Совершенствуя судопроизводство

 

Габит Мауленкулов,

зав. Секретариатом надзорной судебной коллегии

 по гражданским и административным делам

Департамента по обеспечению деятельности

судов при Верховном Суде РК

 

Главой государства 17 ноября 2014 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшего отправления правосудия, снижения бюрократических процедур».

Законом внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный (далее - ГПК), Уголовно-процессуальный, Бюджетный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, кодексы «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), «О браке (супружестве) и семье», законы «О региональном финансовом центре города Алматы», «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», «О защите прав потребителей».

Внесенные законом нововведения в ГПК касаются:

- дополнения требований, по которым выносится судебный приказ, требования о возврате в бюджет выплаченной единовременной денежной выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в случае отмены усыновления;

- ограничения подсудности Верховного Суда делами, рассмотренными в приказном либо упрощенном порядке, оконченными мировым соглашением либо соглашением об урегулировании спора в порядке медиации, не затрагивающим интересы третьих лиц;

- расширения сферы применения процедуры медиации и информационных технологий в гражданском судопроизводстве;

- наделения председателя Верховного Суда полномочиями по внесению представлений в надзорную инстанцию о пересмотре в порядке судебного надзора судебных актов судов первой и апелляционной инстанций;

- исключения полномочий пленарного заседания Верховного Суда по рассмотрению дел;

- автоматизации процедуры дачи санкции на постановление судебного исполнителя, представленное в форме электронного документа, путем удостоверения электронной цифровой подписью судьи;

- установления возможности подачи всех заявлений и ходатайств в суде в электронном виде, получения судебных документов в электронном виде и др.

Законом введено дистанционное исследование доказательств и заслушивание объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Предусматривается возможность фиксирования судебного заседания средствами аудио- или видеозаписи (аудио-, видеопротокол).

Разрешен вопрос о возможности рассмотрения районным и приравненным к нему судом дел, отнесенных к подсудности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (альтернативная подсудность).

Законом введены новые главы в ГПК, предусматривающие детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения, порядок упрощенного производства по отдельным категориям дел.

В порядке упрощенного производства рассматриваются дела по исковым заявлениям о взыскании денег, если цена иска не превышает для юридических лиц 500 МРП, для индивидуальных предпринимателей, физических лиц - 100 МРП, а также независимо от цены иска по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в месячный срок со дня принятия заявления к производству. Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит.

Закон предоставляет лицам право обращения в суд не только в письменной форме, но и в форме электронного документа. Это правило распространяется на подачу апелляционных и кассационных жалоб, ходатайства об оспаривании судебного акта, подаваемого в Верховный Суд, и о принесении надзорного протеста, подаваемого в Генеральную прокуратуру, выдачу исполнительных листов.

Также законом предусмотрена государственная пошлина за подачу апелляционной, кассационной жалоб, а также ходатайства об оспаривании судебного акта в порядке надзора. Таким образом, с момента введения в действие закона, в случае отсутствия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, апелляционная, кассационная жалобы и ходатайства об оспаривании судебных актов в порядке надзора возвращаются без рассмотрения.

Размер государственной пошлины с апелляционных, кассационных жалоб и ходатайств о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и постановления судов для споров имущественного и неимущественного характера составляет 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы. Так к ходатайству об оспаривании судебного акта, подаваемого в Верховный Суд, должен прилагаться документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (ч. 7 ст. 391 ГПК), а в случае отсутствия данного документа, Верховным Судом такие ходатайства подлежат возвращению лицам, их подавшим (пп. 7) ч. 1 ст. 392 ГПК).

В настоящее время к ходатайству об оспаривании судебного акта, подаваемому в Верховный Суд, не нужно прилагать заверенные судом копии решения, определения, постановления, вынесенных по делу, в связи с исключением ч. 6 ст. 391 ГПК.

Кроме того, представителями по поручению в суде согласно Закону могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, допущенные судом по просьбе лиц, участвующих в деле. Полномочия адвоката на ведение конкретного дела удостоверяются не только доверенностью, но и ордером, выдаваемым юридической консультацией или адвокатской конторой коллегии адвокатов, а при осуществлении им своей деятельности индивидуально - президиумом коллегии адвокатов.

Особое внимание следует обратить на ст. 2 Закона, предусматривающую порядок его введения в действие.

Так, нормы касающиеся:

- запрета судьи, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции на участие в рассмотрении этого дела в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 386 ГПК (пп. 13) ст. 1 Закона);

- дополнения требований, по которым выносится судебный приказ, требованием о возврате в бюджет выплаченной единовременной денежной выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в случае отмены усыновления (абзац 9 пп. 36) ст. 1 Закона);

- наделения председателя Верховного Суда полномочиями по внесению представлений в надзорную инстанцию о пересмотре в порядке судебного надзора судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, а также перечня судебных актов, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора и др. (пп. 101), 102), 103), 104) и 108), абзацы 2-4 пп. 109), пп. 110), 111), 112) и 113) ст. 1 Закона), вводятся в действие с 1 января 2015 года.

В остальной части данный Закон введен в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 19 ноября 2014 года.

 

15 декабря 2014, 17:39
Источник, интернет-ресурс: Прочие, Медиа-корпорации «ЗАҢ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код