Ответ на депутатский запрос Министра здравоохранения и социального развития РК от 3 декабря 2014 года № 13-5-2-2/160-Д
 

Депутатам Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Г. А. Баймахановой, Ж. А. Ахметбекову,

Т.А. Кенжину, В.Б. Косареву, А. О. Конурову,

Т.К. Омурзакову, Б. В. Сорокину

 

На№ Д 3-243 от 05.11.2014 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, рассмотрев Ваш запрос касательно обращения Общественного Объединения инвалидов «Подранки - Шарасыздар», направляет информацию о работе по вопросам социальной защиты инвалидов.

Приложение: налистах.

 

И.о. Министра С. Каирбекова

 

 


Исп. КошкумбекоеаР.Д., Сарсембаееа К.Ж.,тел: 74-33-41, 74-38-77

 

 


№ исх: 13-5-2-2/160-Д от: 03.12.2014

Приложение к письму МЗСР от «»2014 года

 

Республика Казахстан формирует поэтапно свою социальную политику с учетом финансово-экономических возможностей государства.

Система социальной защиты включает в себя стандарты социального обеспечения и стандарты социальной помощи. Стандарты социального обеспечения являются гарантией государства, формируются на основе международных стандартов и в большинстве случаев отражают зависимость от трудового вклада и ранее получаемых доходов. Социальная помощь (поддержка) - дополнительная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Она предоставляется в зависимости от финансово-экономических возможностей государства. То есть социальная помощь является дополнительной помощью гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Социальная поддержка малообеспеченных категорий граждан из числа инвалидов

Действующая система социальной поддержки инвалидов является солидарной и позволяет лицу с инвалидностью получать социальные пособия и страховые выплаты, дополнительные виды помощи.

В 1999 году система предоставления льгот в натуральном виде, действовавшая в советское время, была заменена в Республике Казахстан на выплату специального государственного пособия, которое выплачивается 20 категориям граждан, в числе которых инвалиды первой, второй, третьей группы, дети-инвалиды. Специальное государственное пособие выплачивается независимо от иных социальных выплат.

Во исполнение поручений Главы государства, озвученных на расширенном заседании Правительства от 14 февраля 2014 года, размеры социальных выплат, в том числе специального государственного пособия с 1 апреля 2014 года были вновь повышены, в результате чего относительно 2013 года рост уровня специальных государственных пособий составил 12 %.

В настоящее время размер государственного социального пособия по инвалидности и специального государственного пособия составляет для детей-инвалидов с 16 до 18 лет (как и для инвалидов с детства) первой группы - 31 112 тенге; второй группы - 25 921 тенге; третьей группы - 19 356 тенге, детей-инвалидов до 16 лет 22 743 тенге.

В целях усиления социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан» с 2010 года введен новый вид социальных выплат - пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов в размере минимальной заработной платы (в настоящее время - 20 965 тенге).

С 1 июля 2015 года в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана, озвученного 17 января т.г., размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца будут повышены еще на 25%, что в совокупности обеспечит их рост на 50% в сравнении к 2013 году. Также из средств местных бюджетов выплачиваются:

- адресная социальная помощь, в случаях, когда сумма получаемых пособий не достаточна для выведения семьи из бедности (т.е. среднедушевой доход семьи не превышает черты бедности - 40 % от прожиточного минимума). При этом размер АСП рассчитывается в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности;

- государственные пособия семьям, имеющим детей до 18 лет, у которых среднедушевой доход ниже стоимости продовольственной корзины (т.е. 60 % от прожиточного минимума);

- жилищная помощь, предоставляемая семьям, имеющих низкие доходы для оплаты содержания жилища, потребления коммунальных услуг, в том числе абонентской платы за телефон, арендной платы за пользование жилищем. Размер и порядок оказания жилищной помощи определяются местными представительными органами.

В г. Алматы жилищная помощь предоставляется в случаях, если расходы на оплату коммунальных услуг в бюджете семьи превышают 10-процентную долю совокупного дохода.

Прием заявлений на назначение жилищной помощи» можно подать через ЦОН или веб - портал «электронного правительства». В целях ускоренного обслуживания, при желании услугополучателя, предоставлена возможность для «бронирования» электронной очереди посредством портала.

В дополнение к выше представленным видам социальной поддержки за счет средств местных бюджетов установлена дополнительная социальная поддержка к праздничным датам и в случае нахождения лица (семьи) в трудной жизненной ситуации.

По информации Управления координации занятости и социальных программ по г. Алматы за счет средств бюджета г. Алматы:

-    гражданам, имеющим среднедушевой доход, не превышающий величину двукратного прожиточного минимума, предоставляется единовременная социальная помощь в размере 7 месячных расчетных показателей (12 964 тенге).

-    инвалидам, имеющим среднедушевой доход, не превышающий величину двукратного прожиточного минимума установлена социальная помощь на возмещение затрат за приобретение, установку или поверку индивидуальных приборов учета горячего и (или) холодного водоснабжения в размере, не превышающем 2 месячных расчетных показателей (3704 тенге) за один прибор.

-    участникам и инвалидам Великой Отечественной войны предусмотрена ежемесячная социальная помощь в размере 5 МРП;

инвалидам первой группы, страдающим хронической почечной недостаточностью, выплачивается ежемесячная социальная помощь в размере 1,0 месячного расчетного показателя, чей реднедушевой доход не превышает 3-х прожиточных минимума.

Начата работа по пересмотру структуры и величины прожиточного минимума, которая планируется к внедрению в 2017 году.

Для преодоления возникших социальных проблем и формирования возможностей участия лиц с инвалидностью в жизни общества на равных условиях с другими гражданами оказываются бесплатно специальные социальные услуги в условиях стационара, полустационара, ухода на дому, временного пребывания.

Оказание услуг в условиях полустационара, на дому является альтернативой действующей сети стационарных организаций. Сегодня в стране таких организаций насчитывается порядка 47. Данные центры открыты для посещения лиц с инвалидностью, в том числе детей-инвалидов. В данных центрах проводится работа психологами, дефектологами, логопедами, инструкторами ЛФК, массажистами и т.д.

Лица, посещающие отделения получают поддержку по бытовому обслуживанию, медицинской реабилитации, содействие в оформлении полагающихся льгот и пособий, психологическую и педагогическую виды помощи (при необходимости), восстановление утраченных профессиональных навыков и терапию занятостью.

По итогам прошлого года открытие данных отделений, способствовало возвращению из домов-интернатов в семьи 402 детей-инвалидов, смогли трудоустроится 509 родителей, дети которых получают услуги в отделениях дневного пребывания.

Наравне с государственными организациями полустационарного и надомного типов специальные социальные услуги предоставляют 69 неправительственных организаций с охватом более 4 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов. Финансирование данных организаций осуществляется за счет средств государственного бюджета путем размещения государственного социального заказа.

 

Касательно получения минимальной пенсий инвалидам

Пенсии в минимальном размере назначаются лицам, имеющим полный требуемый трудовой стаж (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) по состоянию на 1 января 1998 года, при отсутствии дохода в предпенсионный период либо в случаях, когда указанный доход был низким.

Трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты в республике начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды всеми работающими.

С 1 апреля 2014 года минимальный размер пенсии составляет 21736 тенге. Если учесть, что каждому пенсионеру осуществляется государственная базовая пенсионная выплата, то ежемесячный размер пенсии в минимальном выражении составляет величину, превышающую в 1,5 раза прожиточный минимум.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», если размер совокупных пенсионных выплат из ГЦВП меньше размера месячного размера по инвалидности, установленного для соответствующей категории инвалидов, выплата пособия производится в виде соответствующих доплат к пенсионным выплатам до размера пособия, установленного для этой категории инвалидов.

Что касается повышения размеров пенсионных выплат, то в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», оно производится ежегодно в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом для всех получателей пенсий применяется единый порядок повышения, так как Закон основан на принципах предоставления гражданам равного права на пенсионное обеспечение.

Концепций дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

С 1 июля 2017 года будет изменен порядок назначения базовой пенсионной выплаты за счет установления ее размера в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.

Так, при 10-летнем стаже участия в пенсионной системе размер базовой пенсии будет составлять 50% прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

В этой связи, всем состоявшимся пенсионерам будет произведен единовременный перерасчет базовой пенсии с учетом стажа участия как в солидарной, так и накопительной системах пенсионного обеспечения.

Это позволит повысить размеры пенсионных выплат для пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие размеры пенсий в связи с отсутствием сведений о доходах на момент выхода на пенсию, а также законодательно установленных ограничений.

 

Касательно занятости инвалидов

Одними из механизмов повышения благосостояния населения являются активные меры содействия занятости, реализуемые через программу «Дорожная карта занятости 2020» и программы местных исполнительных органов путём:

1) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трёх процентов от общей численности рабочих мест;

2) создания дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

3)создания социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4)    организации профессионального обучения инвалидов.

5)    ярмарки вакансий, где соискателям дается возможность в личной беседе с представителями предприятий, имеющих потребность в квалифицированной рабочей силе, ознакомиться как с условиями работы, так и с предъявляемыми к работникам требованиями работодателя.

С начала текущего года участниками Программы стали 3363 человек из числа лиц с ограниченными возможностями, подписавших социальные контракты с центрами занятости населения. Из них трудоустроены на вакантные рабочие места 34,7% (1166 чел.). Охвачено профессиональным обучением 9,3% (314 чел.), из 242 человек завершивших обучение 52,1% трудоустроены (126 чел.).

С целью занятия предпринимательской деятельностью 273 человека получили микрокредиты, из них 73,6% (201 чел.) открыли собственное дело. При этом ими дополнительно создано 5 новых рабочих мест.

В текущем году добровольно переехало из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста 12 инвалидов трудоспособного возраста. На инфраструктурных проектах заняты 300 человек из числа лиц с ограниченными возможностями.

В целом если в 2013 году участниками Программы стали 1775 инвалидов, то за 8 месяцев текущего года - 3363 человека (рост в 1,9 раза).

По данным местных исполнительных органов в прошлом году в рамках квоты трудоустроено 2,8 тыс. инвалидов или 62,2% от общего числа обратившихся в органы занятости (4,5 тыс.чел.), за 8 месяцев текущего года 5,2 тыс. инвалидов, или 62,1% от планового показателя (8,4 тыс.чел.).

По г. Алматы с начала года трудоустроены на постоянные рабочие места 110 инвалидов, на временные рабочие места (социальные рабочие места, общественная работа) 290 инвалидов.

Для усиления принимаемых мер по занятости инвалидов в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам занятости и миграции» предусмотрены нормы по квотированию рабочих мест для инвалидов в зависимости от среднесписочной численности работников предприятия, меры стимулирования работодателей, создающих специальные рабочие места для инвалидов. До конца текущего года данный проект Закона будет внесен в Парламент РК.

 

Касательно обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры

Работа в данном направлении проводится в рамках второго этапа Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов поэтапно путем оценки уровня доступности объекта, его паспортизации и адаптации.

По результатам проведенной инвентаризации местными исполнительными органами предстоит составить паспорта доступности на 55 тысяч объектов социальной инфраструктуры, имеющих первостепенное значение для инвалидов. На 1 сентября текущего года проведена инвентаризация почти 24 тысяч (23495) объектов, из них 18,5 тыс. объектов определены, как нуждающиеся в адаптации (78,7%).

В текущем году Министерством совместно с местными исполнительными органами согласованы и утверждены региональные планы по созданию безбарьерной среды, в рамках которых в текущем году адаптировано 789 объектов.

Внесены дополнения в Программу «Дорожная карта занятости 2020» в части реализации мероприятий по обеспечению доступности инвалидов и других маломобильных групп населения (устройство пандусов, дверных проемов, доступ к санузлам и др.) при реализации инфраструктурных проектов в рамках первого направления Дорожной карты занятости 2020.

В г. Алматы в Программу развития города Алматы на 2011-2015 гг. включен раздел (№7) «Обязательства», где государственным органам, государственным организациям необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение требований доступности и пользование инвалидами объектов социальной инфраструктуры и за несоблюдение законодательств в отношении инвалидов необходимо активно применять штрафы, предусмотренные соответствующими статьями административного кодекса.

Вместе с тем, Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан утвержден и реализуется соответствующий План мероприятий, который предусматривает внедрение стандартов по созданию условий для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, специальных тарифов и ряд других мер.

При перевозках на автомобильном транспорте с 1 января 2014 года вступили в действие нормы Закона «Об автомобильном транспорте» в части обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере автомобильного транспорта -это требования для автовокзалов: выделение мест для парковки автомобилей инвалидов, приспособление зданий для передвижения, наличие дежурной кресло-коляски, отведение в залах ожидания специальных мест для инвалидов, оборудование санитарных комнат и билетных касс для инвалидов.

Из существующих 34 автовокзалов и 138 автостанций в настоящее время требованием стандарта соответствует 23%, (низкий процент, так как стандарты вступили в силу с 1 января 2014 года.).

Вопросы приведения состояния автовокзалов к требованиям Национальных стандартов включены в утвержденный План мероприятий (ППРК от 12.02.2014) по реализации Госпрограммы развития инфраструктуры до 2020 года.

Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан с учетом международного опыта разработаны и вступили в действие с 1 января 2014 года 3 национальных стандарта (услуг автовокзалов, автобусных перевозчиков и такси), содержащие требования доступности и безопасности услуг для инвалидов.

Также, с целью создания условий для инвалидов по доступу к услугам такси, установлена норма для перевозчиков такси (наличие одного инватакси на каждые 30 автомобилей-такси).

Для стимулирования перевозчиков, в рамках правил перевозок пассажиров, при проведении конкурса на обслуживание маршрута предусмотрены преимущества тем перевозчикам, автобусы которых приспособлены для доступа инвалидов (+1 балл за каждую единицу).

Из 10 500 автобусов задействованных на городских перевозках 1018 ед. (г. Алматы приобретено в 2013г. - 400 ед. и г. Астане 33 ед.) приспособлено для перевозок лиц с ограниченными возможностями.

Согласно требованию стандартов автобусы задействованные на городских перевозках должны быть приспособлены для перевозок лиц с ограниченными возможностями. Ежегодное обновление автобусов в республике составляет порядка 8-10%, то есть ежегодно закупаемые перевозчиками около 800-1000 автобусов приспособлены для перевозок лиц с ограниченными возможностями.

В г. Алматы курсируют 400 низкопольных автобусов и 212 низкопольных троллейбусов. Согласно Программе развития автомобильных перевозок пассажиров и багажа города Алматы на 2012-2016 годы в текущем году будут приобретены еще 200 низкопольных автобусов. Для инвалидов, передвигающихся на кресло - колясках и инвалидам, получающим услуги индивидуального помощника предоставляются транспортные услуги - инватакси в количестве 29 единиц.

С начала текущего года за счет средств республиканского бюджета местными исполнительными органами проводится работа по установке специализированных дорожных знаков (указателей) в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов и обустройство пешеходных переходов звуковыми устройствами, субсидируются сурдоперевод на региональных телевизионных каналах.

Также в целях прозрачности и эффективности проводимых мероприятий по адаптации объектов гражданскому обществу в онлайн - режиме на сайте Министерства в рубрике «Социальная защита инвалидов» предоставлено возможность оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта.

 

По оказания государственных услуг

Согласно информации РГП «Центры обслуживания населения», на сегодняшний день, по Республике Казахстан по принципу «одного окна» оказываются 160 государственных услуг, которые предоставляются 260 ЦОНами, оснащенные необходимым оборудованием и техникой для обеспечения бесперебойного и качественного процесса оказания государственных услуг населению.

Для лиц с ограниченными возможностями, из 260 ЦОНов, пандусами оснащены 235 ЦОНов, 25 ЦОНов не требует оснащение пандусами, в связи с размещением входной группы на уровне земли.

Кнопками вызова оснащены 255 ЦОНов, не требует оснащение 5 ЦОНов. Посредством инфраструктуры «электронного Правительства», на сегодняшний день, на портале реализовано 570 электронных услуг и сервисов. За текущий период оказано более 30 млн. электронных услуг.

 

О качестве технических вспомогательных (компенсаторных) средств.

Порядок обеспечения лиц с инвалидностью техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 754 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов», и осуществляется согласно законодательству о государственных закупках, закуп средств реабилитации осуществляется через веб-портал посредством электронных государственных закупок.

Качественные характеристики к данным товарам прописываются в конкурсной документации о государственных закупках. В условиях договора о государственных закупках должно быть указано, что в случае предоставления непригодных для эксплуатации товаров, товар возращается поставщику или подлежит замене.

Вместе с тем, для обеспечения предоставления качественных средств реабилитации проводится работа по разработке технических требований к закупу средств реабилитации.

Также в 2015 году будет пересмотрен Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств.

Что касается предоставления протезно-ортопедических изделий придерживаемся позиции ранее направленной вам АО «Алматинский протезно-ортопедический центр» (письмо исх. № 701/2а от 31 мая 2011 года).

Также сообщаем, что Министерством со следующего года будет рассмотрен вопрос монетизации услуг по обеспечению инвалидов протезно-ортопедической и слухопротезной помощью, санаторно-курортным лечением, тифло(сурдо) средствами, обязательными гигиеническими средствами, кресло - колясками. Исследование по данному вопросу проводилось по Заказу Министерства в текущем году.

Касательно закупа гигиенических средств по г. Алматы, то в 2014 году конкурс проводился дважды. Первый раз на победителя государственных закупок Управлением занятости и социальных программ г. Алматы (далее Управление) было подано исковое заявление о признании его недобросовестным участником государственных закупок, так как он уклонился от заключения договора о государственных закупках. Таким образом, был объявлен повторный конкурс на приобретение гигиенических средств, в целях закупа качественных гигиенических средств для инвалидов.

Также в текущем году по г.Алматы:

-    санаторно-курортное лечение получило 1507 инвалидов и детей-инвалидов в санаторий «Акбулак», в доме отдыха «Спутник» и в пансионате «Самал»;

-    услугами индивидуального помощника предоставлялось ОФ «Алматинское городское общество инвалидов» и 00 «Общество неунывающих инвалидов», которым было охвачено 1536 инвалидов.

Необходимо отметить, что с 2015 года:

будет увеличено количество подгузников, калоприемников и мочеприемников предоставляемых инвалидам согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 754 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов»;

будет проводиться настройка кохлеарного импланта, слухоречевая реабилитация, сервисное обслуживание технического средства реабилитации (импланта), обучение родителей занятиям с ребенком после кохлеарной имплантации.

 

По доступности спортивных мероприятий

Организация и доступность спортивных и досуговых мероприятий предусмотрена законодательством в сфере физической культуры и спорта.

По информации Министерства культуры и спорта в республике функционируют 8 спортивных клубов для инвалидов (городах Астана и Алматы, Алматинской, Актюбинском, Атырауской Жамбылской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях) и 2 школы инвалидного спорта (Карагандинская и Южно-Казахстанская области) с общим числом занимающихся более 2500 человек, а также 2 отделения инвалидного спорта в областной специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва Кызылорды, специализированной детско-юношеской школе города Кокшетау (Акмолинской области).

В 2013 году открыты бесплатные спортивные клубы для лиц с ограниченными возможностями в СКО, Актюбинской и Жамбылской областях.

В г.Астана на республиканском велотреке «Сарыарка» и Комплексе лыжного и биатлонного стадионов «Алатау» предоставляются бесплатное посещение детям до 7 лет, а также 50% скидка для детей от 7 до 18 лет, инвалидам, студентам и пенсионерам.

Во Дворце культуры и спорта имени Балуана Шолака предусматиривается 20% скидка для возрастной категории от 7 до 18 лет, инвалидам, студентам и пенсионерам.

Также в г.Астане действует «Спортивный клуб «Кайсар», в котором функционируют 3 отделения для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением органов зрения, с нарушением органов слуха по 13 видам спорта: легкая атлетика, плавание, настольный теннис, пауэрлифтинг, футбол, шашки, шахматы, тогызкумалак, танцы на колясках, стрельба пулевая, греко-римская борьба, вольная борьба, гребля.

Количество занимающихся в клубе - 320 человек. Тренерско-преподавательский состав -15 тренеров (8 имеют высшее физкультурное образование, 4-высшую категорию, 2-первую категорию, 2 - вторую категорию). В состав сборной РК по инвалидному спорту входят 37 спортсмена клуба. В клубе работает 8 инвалидов: 2-тренера преподавателя, 6- в качестве спортсменов-инструкторов по плаванию, тогызкумалаку, настольному теннису, пауэрлифтингу, танцы на колясках.

14 марта 2014 года в г. Астане открыт Центр спортивной подготовки для лиц с ограниченными физическими возможностями (г. Астана ул. Кабанбай батыра 45 «А» здание РГКП «Республиканский Велотрек «Сарыарка»), участников международных соревнований.

Также законодательством в сфере физической культуры и спорта предусмотрено стимулирование спортсменов и тренеров сборных команд Республики Казахстан - участников на Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

 

Доступ инвалидов к информациям.

Проводится целенаправленная работа по формированию позитивного общества к проблемам инвалидности. Реализуется принятый совместный с Министерством культуры и ибформации РК приказ «Об утверждении медиа-плана по проведению общественно-просветительских кампаний, подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, направленных на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности».

В целях получения актуальной информации о проводимой работе Министерством по вопросам формирования доступной среды для инвалидов на сайте Министерства создан раздел «Социальная защита инвалидов», содержащий актуальную информацию по проводимой в стране работы по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов.

Также проводятся информационно-разъяснительные работы о правах, обязанностях, объеме и видах реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду на республиканских телеканалах:

-    в телепередаче «Б1з» телеканала «Хабар» проведена информационно-разъяснительная работа по вопросам социальной защиты прав инвалидов, в частности по трудоустройству инвалидов;

-    дано интервью ТК «Первый Северный» о проводимой работе в области социальной защиты инвалидов.

Принято участие в международной конференции «Перспективы вовлечения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь» в г. Алмате, где представлена работа по совершенствованию подходов в системе социальной защиты инвалидов.

24-26 апреля в г. Алматы проведена дискуссионная панель в рамках второй международной интернет-выставки по вопросам социальной защиты инвалидов.

В г. Алмате в целях доступа лиц с ограниченными возможностями к информациям:

-обеспечивается сопровождение сурдопереводом (и/или субтитрированием)

транслирование новостных телепередач по телеканалу «Алматы»;

-      обеспечивается проведение информационно-разъяснительной работы по правам инвалидов путем открытия рубрик в газетах, на теле-радио каналах и др.;

-      разработан Медиа-план по проведению общественно-просветительских кампаний, подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, направленных на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности;

с привлечением неправительственных организаций проводятся информационно-разъяснительные работы о правах, обязанностях, объеме и видах реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду.

Ведется тесное сотрудничество с неправительственными организациями (НПО), созданными инвалидами.

Так Координационный совет в области социальной защиты инвалидов при Правительстве РК, созданный для выработки предложений и рекомендаций по вопросам социальной защиты инвалидов, обеспечения взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций, общественных объединений и включает в своем составе 16 представителей НПО, что составляет 64 % от общего числа всех его членов.

Большим шагом в продвижении вопросов социализации лиц с инвалидностью стало введение института советников акимов областей из числа представителей общественных объединений, созданных инвалидами. Например, в г. Астана - Ердильдинова Дина Исламовна - председатель ОО «Независимая жизнь «ДОС», - в Карагандинской области - Ивкин Александр Мхайлович -председатель 00 «Лайкты Ом1р», в г. Алматы - Иманалиев Кайрат Есмуратович.

Эту инициативу поддержало Правительство РК. Одним из первых примеров стало назначение в мае 2012 года внештатным советником министра труда Аманбаева Али Абильдаевича - председателя «Союза организаций инвалидов Казахстана».

На ежегодной основе проводится Выставка лучших социальных проектов, реализуемых в Казахстане, где представители НПО презентуют свои лучшие социальные проекты перед широкой аудиторией.

В целях совершенствования действующего законодательства:

-в Парламент РК внесен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в области социальной защиты инвалидов»;

-в Правительство РК проект Закона РК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Дальнейшее совершенствование подхода к социальной защите инвалидов осуществляется в рамках Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, первый этап которого завершен в 2013 году, в марте т.г. принят второй этап на 2014-2015 годы.

 

Исп. КошкумбекоеаР.Д., СарсембаеваКЖ.,тел: 74-33-41,74-38-77

 

Министру здравоохранения и

социального развития

Республики Казахстан

Дуйсеновой Т. Б.

 

Оглашен 5.11.2014 г.

 

Депутатский запрос от 5 ноября 2014 года № ДЗ-243

«О социальных вопросах и вопросах трудоустройства инвалидов»

 

Уважаемая Тамара Босымбековна!

 

24 октября текущего года Алматинский горком КНПК провел встречу представителей общественных организаций инвалидов города с представителями уполномоченных исполнительных и представительных органов г. Алматы. Несмотря на то, что в последнее время государством поднят и рассматривается целый пласт проблем инвалидов, однако они либо накапливаются быстрее, чем решаются, либо решаются не так как надо. Приходится констатировать, что у нас в стране идет борьба не за улучшение жизни каждого гражданина, а за реализацию разрозненных госпрограмм и, главное, за освоение выделенных средств. За конечный же результат, а часто его отсутствие, никто не отвечает.

Парламентская фракция «Народные коммунисты» вопросы социальной политики по этой уязвимой категории граждан держит на контроле, и мы не удовлетворены их решением со стороны исполнительной власти.

В Казахстане проживает 626,7 тыс. инвалидов (3,6% от общей численности населения). Причем около 65% их них трудоспособного возраста, 152,8 тыс. человек (24,4%) составляют инвалиды пенсионного возраста и 11% (69 тыс. человек) дети-инвалиды.

К настоящему времени в государстве заложена основа современной правовой базы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями. Декларируется, что приоритетными направлениями в социальной политике государства в отношении инвалидов признаны профилактика инвалидности, социальная защита и реабилитация, создание равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество. Реалии же таковы, что инвалиды по-прежнему остаются на обочине жизни из-за их дискриминации в социальных вопросах. Низкие пособия, недостаточные для нормальной жизни, отсутствие рабочих мест и невозможность трудоустройства, трудности при получении образования, реабилитации, неработающие гарантии и буквально издевательства при получении компенсаторных средств по принципу: «на тебе боже, что нам негоже», недостаточное медицинское обслуживание инвалидов, отсутствие квалифицированной юридической помощи, неподъемные коммунальные услуги и невозможность воспользоваться соответствующими льготами из-за бюрократических правил (так из 35 тыс. инвалидов г. Алматы жилищную компенсацию получают менее 1%). Нет помещений, где инвалиды могли бы общаться, организовывать и проводить свой досуг, и еще много чего нет…

На наши депутатские запросы присылаются оптимистические ответы: делается, решается, будет сделано. А человек живет с этой болью ежесекундно, а их - секунд, только в сутках 86 400! ДОКОЛЕ? До какой черты надо дойти человеку, чтобы его проблемами стали заниматься уполномоченные на это государственные органы?

Направляем Вам наши депутатские запросы 2012 - 2013 годов и ответы на них, но самое главное направляем Обращение инвалидов ОО «Подранки - Шарасыздар», с примерами и фотографиями. Просим внимательно проанализировать каждый подраздел и принять соответствующие меры.

Также просим обратить Ваше внимание на категорию инвалидов-пенсионеров, которые имеют трудовой стаж более 20 лет и честным трудом заработали нормальную пенсию. Предлагаем при разработке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов» отдельно учесть эту категорию. В соответствии с принципом социальной справедливости и стимулируя честный труд, начислять им пенсию по возрасту, не снимая с них пособие по инвалидности и не заставляя человека выбирать одно из двух, большее на 2-3 тыс. тенге.

В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим дать письменный ответ в установленный законом срок. Приложения на ___ стр.

 

С уважением, депутаты Мажилиса Парламента РК

члены фракции «Народные коммунисты»

Г. Баймаханова Ж. Ахметбеков Т. Кенжин В. Косарев

А. Конуров О. Омурзаков Б. Сорокин

Исп. Кадырбаева А. 746746

10 декабря 2014, 18:19
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Министерство здравоохранения и социального развития РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код