Урезанный бюджет

 

Закон «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы», подписанный президентом Казахстана, появился в официальной прессе. Ключевой месседж - секвестр расходов на Т113 млрд, или $620 млн.

Забегая вперед, отметим, что опубликованы только общие параметры утвержденного бюджета на 2015 год, без детализации. В утвержденном документе видно падение несырьевых доходов, ослабление трансфертного давления на регионы-доноры, а также детальный план НЭП, озвученный в последнем послании президента.

Налоги упали на $1,2 млрд?

Согласно тексту закона, поступления в следующем году ожидаются на уровне Т6,745 трлн. Напомним, что в утвержденном сенатом варианте проекта бюджета поступления на 2015 год были заложены на уровне Т6,858 трлн. Однако в опубликованном документе расходная часть сокращена на Т113 млрд (дефицит остался прежний - Т997 млрд).

В отсутствии деталей законопроекта, утвержденного верхней палатой парламента, а также раскрытия утвержденного бюджета, утверждать, по какой причине произошел секвестр невозможно. Однако, если приглядеться, можно косвенно понять источник перемен.

Так, одобренный сенатом законопроект, весьма вероятно, уже содержал объем трансфертов из Нацфонда в размере Т2,585 трлн. Об этом говорит тот факт, что 17 ноября вышли два указа президента за №956-957. Оба документа связаны с выделением средств из Нацфонда на общую сумму Т707,5 млрд в 2015, и Т369,2 млрд в 2016 году. Размер гарантированного трансферта в размере Т1,702 трлн анонсировался еще в изначальном проекте бюджета.

Таким образом, выбор остается невелик - либо налоговые, либо неналоговые поступления. Последние в утвержденном бюджете зафиксированы на уровне Т125,6 млрд, против Т84,6 млрд в сентябрьском законопроекте. Другими словами, «план» по штрафам, пеням и другим санкциям был поднят на Т41 млрд или в 1,5 раза. В условиях окончания моратория на проверки в текущем году можно ожидать, что отечественный бизнес в следующем году ждет нелегкое испытание.

Что касается налогов, то в 2015 году планируется обеспечить поступления в размере Т4,024 трлн, против обозначенных в изначальном проекте Минфина в Т4,244 трлн. Налицо сокращение налогооблагаемой базы на уровне Т220 млрд. По каким видам налогов произошла «коррекция» сказать сложно, ввиду отсутствия детализации.

Однако с учетом размера секвестируемой части - Т113 млрд - велика вероятность, что подавляющая часть из этой суммы, если не вся, пришлась на налоговые поступления.

 

Бюджетное послабление

 

В нашем материале «Бюджет под нефтяным давлением» было отмечено, что рост трансфертной части в доходах бюджета был обеспечен в том числе ростом бюджетных изъятий из регионов-доноров в 1,5 раза, до Т269 млрд. Однако с выходом указов президента о целевом трансферте из Нацфонда (документ не публиковался в официальной печати, но обнаружен в базе нормативно-правовых актов Министерства юстиции от 27 ноября) появилось объяснение появления дополнительных Т93 млрд.

Всего из местных бюджетом планируется позаимствовать Т168,5 млрд. Добавим, что в следующем году к числу регионов-доноров, как и ожидалось, добавится Астана, которая будет обязана перечислить Т7,5 млрд в республиканскую казну. При этом основная нагрузка ляжет на бюджеты Алматы (Т83,6 млрд), Атырауской (Т60,7 млрд) и Мангистауской (Т16,7 млрд) областей. Размеры субвенций местным бюджетам остались без изменений, на уровне Т904,4 млрд.

Отметим, что в утвержденном бюджете на 2014-2016 годы размер бюджетных изъятий на следующий год был заложен на уровне Т181,7 млрд. Таким образом, можно констатировать, что правительство пересмотрело межбюджетные взаимоотношения с регионами. Впрочем, источник происхождения Т7 млрд в трансфертой части доходов республиканского бюджета так и остался непонятным.

 

Куда пойдут $4 млрд из Нацфонда?

 

В завершении мы закономерно переходим к расходной части. В силу того, что детали утвержденного бюджета представлены не были, ограничимся лишь указом президента за №957 «О выделении целевого трансферта из Нацфонда на 2015-2016 годы», который полностью посвящен реализации указаний, озвученных в последнем послании президента.

Общая сумма целевого трансферта до 2017 года составит Т717 млрд (Т347,5 млрд в 2015, и Т369,5 млрд на 2016 год), что по текущему курсу Национального банка, сопоставимо с $4 млрд.

Из этих средств львиная доля придется на строительство и реконструкцию дорог республиканского значения - Т321 млрд (из которых Т178 млрд в 2015 году), а также модернизацию ЖКХ через АО «Казахстанский центр развития и модернизации ЖКХ» - Т160 млрд (из которых Т60 млрд в 2015 году).

На строительство арендного жилья через АО «Казахстанская ипотечная компания» планируется выделить Т35 млрд (по Т17,5 млрд в 2015-2016 гг.), объектов образования - Т60 млрд (по Т30 млрд ежегодно), а также формирование материально-технической базы вузов - Т6 млрд (из них Т3 млрд в 2015 и 2016 годах).

Кроме того, Т42,6 млрд из Нацфонда пойдут на капитализацию АО «Казахстан Темир Жолы» для строительства железно-дорожного участка Шу-Алматы 1 (Т27,7 млрд, из которых Т8,3 млрд будут потрачены в 2015 году), железной дороги Боржакты-Ерсай (Т6,7 млрд в 2015 году) и паромного комплекса в порту Курык на сумму Т11,8 млрд (из которых Т4,8 млрд в 2015 году).

Более того, солидная сумма - Т91,5 млрд - пойдет на софинансирование проектов с международными финансовыми организациями. О каких проектах идет речь, какие финансовые институты планируется привлечь - в тексте не упоминается.

 

Арман Джакуб

 

5 декабря 2014, 13:31
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код