Качество воды желает быть лучшим

 

Сарсембекова М.С.,

экономист Ассоциации «Казахстан Су Арнасы»

 

Недавно я ездила в один из малых городов РК. Первое на что невольно обращаешь внимание - цвет водопроводной воды: ржавый, медный. Понимаешь пить эту воду нельзя. Руки я помыла, но лицо мыть не стала. Следы ржавчины везде. Тариф на воду небольшой. Счет за воду - 300-400 тенге в месяц на семью из трех человек, больше ее все равно не используешь. И течет такая вода, по словам жителей, последние десять лет, если не больше. Десять долгих лет…

Меня одолевали ярость и стыд, бессилие и необходимость действовать. Как гражданин и патриот своей страны, и как человек, работающий в этой сфере, я не могла пройти мимо.

В официальных отчетах, наверное, все выглядит благопристойно, тариф социально-благополучный, долгов у населения по водоснабжению нет. Но за цифрами, часто упускается из виду, что конечный продукт предприятий по водоснабжению - вода, основа основ. Значимый и жизненно необходимый продукт, определяющий качество и уровень жизни.

Одной из целей Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии регулируемого рынка. Согласно данному постулату потребитель должен получить качественную услугу по доступной цене, а предприятие должно обеспечить эту качественную услугу и свое дальнейшее развитие за счет полученной оплаты услуг. Услуга по водоснабжению - это производственный процесс по производству питьевой воды, включающий в себя комплекс мероприятий по забору, очистке, распределении и доставке воды. Это неразрывная технологическая цепочка по подаче питьевой воды. Каждый технолог знает, что невыполнение или некачественное исполнение одного звена из цепочки может привести к срыву производства и ожидаемого результата не будет. С точностью происходит и у нас. К примеру, вода из очистных сооружений выходит полностью соответствующая стандарту, а до потребителя доходит уже совсем другого качества. Потому что проводники воды - водопроводные сети изношены и чаще всего служат источниками вторичного загрязнения.

Далеко от дома, в чужой ванне, я поняла, что устанавливая низкие нерентабельные тарифы, условно бдя интересы населения, мы оказываем ему «медвежью услугу». Цены на воду, ниже или на уровне себестоимости, являются причиной критического состояния отрасли, и как следствие - неудовлетворительное качество воды. Предприятия, предоставляющие услуги по водоснабжению, находятся в очень сложном положении. С одной стороны, население, которое ежедневно использует воду для питья и бытовых нужд, с другой стороны, контролирующие органы, которые следят за тем, чтобы тариф не превышал одним им ведомого установленного предела. А как производить качественную воду, если вся инфраструктура разваливается, если годами продолжается сдерживание роста тарифа на воду и идет недофинансирование предприятий, если физический износ систем водоснабжения идет опережающими темпами над темпами реконструкции. Бюджетного финансирования в большинстве Водоканалов нет. За стенами Водоканала - свободный рынок. Сам Водоканал - административно в жестких условиях регулирования.

Ничто не может служить оправданием тому, что люди пьют воду непитьевого качества. Основная миссия Водоканала есть и остается - подача питьевой воды. Каждый гражданин - открыв водопроводный кран, должен быть уверен, что он пьет воду питьевого качества. Это наша работа, эта наша забота о потребителе.

Да, мы монополисты, но мы естественная монополия. В нашем случае, для населения, это скорее благо, чем недостаток. Технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух систем водоснабжения. Создание вместо одного предприятия-монополиста несколько предприятий меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано. Важно и нужно осознавать эту истину всем сторонам, принимающим решения, определяющим деятельность Водоканала. К предприятиям в сфере водоснабжения и водоотведения нельзя подходить как к монополисту, который функционирует на нерегулируемом рынке. Решения, которые ухудшают положение Водоканала, имеют эффект бумеранга, в конечном итоге, они отрицательно сказываются на качестве предоставления услуги водоснабжения. То есть на качестве питьевой воды.

Водоканал, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РК, Агентство РК по регулированию естественных монополий, местные исполнительные органы, все кто имеет отношение к питьевой воде должны со всей ответственностью осознавать важность и исключительность питьевой воды, ее колоссальное влияние на здоровье и быт людей. Все принимаемые решения должны исходить именно из этой из позиции - не навредить населению. Понятно, что выбор очень непростой между экономически обоснованным тарифом и «социальным» тарифом. Но если понимать последствия выбора, то получаем возможность принимать правильное решение.

12 декабря 2014, 12:53
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код