Чужие среди своих. Нужно ли в Казахстане менять местных чиновников на иностранцев?

 

В Украине обсуждается реформа госуправления и борьба с коррупцией, две темы, которые являются ключевыми проблемами и для Казахстана. В Незалежной предлагают воспользоваться успешным грузинским опытом и пригласить на руководящие посты в ведомство по борьбе с коррупцией иностранцев. Kursiv.kz спросил экспертов о том, насколько эффективной такая реформа государственного управления могла бы оказаться в Казахстане.

Обращаясь к Верховной Раде Петр Порошенко заявил, что в Украине может быть принят специальный закон, облегчающий иностранцам получение должности государственного чиновника, если он хорошо зарекомендовал себя в своей стране.

«У него будет преимущество - отсутствие связей в украинской политической элите. Никто никому не является кумом, сватом. Моя идея в том, чтобы путем изменений в законы предоставить право привлекать на государственную службу иностранцев, включительно до членства в правительстве, или расширить перечень лиц, которым президент Украины может предоставлять украинское гражданство, причем в ускоренном режиме», - сказал он.

В то время как в Казахстане объявленная еще со времен Алихана Байменова меритократия осталось благим намерением, попытка реформировать государственную службу через корпус «А» по признанию главы Агентства по делам госсулжба и противодействию коррупции Кайрата Кожамжарова не удалась. Предложение заменить казахстанских чиновников борющихся с коррупцией на иностранцев вызвало резонанс в социальных сетях и нашла отклик среди казахстанцев. Некоторые граждане советуют властям перенять грузинский и украинский опыт, другие считают, что этого делать нельзя.

Политолог, директор исследовательского аналитического центра Caspian Bridge Дархан Уалиханов заметил, что в сложившейся практике государственного управления в Казахстане не все зависит от воли и ведома первого руководителя. В центральной исполнительной системе коррупционные схемы могут действовать на уровне заместителей или руководителей финансово-экономических подразделений, а то и в связке. И не обязательно чтобы министр или председатель агентства знал об этом или владел информацией об их объемах. На местном уровне вообще многие структурные подразделения юридически действуют самостоятельно, имеют собственный бюджет и распоряжаются средствами официально также самостоятельно. Там уследить за процессом еще сложнее ввиду ее многочисленности и разноуровневости, даже не каждый аким абсолютно контролирует ситуацию, поэтому завезя одного честного чиновника из другой страны проблему решить не получиться.

«В законодательном плане пребывание иностранных граждан на государственных должностях не во всех случаях прямо оговаривается. К примеру, четко регламентировано, что судьи и кандидаты в акимы должны быть гражданами РК. Если внимательно изучить законодательство, наверняка найдется еще пара-тройка таких примеров. В отношении членов правительства таких ограничений не существует. Однако присутствует интересный момент, когда согласно Конституционному закону «О правительстве РК» член правительства должен принести народу и президенту Казахстана присягу, в содержании которой кроме прочего имеются такие слова, как «укреплять государственность и авторитет моей страны в мировом сообществе». Пребывание на каком-либо государственном посту не означает лишь борьбу с коррупцией или первостепенность этой задачи на деле. Тем более что в казахстанских реалиях антикоррупционное поведение - не всегда пример для подражания. Уж если очень хочется, то можно было бы предложить ввести институт антикоррупционного со-министра, хотя нечто похожее мы наблюдали в случае с ответственным секретарями - результат всем известен», - заметил г-н Уалиханов.

Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис сомневается, что в Казахстане станут применять украинский и грузинский подход на госслужбе. Он отметил, что главная проблема в том, что на постсоветском пространстве и власти, и люди вообще мало верят в государственные институты, кроме силовых. Люди верят в персоны. Поэтому при возникновении серьёзных проблем люди не столько идут в государственные органы или в суд, как в институты, задача которых обеспечивать верховенство закона и справедливость, сколько начинают писать «начальникам», от акима, председателя Верховного суда или генерального прокурора до президента.

«Если надежды на то, что антикоррупционное ведомство будет эффективно действовать как институт, подчинённый закону, нет, то кажется, что нужно, чтобы его возглавила персона, которая будет независима от местной системы отношений. Несколько лет назад, когда создавали наше Агентство по борьбе с коррупцией, меня спросили: как я отношусь к такому новому органу, я ответил, что отношусь положительно, но хочу узнать: кто будет бороться с коррупцией в Агентстве по борьбе с коррупцией. Что бесспорно, так это то, что и в Украине, и у нас требуются кардинальные глубокие реформы системы управления и вообще организации политической жизни, если мы серьёзно хотим бороться с коррупцией и создавать устойчиво развивающееся конкурентоспособное государство. А это требует «ломки» сложившихся в системе власти отношений, восстановления реальной законности, создания эффективных правовых институтов. Глубина поражения государственного аппарата такова, что некоторые институты нужно целиком очищать и деперсонифицировать, Но даже при замене своих «начальников» на зарубежных, это не решает проблему. Нужно, создавать дееспособные эффективные, подчиняющиеся только закону, институты, а на них столько иностранцев не наберешься. Так что получать советы, пользоваться передовым опытом, конечно, нужно, а менять придётся всё-таки самим», - сказал г-н Жовтис.

Руководитель комитета международных программ ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» Чингиз Лепсибаев заметил, что законодательство четко ограничивает возможность иностранцев занимать руководящие посты в РК, и это, на его взгляд - хорошо.

Статья 6 Закона РК «О правовом положении иностранцев» регламентирует, что иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству РК, напомнил он.

Иностранный гражданин не может быть государственным служащим Республики Казахстан, поскольку, согласно подпункту 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» государственный служащий - это обязательно гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка должность в государственном органе и осуществляющий полномочия в целях реализации задач и функций государства, оговорено в законе.

«Полагаю, что занятие иностранными гражданами таких позиций несет существенно больше минусов, чем плюсов. Выделю следующие: отсутствие ответственности за итоговый результат, поскольку ни он, ни его родственники не связаны напрямую со страной. Вопрос безопасности - не факт что через назначенца не будет осуществлен гигантский слив конфеденциальной информации, несущей стратегический урон для интересов государства; назначение иностранцев, для меня - показатель, что система государственной службы не в состоянии производить грамотных управленцев. Даже если свой отечественный специалист немного не дотягивает до уровня зарубежного, сфера государственного управления не та область, где необходимы легионеры», - заметил он.

Независимый политик Амиржан Косанов считает, что если в 50-милионной Украине невозможно найти несколько десятков порядочных, не берущих мзду чиновников, то будущее этой страны под угрозой. Сам он не поддерживает идею «рекрутирования варягов на министерские должности», так как в любой стране есть люди, достойные занять эти места.

«К тому же, кто сказал, что в странах, откуда набраны эти новые министры, нет коррупции? В той или иной форме она есть во всех странах. Думаю, что здесь присутствуют и элемент популизма, и, возможные конфликты между влиятельными группами во власти, потому, наверное, соблюден принцип: ни себе, ни людям. Конечно, учиться никогда не поздно, в том числе и перенимая опыт развитых государств и экономик. Можно привлекать иностранных специалистов как советников и экспертов. Но, на мой взгляд, политические должности должны занимать граждане страны. Не думаю, что Казахстан нуждается в перенимании такой практики. Да, у нас чудовищная коррупция. Но не иностранцы, а мы сами должны ее побороть. И в первую очередь, совершенствуя соответствующие законы, усиливая роль гражданского общества, независимых судов и СМИ», - отметил он.

Не поддерживают такую инициативу и представители законодательной власти РК. Депутат Айгуль Соловьева отметила, что стране для эффективности и снижения коррупционных проявлений, нужны прозрачные механизмы и выстраивание внятной системы отбора государственных служащих. В РК достаточно образованных, грамотных и профессиональных управленцев.

«В Украине кризисная ситуация, а мы системно движемся в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран и нам важно эффективно реализовать новую экономическую политику «Нурлы Жол». Выполнять их - это важнейшая задача государственных служащих, а общественности необходимо мониторить эффективность чиновников на местах, поскольку заменить их всех на иностранцев мы не сможем», - заметила она.

Глава союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков считает, что одно из постсоветских наследств, от которого до сих пор не могут избавиться многие государства - комплекс неполноценности. Украинский прецедент подтвердил, что не только Казахстан заражен такой болезнью.

«А теперь представьте себе умонастроения граждан этой страны. Жест украинского Президента П. Порошенко следует понимать не иначе как заявление: «Дорогие сограждане! Вы настолько некомпетенты, что страна вынуждена рекрутировать иностранцев!». Подобное явление наблюдается не только в государственном управлении! В Казахстане, например, для съемок эпических фильмов давно уже принято приглашать иностранных режиссеров и актеров (свои для этого слишком примитивны); футбольные команды тренируют иностранные специалисты. Как можно после этого говорить с высоких трибун о патриотизме, суверенитете и национальной гордости?! Есть у медали и другая сторона. Речь идет о коррупции. Довольно часто под предлогом привлечения иностранных специалистов, чиновники занимаются откровенным хищением денежных средств. Широкое распространение это получило в спорте. Третья сторона медали. Речь идет об обмане и мошенничестве, процветающем в учебных заведениях. Пытаясь создать иллюзию международного вуза, ректорами приглашают иностранцев, качество которых вызывает глубокие сомнения, ибо стараются взять подешевле. Мне приходилось работать в одном из частных алматинских университетов, собственником которого является известный казахстанский академик, бывший депутат мажилиса РК. Так вот ректором этого университета был иностранец, не имевший даже ученой степени магистра, то есть по сути - студент, зато иностранец. Четвертая сторона медали. Привлечение иностранцев в качестве высокопоставленных управленцев представляет собой угрозу и для самих чиновников. Ведь в умах людей однажды может возникнуть крамольная мысль: Если мы имеем иностранных глав ведомств, то почему бы не иметь кого и повыше. Пятая сторона медали. Здесь нередко примешивается особенность национального характера - зависть и нетерпимость к соплеменникам. Этот фактор нередко оказывается доминирующим. Логика чиновника проста: «Пусть лучше лавры достанутся чужеземцу, ибо он не представляет опасности, как конкурент. А среди соплеменников самым умным и выдающимся должен быть только я!», - заключил г-н Телибеков.

 

Автор: Аскар МУМИНОВ

 

9 декабря 2014, 15:55
Источник, интернет-ресурс: Деловой еженедельник «КУРСИВъ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код