По новой модели законодательства

 

Василий Олейник,

зам. прокурора Восточно-Казахстанской области,

ст. советник юстиции

 

Принятие в текущем году ключевых законодательных актов, в т.ч. об административных правонарушениях, концептуально модернизирует систему казахстанского законодательства и выводит наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.

Целью принятия новых законодательных актов является переход на новые модели судопроизводства, повышение их эффективности, приведение в соответствие с международными стандартами. Генеральным прокурором РК перед всеми органами прокуратуры в качестве одного из главных приоритетов и критериев оценки эффективности надзорной деятельности определена организация качественного перехода на новую модель законодательства.

В связи с этим проводится правовая разъяснительная работа с привлечением общественности, представителей заинтересованных ведомств, правоохранительных органов, судов и неправительственных организаций по основным новеллам законодательства об административных правонарушениях в виде семинаров-совещаний, «круглых столов», конференций для планового и безболезненного перехода к работе в новых условиях.

Такая работа активно проводится и в Восточно-Казахстанской области, в рамках которой с участием всех заинтересованных органов и представителей гражданского общества обсуждаются новые положения законодательных актов с выработкой рекомендаций по их правильному применению и одновременным обучением участников.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП) вводится в действие с 1 января следующего года, за исключением пп. 8) ч. 5 ст. 281, который вводится в действие с 1 января 2016 года.

Одним из отличий нового Кодекса от действующего в настоящее время КоАП от 30 января 2001 года является отсутствие специальной статьи, предусматривающей полномочия местных представительных органов по установлению правил, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. Административная ответственность за нарушение правил, установленных местными представительными органами, прямо определена в диспозициях и санкциях соответствующих статей Особенной части нового Кодекса (ст.ст. 386 и 408).

Вместе с тем в новом Кодексе в качестве обстоятельств, исключающих административную ответственность, не предусмотрен обоснованный риск. Кроме того, в новом КоАП в сравнении с действующим Кодексом не предусмотрен такой вид административного взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения. Также исключены требования ст.ст. 67 (деятельное раскаяние), 68 (малозначительность правонарушения) и 71 (изменение обстановки и болезнь).

Как известно, для каждой категории дел установлены особые сроки давности привлечения лиц к ответственности. При их нарушении дело подлежит прекращению.

Наличие полномочий у суда возвращать дело на дооформление и проведение уполномоченным органом экспертизы возобновляло течение этих сроков. Несвоевременное устранение недостатков, а также длительный период проведения экспертизы порождали истечение сроков давности, что, в конечном итоге, влекло прекращение производства по делу. Поэтому в новом Кодексе такие полномочия по возврату дела на дооформление исключены и предусмотрено приостановление течения срока давности в случае проведения экспертизы уполномоченным органом.

Порядок пересмотра постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, на сегодняшний день регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса (гл. 26). В связи с этим, называя эти дела гражданскими, на практике возникают проблемы в процедуре их рассмотрения и применения к ним положений ГПК либо КоАП. Поэтому нормы, регулирующие производство данной категории дел, перенесены из ГПК в новый КоАП - в главу по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

При осуществлении производства по делу об административном правонарушении в практике нередко возникают вопросы, когда лица не согласны с определенными действиями (бездействием) должностных лиц. В настоящее время такая процедура оспаривания решений действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц предусмотрена гл. 27 Гражданского процессуального кодекса. В редакции нового КоАП предусмотрена самостоятельная глава 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Процедура состоит в том, что действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в специализированный районный и приравненный к нему административный суд.

С целью наделения граждан и юридических лиц возможностью самостоятельного обжалования вступивших в законную силу судебных актов по административным делам в новом Кодексе предусмотрена дополнительная кассационная инстанция в областных и приравненных к ним судах. Кассационная жалоба, протест на постановления по делам об административных правонарушениях, постановления суда по жалобе, протесту на них рассматриваются областным судом и приравненным к ним судом в составе не менее трех судей в течение десяти суток со дня их поступления. Особенность кассационного пересмотра заключается в том, что в надзорном (исключительном) порядке через Верховный Суд возможен пересмотр судебных актов лишь с соблюдением кассационного порядка обжалования.

Еще одной не менее важной новацией является введение института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам по аналогии с Гражданским и Уголовно-процессуальным кодексами. Это обеспечит возможность более полной реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления после вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания (гл. 47). В новом Кодексе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 825).

В 2015 году необходимо приложить немало усилий для осуществления поставленных перед нами задач, направленных на защиту конституционных прав и свобод граждан.

13 декабря 2014, 19:33
Источник, интернет-ресурс: Прочие, Медиа-корпорации «ЗАҢ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код