Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 3 декабря 2014 года № 17-24/5415

 «О развитии нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана»

Депутатам

Мажилиса Парламента

 Республики Казахстан

 

На № ДЗ-245 от 6 ноября 2014 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев ваш запрос относительно вопросов развития нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана, сообщаем следующее.

 

Относительно строительства 4-го нефтеперерабатывающего завода (далее - НПЗ)

В настоящее время идет модернизация всех действующих НПЗ, срок завершения которой - 2016 год. В результате, в период с 2017 до 2022 годы будет обеспечена потребность страны в светлых нефтепродуктах, отвечающих стандартам качества Евро-4 и Евро-5.

Рациональным решением в этих условиях является дальнейшее поэтапное увеличение перерабатывающих мощностей по мере роста потребностей внутреннего рынка. Причем, увеличение мощностей только на 3 млн. тонн после 2024 года может обеспечить Казахстан светлыми нефтепродуктами до 2035 года.

Кроме того, анализ, проведенный Министерством энергетики, показал, что строительство нового НПЗ потребует вложения значительно большего объема инвестиций (около 6-8 млрд. долларов при мощности производства не менее 10 млн. тонн нефти в год) по сравнению с расширением действующего НПЗ (около 3,5 млрд. долларов).

С учетом изложенного, а также в целях 100% обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами в долгосрочной перспективе был выбран вариант поэтапного расширения Шымкентского НПЗ.

 

Относительно цен на отечественные нефтепродукты и причин дефицита нефтепродуктов

Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 2 марта 2012 года № 287, предельная цена на розничную реализацию нефтепродуктов, на которое установлено государственное регулирование, определяется на основе таблицы значений предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов в зависимости от мировой цены на нефть.

Вместе с тем, отечественные НПЗ не обеспечивают всю потребность нефтепродуктами внутреннего рынка. Недостаточное производство нефтепродуктов покрывается за счет беспошлинных поставок из Российской Федерации на основании ежегодно подписываемого индикативного баланса нефти и нефтепродуктов.

В связи с этим, учитывая зависимость потребительского рынка нефтепродуктов от импорта, существенное влияние на цены оказывает уровень цен на российском рынке нефтепродуктов, которые выше казахстанских.

При этом с июня по сентябрь т.г. в Российской Федерации наблюдался дефицит нефтепродуктов, вызванный ростом внутреннего потребления и аварийными остановками на трех российских НПЗ, что привело к значительному снижению объемов поставок в Республику Казахстан.

Необходимо отметить, что по прогнозам Министерства энергетики внутренние потребности Казахстана в нефтепродуктах будут обеспечены после завершения модернизации отечественных НПЗ.

 

Относительно развития конкуренции на рынке производства и реализации нефтепродуктов и обеспечения качества нефтепродуктов

В настоящее время по информации Министерства энергетики на рынке нефтепродуктов, который регулируется Законом «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» и иными законодательными актами, присутствуют порядка 45-50 поставщиков нефти (ресурсодержателей), 1030 оптовых и 1500 розничных реализаторов.

Производимые нефтепродукты (бензины марок Аи-80, Аи-92, дизельное топливо) распределяются поставщиками через операторов (АЗС), определяемые акиматами регионов, в соответствии с ежемесячными графиками поставок нефтепродуктов.

При этом качество производимых на отечественных НПЗ нефтепродуктов регулируются техническим регламентом ЕврАзЭС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», согласно условиям которого на территории Республики Казахстан до 1 января 2016 года разрешено производство и оборот нефтепродуктов, соответствующие качеству стандартов К-2 (Евро-2).

В целом вопросы обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами находятся на постоянном контроле Правительства.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

оглашен 5 ноября 2014 г.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 6 ноября 2014 года № ДЗ-249

«О вопросах обеспечения нефтепродуктами»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Казахстан, находясь в двадцатке крупнейших нефтедобывающих стран мира, испытывает очередной топливный кризис, нашедший отражение в нехватке нефтепродуктов, их подорожании и, как, не парадоксально - снижение качества.

Поставки высокооктанового бензина из третьих стран являются временной ситуативной мерой, которая не снимает причин сложившегося кризиса, а лишь подчеркивает его глубину.

В течение многих лет рынок нефтепродуктов функционирует в полуаварийном режиме. Государство безуспешно борется с периодически возникающим дефицитом за счет поиска новых поставщиков и новых схем импорта, вплоть до толлинга в Китае.

В настоящее время уполномоченный орган все отчетливее формирует позицию о том, что в Казахстане слишком дешевый бензин, стоимость которого ниже, чем в соседних странах. Однако подобное сопоставление и курс на повышение стоимости нефтепродуктов считаем совершенно необоснованным, особенно с учетом снижающихся цен на нефть.

Сравнивать ситуацию на казахстанском рынке нефтепродуктов с Кыргызстаном и другими импортирующими энергоресурсы странами неуместно по причине несопоставимой ресурсной базы. Так, в Кыргызстане добыча нефти за 2013 год составила 80 тысяч тонн, тогда как в Казахстане - 80 миллионов тонн. Собственное производство не покрывает и 5% потребностей кыргызского рынка, тогда как в нашей стране почти 85% нефти идет на экспорт.

Сравнивание цен с Россией также представляется некорректным. В этой стране среднемесячная заработная плата на 22%, величина прожиточного минимума на 100% выше, чем в Казахстане. При этом стоимость бензина Аи-92 в России выше на 17%, а бензина марки Аи-95 - лишь на 5%. Таким образом, уже сейчас бензин является менее доступным для казахстанцев, исходя из их покупательской способности. А дальнейшее повышение цен и выравнивание их с российскими, еще сильнее увеличит этот разрыв.

Полагаем, что истинная причина топливного кризиса заключается не в якобы низких ценах на бензин, а в системных сбоях в государственной нефтегазовой политике. Об этом свидетельствует и вынужденная необходимость в «пожарном» порядке заключать контракты на импорт нефтепродуктов.

К сожалению, в республике отсутствует четкое видение долгосрочного развития отечественной отрасли нефтепереработки. Оно подменяется планами по модернизации действующих НПЗ, которые регулярно сдвигаются по срокам. Действующая программа развития нефтегазового сектора в части нефтепереработки также сводится к реконструкции трех заводов и не содержит видения эффективного функционирования рынка в целом.

На сегодня принято решение отказаться от строительства четвертого НПЗ. Считаем это недальновидным, поскольку новый НПЗ необходим не только для увеличения производства, но и повышения уровня конкуренции. В настоящее время именно монополизация, непрозрачность, сдерживание производства и искусственное создание дефицита для формирования «рынка продавца» дестабилизируют рынок.

В этой связи просим предоставить ответы на следующие вопросы:

1.                  По каким причинам принято решение отказаться от строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода, о котором говорилось в Послании Президента народу Казахстан 17 января 2014 года?

2.                  Какие существуют долгосрочные целевые ориентиры по стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке?

3.                  Какие меры предпринимаются для развития конкуренции на рынке производства и продажи нефтепродуктов?

4.                  В свете снижения цен на нефть существует ли план Правительства по созданию действенного механизма для снижения внутренних цен на горюче-смазочные материалы. Просим предоставить.

5.                  В связи с многочисленными обращениями автовладельцев на резкое снижение качества ГСМ в период его дефицита, просим предоставить информацию о результатах работы уполномоченных органов по защите прав наших граждан в данной сфере.

6.                  Определен ли круг лиц ответственных за создание топливного кризиса, и какое они понесли наказание.

Фракция «Народные коммунисты» считает недопустимым перекладывание проблемы неэффективного управления нефтеперерабатывающей отраслью, приводящее к дефициту и росту цен в Казахстане, на граждан. Считаем необходимым вести политику не выравнивания цен, а развития производства, обеспечить выпуск доступного и качественного отечественного топлива.

Ответ просим предоставить в письменном виде в установленные законом сроки.

 

С уважением,

члены фракции «Народные коммунисты»

А.Конуров

Ж.Ахметбеков

Г.Баймаханова

Т.Кенжин

В.Косарев

Т.Омурзаков

Б.Сорокин

Орынд.Д.Тюлешева Тел. 74 69 32

11 декабря 2014, 15:14
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код