Через eGov - к устойчивому развитию

 

Развитие электронных технологий позволяет не только экономить время казахстанцев и повышать качество государственных услуг, но и развивать экономику в масштабах всей страны. Сегодня уже никого не удивить оформлением документов посредством компьютеров и мобильных телефонов, но мало кто задумывается, что портал e-gov c начала запуска позволил сэкономить 70 миллиардов тенге, передает корреспондент BNews.kz.

Как известно, система электронного правительства впервые была предложена Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в ежегодном Послании народу страны в марте 2004 года. Уже в ноябре 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного правительства на 2005-2007 годы. В ней развитие e-gov предусматривало несколько этапов: информационный (публикация и распространение информации), интерактивный (предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между государственным органом и гражданином), транзакционный (взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций), трансформационный (создание комплексных, композитных электронных услуг).

12 апреля 2006 года впервые был запущен веб-портал электронного правительства РК с материалами о государственных услугах информационно-справочного характера.

Три года (с 2007 по 2009) потребовалось на формирование инфраструктуры электронного правительства и создание базовых компонентов: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги.

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение правил дорожного движения, в 2011 году - оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В 2011 году веб-портал предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

В течение 2012 года на веб-портале был запущен ряд других социально-значимых государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и Министерства образования. Помимо запуска новых услуг, в 2012 году был изменен дизайн портала электронного правительства в целях существенного увеличения удобства его использования.

Кроме того, было создано мобильное приложение для получения самых простейших услуг, таких как адресная справка, постановка в очередь в детский сад и оплата налогов. В целях упрощения процедуры обучения населения работе с порталом была разработана мультимедийная обучающая программа.

Для увеличения взаимодействия между гражданами и правительством был реализован сервис обсуждения проектов электронных услуг. А также для обсуждения были выведены новые проекты законов. Сервисы взаимодействия граждан с правительством были выведены в отдельный блок «Граждане и правительство». В нем, помимо обсуждения проектов услуг и законов, выведены следующие сервисы: интернет-конференции, электронные обращения граждан в государственные органы, запись на онлайн-прием к министрам, блоги первых руководителей, контакты государственных органов и их представителей.

В целях повышения информативности портала в 2012 году была проведена работа по интеграции базы данных нормативно-правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан. Вся актуальная законодательная база доступна в специальном разделе «Законодательство».

В апреле 2012 года состоялся запуск услуги по записи электронной цифровой подписи на чипы удостоверений личности нового образца в целях увеличения безопасности хранения и использования электронной цифровой подписи.

В 2013 году был запланирован вывод 60 процентов социально-значимых услуг в электронном формате. С начала года были запущены услуги по регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В пилотном режиме состоялся запуск электронных услуг по выдаче паспортов, удостоверений личности, водительских прав, а также по регистрации населения по месту жительства. Кроме этого, было запущено множество вспомогательных сервисов для юридических лиц и по тематике земельных отношений. До конца 2013 года планировалось вывести все социально-значимые услуги в электронном формате.

В мае 2013 года количество выданных электронных цифровых подписей достигло двух миллионов. В августе были запущены новые электронные услуги в разделе «Образование», такие как подача документов на зачисление в ВУЗы и в школы. В сентябре 2013 года была запущена коммерческая услуга по онлайн-проверке и мониторингу персональной кредитной истории.

С 2005 по 2010 годы в Казахстане в систему электронного правительства инвестировано около 43 миллиардов тенге. Как результат, сегодня с помощью портала www.egov.kz можно получить 578 различных услуг и сервисов. И если в самом начале казахстанцам непросто было объяснить преимущества электронного документооборота, то сегодня население охотно подключается к онлайн-сервисам. На сегодняшний день на e-gov зарегистрировано более 2,6 миллиона пользователей, причем половина из них присоединилась к группе пользователей портала только в 2014 году. По итогам 2013 года через портал электронного правительства РК было проведено онлайн платежей на сумму более 1 миллиарда тенге.

Поэтому неудивительно, что в рейтинге ООН по развитию «электронного правительства» Казахстан в 2014 году занял 28-е место среди 193 стран мира, поднявшись на 10 строчек по сравнению с 2012 годом.

Система электронного лицензирования, презентованная в нашей стране в 2010 году, была названа лучшим проектом для бизнеса. Такую высокую оценку дали эксперты женевского Глобального саммита по развитию информационного общества, прошедшего в прошлом году.

Но главным оценщиком мобильного развития казахстанского правительства является именно население, для которого и развиваются электронные услуги. Поэтому e-gov не останавливается на достигнутом, постоянно расширяя свои возможности.

Рост числа мобильных госуслуг и сервисов является важной частью развитого электронного правительства. Сегодня активно ведутся работы по внедрению «мобильного правительства», которое позволит предоставлять услуги и сервисы через сотовые телефоны. До конца этого года планируется предоставлять 50 услуг и сервисов с подключением 500 тысяч абонентов. Всего же внедрение рассчитано на трехлетний период: с 2014 по 2016 годы.

Сегодня для пользователей операционных систем iOS и Android доступны 13 электронных госуслуг и сервисов. Планируется, что в 2016 году через мобильное приложение egov.kz будет доступно до 100 госуслуг электронного правительства с подключением к сети не менее трех миллионов казахстанцев. Перечисленные новшества разрабатывается в рамках проекта «Информационная система Мобильное правительство. Создание М-GOV».

В числе уже предоставляемых услуг посредством мобильного приложения есть как онлайн-услуги, так и простые сервисы: просмотр номера очереди на жилье, оплата коммунальных услуг, оплата налога на транспорт физических лиц и другие. Разрабатывается проект по переводу ЭЦП на SIM-карты. Особенность мобильной подписи, в том, что она будет поддерживаться как смартфонами, так и традиционными сотовыми телефонами.

В рамках проекта построения мобильного правительства прорабатывается возможность получать услуги портала egov.kz уведомительного и предупредительного характера. Пользователи смогут получать SMS-сообщения о необходимости замены удостоверения личности, паспорта, новых вакансиях для безработных, изменении очереди на жилье, готовности документов в ЦОНе и на портале электронного правительства, а также просмотр их статуса исполнения. Все это позволит улучшить показатели экономического развития государства за счет предоставления комплексных услуг для населения.

Тенденция перевода электронных услуг в мобильные телефоны актуальна для самых развитых электронных правительств. Так, в настоящее время к запуску мобильного портала готовятся в Сингапуре. Он объединит более 40 мобильных веб-сайтов и приложений для iPhone и Android, разработанных различными правительственными структурами.

В Южной Корее посредством SMS и MMS предоставляют 335 услуг 190 ведомств. Южная Корея в этом году стала лидером в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства среди 193 стран, за ней следуют Австралия, Сингапур, Франция и Нидерланды.

По словам вице-министра по инвестициям и развитию РК Аскара Жумагалиева, сегодня в Казахстане плотность абонентов сотовой связи достигла 170 процентов. Поэтому в течение ближайших трех лет планируется перевести в мобильный формат все самые востребованные государственные услуги. Внедрение открытого мобильного правительства позволит Казахстану продвигать эти системы, включая погашение счетов в интернете.

 

Айжан БЕКТАСОВА

 

8 декабря 2014, 17:09
Источник, интернет-ресурс: ИА BNews.kz

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код