждения их наличия или освоения.

Сертификация - это и есть процедура подтверждения компетентным органом того, что результаты обучения (знания, умения), освоенные человеком в рамках формального, неформального или спонтанного обучения, прошли оценку и соответствуют требованиям профессиональных стандартов. Итогом сертификации является выдача сертификата - документа о признании квалификации.

 

- Существуют ли сегодня у нас в республике организации, осуществляющие этот вид деятельности?

- Вообще создание сертификационных центров - это затратное мероприятие. Необходимы специалисты для разработки теоретических и практических заданий в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Обязательным является наличие оборудования для проверки практических умений и навыков.

Сегодня, исходя из потребностей рынка труда в квалификациях, в пилотном режиме созданы три сертификационных центра: в нефтегазовом, горно-металлургическом и туристическом секторах.

 

- И последний вопрос: будут ли вноситься изменения в профессиональные стандарты или они должны оставаться стабильными?

- Для выполнения своих функций национальные профессиональные стандарты должны быть гибкими и открытыми для изменений вместе с изменениями, происходящими на рынке труда.

Определенные изменения должны учитываться в профессиональных стандартах и в связи с созданием общего рынка труда и единого образовательного пространства в рамках Единого экономического пространства.

Профессиональный стандарт должен стать лакмусовой бумажкой, реагирующей на любое изменение рынка труда.

 

- Спасибо за интересную беседу!

 

Айгерим ТУКУШЕВА

 

 

 

5 декабря 2014, 12:08
Источник, интернет-ресурс: ИА «BNews.kz»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код