Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 5 декабря 2014 года № 17-59/5421

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

 Республики Казахстан

 

На № ДЗ-249 от 6 ноября 2014 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев ваш запрос относительно некоторых вопросов по улучшению инвестиционного климата, сообщаем следующее.

 

По вопросам снижения порога отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются новые преференции, а также их распространения на субъекты малого и среднего бизнеса (далее - МСБ)

В соответствии с законодательством новый пакет стимулов для инвесторов предоставляется вновь созданным предприятиям, реализующим инвестиционные проекты стоимостью не менее 20 млн. долл. США в приоритетных отраслях экономики. Установленный порог и инвестиционные преференции направлены, прежде всего, на поддержание крупных проектов.

В связи с чем в целях разграничения и рационального оказания мер государственной поддержки считаем нецелесообразным снижение действующих пороговых значений для инвестиционных проектов и распространение соответствующих преференций на субъекты МСБ, поскольку соответствующая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется в рамках программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Производительность 2020».

Например, в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» субъектам малого и среднего бизнеса субсидируются ставки (по кредитам объемом до 4,5 млрд. тенге) и гарантируются кредиты банков второго уровня, выделяются гранты, осуществляется сервисная поддержка, обеспечивается подведение производственной инфраструктуры и другое.

По Программе «Произодительность 2020» обеспечивается частичное возмещение расходов по разработке, экспертизе комплексных планов инвестиционных проектов, предоставление долгосрочного лизингового финансирования и инновационных грантов, возмещение затрат по оплате за обучение топ-менеджеров, софинансирование технической диагностики предприятий и другое.

Кроме того, по проектам стоимостью до 4,5 млрд. тенге (порядка 25 млн. долл. США) оказываются меры господдержки, предусмотренные Государственной программой индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы.

 

По вопросам упрощения условий по выдаче виз для занятия бизнесом и регистрации деятельности иностранных предпринимателей в виде индивидуальных предпринимателей

Согласно действующему законодательству под индивидуальным предпринимательством понимается инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.

Соответственно, собственность индивидуального предпринимателя, также как имущественная ответственность, рассматривается в целях налогового законодательства в качестве обеспечения исполнения налоговых и других обязательств при их возникновении.

Кроме того, органами миграционной полиции при выдаче разрешения на право проживания рассматривается платежеспособность иностранного гражданина, достаточная для приобретения им недвижимого имущества в населенном пункте по месту постоянного проживания.

Установленное Законом «О правовом положении иностранцев» (далее акон) требование об образовании юридического лица для осуществления иностранцами предпринимательской деятельности является гарантом обеспечения исполнения налоговых и других обязательств при их возникновении.

То есть, предоставление иностранным гражданам права осуществления на территории Казахстана индивидуального предпринимательства при отсутствии в Казахстане какого-либо имущества может привести к росту числа бездействующих налогоплательщиков, лжепредпринимательства, неуплаты налогов, невозможности обеспечения налоговыми органами погашения налоговой задолженности, в итоге влекущие к существенным потерям республиканского бюджета.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

оглашен 5 ноября 2014 г.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 6 ноября 2014 года № ДЗ-249

«О совершенствовании инвестиционного климата страны»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Президент Н.А. Назарбаев постоянно требует создания самых благоприятных условий для притока инвестиций и поддержки малого и среднего бизнеса. Нужно признать, что в этом направлении Правительством проводится значительная и системная работа.

Например, 12 июня был подписан Закон о совершенствовании инвестиционного климата, который предусматривает беспрецедентные меры поддержки иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, включая возврат 30% капиталовложений, освобождение от КПН и т.д.

Однако, применение данных преференций ограничено размерами инвестиций в объеме не менее 2 млн. МРП (то есть 20 млн. долларов США), т.е. исключительно для крупных компаний.

Считаем, что данный подход не учитывает особенности нашей экономики и тот факт, что крупные проекты в основном сосредоточены в добывающем секторе экономики.

Предприятия обрабатывающего сектора, за редким исключением, относятся к среднему бизнесу. Большинство таких объектов как пекарни, кондитерские, швейные цеха, производство стройматериалов и т.п., как правило, имеют стоимость не более 3 - 7 млн. долларов США (в этом их преимущество, позволяющее снижать предпринимательские риски и гибче реагировать на вызовы).

Однако, из-за требований принятого Закона, все они оказываются за рамками предусмотренных преференций. Получается, что новыми преференциями смогут воспользоваться лишь отдельные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения, тогда как выпуск готовых потребительских товаров не сможет рассчитывать на подобную поддержку.

Между тем, мы абсолютно уверены, что отдельные предприятия не смогут изменить структуру отечественной экономики. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития, нужна масса современных перерабатывающих компаний как среди крупного, так и среди среднего бизнеса.

Иначе все многочисленные заверения о приоритетной поддержке МСБ оказываются под вопросом.

В этой связи фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым обратить внимание Правительства на выявленный перекос.

Схожая картина наблюдается и в разрешительной системе, где потенциальные инвесторы в секторе МСБ также встречают ряд преград.

Например, Законом РК «О миграции населения» предусмотрена выдача виз для занятия бизнесом на территории Казахстана.

Однако, по нашим сведениям, за все время существования данных виз, их смогли получить только единицы иностранцев.

Между тем, всем хорошо известно, что рынки крупных городов заполнены коммерсантами из Кыргызстана, Узбекистана, Китая, Турции и других стран. В частности, на доминирование конкурентов из КНР и Кыргызстана указывали торговцы со сгоревших рынков в Алматы.

При этом, ряд предпринимателей из Европы, Индии, Арабских Эмиратов, с которыми нам приходилось общаться, ссылались на сложный и длительный порядок получения виз для бизнеса, в результате чего они вынуждены оформлять краткосрочные туристические визы.

Кроме того, законодательством запрещено и оформление иностранцем такой деятельности, как индивидуальное предпринимательство. Тем самым, не оформляя должным образом таких предпринимателей, мы сами выталкиваем их в теневой рынок, теряя налоги и снижая конкурентоспособность собственных добросовестных предпринимателей.

Между тем, как показывает опыт многих стран, инвестиции в МСБ способны сыграть важную роль в экономическом развитии. Например, в США 18 процентов малых и средних предприятий созданы именно с участием внешнего капитала, так же основаны более 20 процентов всех американских фирм, работающих в сфере IT-технологий.

На внешних инвестициях в малый и средний бизнес построена значительная часть экономики Арабских Эмиратов и города Дубаи и т.д. При этом в ряде стран обязательным требованием к инвесторам является наличие партнера из числа местных граждан, что также считаем перспективным как с точки зрения национальных интересов, так и с точки зрения обеспечения занятости.

Казахстан сегодня также является привлекательной страной для инвестиций, и у нас есть все шансы значительно увеличить их приток путѐм поддержки не только крупных, но также средних и малых инвестиций.

В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает:

1. Понизить порог отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются новые преференции - с 2 млн. МРП до 500 тыс. МРП (то есть с 20 млн. долларов США до 5 млн долл. США).

2. Распространить государственные меры поддержки инвестиций и на субъекты МСБ, упростить условия для выдачи виз для занятия бизнесом и обязать иностранных коммерсантов, работающих в Казахстане, регистрировать свою деятельность в виде ИП.

Ссылки госорганов о трудностях с взысканием налогов с таких ИП считаем неубедительными, так как сегодня они работают без регистрации и вообще не платят никаких налогов. Отказываясь регистрировать реально работающих бизнес-иммигрантов, госорганы больше беспокоятся о своих отчетах, чем о решении реальных вопросов в экономике.

Учитывая актуальность данной тематики, партией «Ак жол» недавно был разработан и направлен Правительству соответствующий законопроект, который к сожалению на заседании МВК на прошлой неделе не получил поддержки Министерства национальной экономики. Считаем позицию министерства спорной.

В связи с вышеизложенным, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция просит Правительство вернуться к этому вопросу с учетом изложенных выше аргументов.

 

С уважением,

Депутаты парламентской

фракции ДПК «Ак жол» А. Перуашев

Е. Никитинская

А. Абильдаев

Т. Ергалиев

Н. Жазылбеков

С. Кадралиева

М. Казбекова

А. Туртаев

Орынд.Д.Тюлешева Тел. 74 69 32

11 декабря 2014, 15:14
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код