Лента новостей
0

Об изменениях при осуществлении индивидуального предпринимательства в 2015 году

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.12.2014 16:51 Фото: zakon.kz
В ряд законодательных актов внесены изменения в отношении осуществления индивидуального предпринимательства

Об изменениях при осуществлении индивидуального предпринимательства в 2015 году

 

1. Изменения в Законе РК «О частном предпринимательстве».

В течение 2014 года в Закон РК «О частном предпринимательстве» (далее - Закон № 124-III) неоднократно вносились изменения и дополнения, которые вступили в действие в течение 2014 года. Во многих случаях изменения уточняли действующую редакцию отдельных положений Закона РК № 124-III. Несколькими законами предусмотрены изменения и дополнения, которые вступаютт в действие с 1 января 2015 года. Рассмотрим положения изменений и дополнений в Закон № 124-III.

В связи с вступлением в действие Закона РК «О реабилитации и банкротстве» внесены изменения в пункт 1 статьи 28 Закона № 124-III. Согласно пункту 24 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения от 7 марта 2014 года № 177-V с 26 марта 2014 года пункт 1 статьи 28 Закона № 124-III действует в следующей редакции: «Субъект частного предпринимательства признается банкротом на основании заявления должника или кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательством РК, и иных лиц. Процедура банкротства индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке, установленном законодательством о реабилитации и банкротства».

Законом от 16 мая 2014 года № 203-V внесены изменения и дополнения в отдельные статьи Закона № 124-III, которые вступили в действие с 21 ноября 2014 года. Так, в статье 6 изменена редакция пункта 2, определяющего деление субъектов частного предпринимательства на категории: «Субъекты частного предпринимательства относятся к следующим категориям:

1) субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;

2) субъекты среднего предпринимательства;

3) субъекты крупного предпринимательства».

Внесены изменения в редакцию пункта 5 статьи 6: «Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года».

Статья 6 дополнена пунктом 5-1, разъясняющим признаки субъекта микропредпринимательства: «Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года».

Часть первая пункта 6, определяющего виды деятельности, которыми не могут заниматься субъекты малого предпринимательства, дополнена указанием «в т. ч. микропредпринимательства».

В связи с вступлением в действие Закона РК «О разрешениях и уведомлениях», внесено уточнение в подпункт 3 пункта 2 статьи 8: «Субъекты частного предпринимательства обязаны: 3) получать лицензии и разрешения на осуществление видов частного предпринимательства, для которых введен разрешительный порядок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» и в статью 34 Закона № 124-III: «Лицензирование и разрешительные процедуры отдельных видов частного предпринимательства осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях».

Несколькими законами приняты изменения в Закон № 124-III, которые вступают в действие с 1 января 2015 года.

Так, Законом РК от 3 июля 2014 года № 227-V, в связи с изменениями в Уголовном кодексе, в подпункте 1 части второй пункта 4-1 статьи 27 закона о частном предпринимательстве должны быть изменены ссылки на статьи Уголовного кодекса, предусматривающие отказ в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с неснятой судимостью: слова « 192, 216 и 217» заменены на слова «215, 238 и 240».

Законом РК от 4 июля 2014 г. № 233-V изменен текст пункта 9 статьи 11 (охрана информации о субъекте частного предпринимательства), которая с 1 января 2015 года будет действовать в следующей редакции: «Правоохранительные органы запрашивают и получают необходимую информацию, в т.ч. составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов в рамках досудебного производства либо на основании постановления суда».

С 1 января 2015 года пункт 3 статьи 43 (ответственность за воспрепятствование частному предпринимательству) согласно Закону РК от 5 июля 2014 года № 236-V будет действовать в измененной редакции: «Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности без судебного решения допускается в случаях, предусмотренных статьей 48 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях с обязательным предъявлением в течение трех суток материалов по делу об административном правонарушении в суд». (Статья 48 КоАП предусматривает порядок наложения административных штрафов).

Законом РК от 28 ноября 2014 года № 257-V пункт 2 статьи 27 Закона о частном предпринимательстве, определяющий условия, при которых индивидуальные предприниматели подлежат обязательной государственной регистрации, дополнен подпунктом 3):

«реализуют на территории торговых рынков сельскохозяйственную продукцию».

Данное дополнение действует с 1 января 2015 года до 31 декабря 2017 года.

Изменение, внесенное этим Законом в пункт 4 статьи 28 Закона РК № 124-III, предусматривает, что документы для регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей могут подаваться в регистрирующий орган или через ЦОНы: «Для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо представляет регистрирующему органу или через центр обслуживания населения» (действует с 1 января 2015г.).

Также внесены изменения в редакцию части третьей пункта 3 статьи 28: «Для добровольного прекращения деятельности индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган налоговое заявление в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан».

Согласно изменениям подпункта 1 пункта 5 статьи 28 деятельность индивидуального предпринимателя кроме предусмотренных ранее оснований прекращается в случае:

«личное предпринимательство - при признании индивидуального предпринимателя недееспособным, ограниченно дееспособным, объявлении умершим или его смерти, при вынесении органом государственных доходов в отношении индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, патента, общеустановленного режима извещения о снятии (об отказе в снятии) с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, по форме, утвержденной регистрирующим органом».

 

2. Изменения в Налоговом кодексе

Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 257-V внесены изменения в положения Налогового кодекса, регулирующего деятельность индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с действующими до 1 января 2015 года положениями, индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении деятельности, руководствовались статьями 41 и 43 Налогового кодекса, при этом по статье 41 предусмотрены процедуры по прекращении деятельности с проведением налоговой проверки, а по статье 43 - без проведения налоговой проверки, на основании камерального контроля. В указанные статьи внесены некоторые изменения, кроме того, Налоговый кодекс дополнен статьей 43-1, которая предусматривает упрощенный порядок прекращения деятельности отдельных категорий индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрим изменения, внесенные в статьи 41 и 43 Налогового кодекса.

Из статьи 41 исключены подпункты 3) и 5) части первой пункта 1, т.е. из перечня документов, которые индивидуальный предприниматель, принявший решение прекратить деятельность, должен представить в налоговый орган, исключены: свидетельство о регистрации в качестве ИП, в случае выдачи такого свидетельства до 1 января 2013 года (пп. 3) и документ, подтверждающий публикацию в периодическом печатном издании информации о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (пп. 5). Таким образом, с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, прекращающие деятельность, не должны размещать об этом информацию в периодической печати и не представляют этот документ в налоговый орган. В статье изменена редакция пунктов 8 и 10. Пункт 8 в 2015 году будет действовать в следующей редакции: «Налоговое обязательство индивидуального предпринимателя, прекратившего деятельность, считается исполненным после завершения документальной проверки и при отсутствии или погашении налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, в том числе образовавшейся по результатам документальной проверки, в сроки, установленные статьей 608 настоящего Кодекса». В тексте уточнено, что налоговое обязательство будет считаться исполненным, если ликвидируется задолженность, установленная в результате налоговой проверки, и при соблюдении срока ее погашения. Упрощены положения пункта 10 статьи 41 Налогового кодекса о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учета: «10. Налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня исполнения налогового обязательства в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи осуществляет снятие с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя и размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учета». Текст статьи 41 также дополнен пунктом 10-1, определяющим основание отказа в снятии ИП с регистрационного учета: «10-1. Основанием для отказа в снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя является наличие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям, неуплаченных в сроки, установленные статьей 608 настоящего Кодекса. Информация об индивидуальных предпринимателях, которым отказано в снятии с регистрационного учета в соответствии с настоящим пунктом, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня истечения срока уплаты, установленного пунктом 8 настоящей статьи». Внесено изменение в текст пункта 11: «11. Положения настоящей статьи не распространяются на индивидуальных предпринимателей в случае применения особенностей исполнения налогового обязательства при прекращении деятельности в соответствии с настоящим Кодексом». Имеются в виду особенности прекращения налоговых обязательств, предусмотренные положениями статей 43 и 43-1. В связи с введением в Налоговый кодекс статьи 43-1 внесены изменения в положения статьи 43, которой предусматривается проведение камерального контроля, вместо налоговой проверки.

Из действующей редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 43 из перечня исключен индивидуальный предприниматель, который соответствует следующим условиям: «не является плательщиком единого земельного налога, применяющим раздельный учет доходов и расходов, имущества по видам деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств». Из статьи 43, также, как из статьи 41, из перечня документов, которые должны представляться в налоговый орган, исключены: свидетельство о регистрации в качестве ИП, в случае выдачи такого свидетельства до 1 января 2013 года и документ, подтверждающий публикацию в периодическом печатном издании информации о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Полностью изменены положения пунктов 12 и 13 статьи 43: «12. Уплата (перечисление) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям производится налогоплательщиком не позднее десяти календарных дней со дня составления заключения или исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля». Согласно пункту 13 индивидуальный предприниматель признается снятым с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя со дня:

1) составления заключения - при отсутствии нарушений по результатам камерального контроля и налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям;

2) исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - при наличии таких нарушений и отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям;

3) погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям - при наличии налоговой задолженности и условии устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в полном объеме.

Основанием для отказа в снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя является наличие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, неуплаченных в сроки, установленные пунктом 12 настоящей статьи».

Кроме того, из статьи 43 исключены пункты 14 и 15.

Введенная в Налоговый кодекс статья 43-1 предусматривает прекращение деятельности для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей в упрощенном порядке. Упрощенный порядок прекращения деятельности осуществляется без приведения камерального контроля.

Упрощенный порядок прекращения деятельности применяют индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Республики Казахстан или оралманами, соответствующие на момент подачи налогового заявления о прекращении деятельности одновременно следующим условиям:

1) не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

2) не осуществляющие деятельность в форме совместного предпринимательства;

3) не являющиеся плательщиками единого земельного налога, применяющими раздельный учет доходов и расходов, имущества по видам деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

4) не осуществляющие отдельные виды деятельности, указанные в пункте 1 статьи 574 настоящего Кодекса

5) отсутствующие в плане налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков;

6) не имеющие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

Настоящая статья применяется в отношении индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, определенным подпунктами 1) - 5) части первой настоящего пункта, в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса, до даты подачи налогового заявления о прекращении деятельности или наступления случаев, установленных пунктом 5 настоящей статьи.

Прекращению деятельности в упрощенном порядке согласно пункту 5 статьи 43-1 Налогового кодекса подлежат индивидуальные предприниматели также в следующих случаях:

1) применяющие специальный налоговый режим на основе патента и не представившие в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока действия патента или окончания периода приостановления деятельности очередной расчет стоимости патента;

2) приостановившие представление налоговой отчетности и не представившие после окончания периода приостановления деятельности налоговую отчетность в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока представления налоговой отчетности, установленного настоящим Кодексом.

Снятие с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя в случаях, указанных в настоящем пункте, осуществляется налоговым органом по месту нахождения индивидуального предпринимателя:

при соответствии условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;

при условии отсутствия контрольно-кассовой машины, состоящей на регистрационном учете в налоговом органе.

Следует обратить внимание, что налоговые органы вправе в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса, в отношении физического лица, снятого с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном настоящей статьей, осуществить камеральный контроль за период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 6 статьи 43-1). В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля налоговый орган направляет физическому лицу уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется физическим лицом в соответствии с пунктом 2 статьи 587 настоящего Кодекса. Исчисление налоговых обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям по деятельности, осуществляемой в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате. В случае неисполнения физическим лицом уведомления и (или) несогласия налоговых органов с представленными пояснениями налоговый орган вправе в отношении такого физического лица провести документальную проверку.

Индивидуальным предпринимателям, имеющим право на применение статьи 43-1, следует внимательно рассмотреть все положения статьи и учесть положения пункта 6, согласно которому в течение срока исковой давности в отношении налоговых обязательств физические лица, снятые с регистрационного учета в качестве индивидуальных предпринимателей по упрощенному порядку, могут быть подвергнуты камеральному контролю или даже налоговой проверке.

Внесены изменения в статью 74 Налогового кодекса относительно порядка приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента.

Так, согласно изменениям, внесенным во вторую часть пункта 1 статьи 74 Налогового кодекса, изменен срок, на который может быть приостановлено представления налоговой отчетности:

«В случае приостановления деятельности индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим на основе патента, в налоговый орган по месту нахождения подается налоговое заявление о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности на предстоящий период до истечения срока действия патента. Приостановление представления налоговой отчетности с учетом его продления не должно превышать тридцать шесть календарных месяцев с даты начала срока приостановления представления налоговой отчетности» (ранее предусматривалось - 5 лет). В связи с изменением срока, на который допускается приостановление представления налоговой отчетности, изменены положения пункта 9 статьи 74 Налогового кодекса: «При непредставлении в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока действия патента налогового заявления или очередного расчета стоимости патента, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, налогоплательщик подлежит снятию с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном статьей 43-1 настоящего Кодекса».

Согласно дополнению, внесенному в пункт 2 статьи 76, определяющей порядок представления налогового заявления, в 2015 году налогоплательщики (налоговые агенты) вправе представлять налоговое заявление через центры обслуживания населения.

Перечень налоговых заявлений, представляемых через центры обслуживания населения, устанавливается уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в сфере информатизации (п. 2 ст. 76 Налогового кодекса).

Расширен перечень налоговых регистров, формы которых утверждаются Правительством РК ( пп. 6 и пп. 7 п. 4 статьи 77 Налогового кодекса) по:

«6) учету закупа у лица, занимающегося личным подсобным хозяйством, сельскохозяйственной продукции заготовительной организацией в сфере агропромышленного комплекса и ее реализации;

7) услугам туроператора - в разрезе выездного и въездного туризма».

Индивидуальным предпринимателям, которые работают в общеустановленном режиме, и исчисляют налогооблагаемый доход согласно статье 183 Налогового кодекса по аналогии с юридическими лицами, следует учитывать дополнения, внесенные в статью 115, определяющую затраты, которые не подлежат вычету:

«2) расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, произведенные с даты начала преступной деятельности, установленной судом, за исключением расходов по сделкам с налогоплательщиками, не указанными в приговоре или постановлении суда, либо признанным судом действительными в гражданско-правовом порядке;

3) расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным бездействующим в порядке, определенном статьей 579 настоящего Кодекса, со дня вынесения приказа о признании его бездействующим».

Статья 120 (исчисление амортизационных отчислений) дополнена пунктом 7 следующего содержания:

«7. Налогоплательщики по деятельности, по которой предусмотрено уменьшение исчисленного в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса корпоративного подоходного налога на 100%, производят исчисление амортизационных отчислений путем применения следующих норм амортизации:

организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект и не применяющая специальный налоговый режим, - в размере не менее 50% от предельных норм амортизации, установленных настоящей статьей;

иные налогоплательщики - предельных норм амортизации, установленных настоящей статьей».

Статья 183 Налогового кодекса (доход индивидуального предпринимателя) дополнена пунктом 3: «Крестьянские или фермерские хозяйства, применяющие общеустановленный порядок, уменьшают налогооблагаемый доход в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 133 настоящего Кодекса на однократный размер начисленных в налоговом периоде расходов работодателя по подлежащим налогообложению доходам работников, занятых в деятельности, предусмотренной пунктом 2 статьи 147 настоящего Кодекса, относимым на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 110 настоящего Кодекса».

В пункте 3 статьи 365 Налогового кодекса, определяющим, кто не является плательщиком налога на транспортные средства, изменена редакция подпунктов 1 и 2, что касается крестьянских хозяйств:

«1) юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства по специализированной сельскохозяйственной технике, включенной в перечень, установленный Правительством Республики Казахстан;

2) юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке, установленной пунктом 2 статьи 147 настоящего Кодекса, применяющие общеустановленный порядок налогообложения, а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства по легковым и грузовым транспортным средствам в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан».

Положения подпунктов 1) и 2) части первой настоящего пункта не применяются в случаях передачи таких транспортных средств в пользование, доверительное управление или аренду».

Также статья 367 дополнена пунктом 2-2: «В целях настоящей статьи датой ввоза легковых автомобилей, ввезенных на территорию Республики Казахстан, считается дата их первичной государственной регистрации».

По земельному налогу изменены базовые налоговые ставки на земли степной и сухостепной зон (п. 2 ст. 378 Налогового кодекса) и на земли полупустынной, пустынной и предгорно-пустынной зон (п. 3 ст. 378 Налогового кодекса). Внесены изменения в редакцию пункта 1 и дополнена пунктом 1-1 статья 387 (о корректировке базовых налоговых ставок):

«1. Местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50% от базовых ставок земельного налога, установленных статьями 379, 381 и 383 настоящего Кодекса, за исключением земель, выделенных (отведенных) под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции и занятых под казино.»;

 «1-1. Местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать ставки земельного налога, установленные статьей 378 настоящего Кодекса, не более чем в десять раз на не используемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан земли сельскохозяйственного назначения».

По налогу на имущество индивидуальных предпринимателей изменена редакция подпункта 1) пункта 4 статьи 394 (определяющего неплательщиков налога на имущество):  «крестьянские или фермерские хозяйства, а также юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке, установленной пунктом 2 статьи 147 настоящего Кодекса, применяющие общеустановленный порядок налогообложения, по объектам налогообложения, имеющимся на праве собственности, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции.

Налогоплательщики, указанные в настоящем подпункте, по объектам налогообложения, не используемым непосредственно в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог на имущество в порядке, установленном настоящим разделом».

К объектам, которые не являются объектом налогообложения налогом на имущество, отнесены здания, сооружения, являющиеся неотъемлемой частью транспортного комплекса, обеспечивающие функционирование метрополитена (пп. 5 п. 2 ст. 396 Налогового кодекса).

Крестьянским или фермерским хозяйствам следует обратить внимание на изменения в статье 439 Налогового кодекса (СНР для крестьянских или фермерских хозяйств), которой определены условия применения специального режима. Статья дополнена новым пунктом 1-1:

«Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств применяют крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответствии следующим условиям:

1) совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не превышает следующей предельной площади земельного участка, установленной для:

Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей - 3 500 га;

Атырауской, Мангистауской областей - 1 500 га;

Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей - 500 га, в районах, расположенных на землях пустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон (Бетпак Дала, пески возле озера Балхаш), - 1 500 га;

2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим;

3) не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.»;

Пункт 3 статьи 439 изложен в следующей редакции (уточнено, что земельный участок должен быть в наличии на территории Республики Казахстан):

«3. Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования)». Внесены изменения в статью 442: в пункте 1 исключен подпункт 2 (по НДС) и включен подпункт 2-1 (платы за эмиссии в окружающую среду). Из пункта 2 статьи исключена часть вторая (по НДС) и исключен пункт 3 (которым допускалось осуществление других видов деятельности).

В пункте 1 статьи 444 предусмотрены другие ставки исчисления единого земельного налога: «1. Исчисление единого земельного налога по пашням производится путем применения следующих ставок исходя из совокупной площади земельных участков к совокупной оценочной стоимости земельных участков:

№ п/п

Площадь земельных участков (гектар)

Ставка налога

1

2

3

1.

до 500

0,15%

2.

от 501 до 1 000 включительно

0,15% от оценочной стоимости с 500 гектаров + 0,3% от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 500 гектаров

3.

от 1 001 до 1 500 включительно

0,3% от оценочной стоимости с 1 000 гектаров + 0,45% от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 1 000 гектаров

4.

от 1501 до 3 000 включительно

0,45% от оценочной стоимости с 1 500 гектаров + 0,6% от оценочной стоимости гектаров, превышающих 1 500 гектаров

5.

свыше 3 000

0,6% от оценочной стоимости с 3 000 гектаров + 0,75% от оценочной стоимости гектаров, превышающих 3 000 гектаров

Исчисление единого земельного налога по пастбищам, естественным сенокосам и другим земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, производится путем применения ставки 0,2% к совокупной оценочной стоимости земельных участков.

Местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать ставки единого земельного налога не более чем в десять раз на не используемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан земли сельскохозяйственного назначения».

Из редакции статьи 446 исключены слова «платы за эмиссии в окружающую среду».

Статья 493 (плата за эмиссии в окружающую среду) дополнена пунктом 1-1: «Не являются плательщиками платы плательщики единого земельного налога - по эмиссии в окружающую среду, образуемой в результате осуществления деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств».

Статья 567 (снятие с регистрационного учета) изложена в новой редакции, при этом индивидуальным предпринимателем следует обратить внимание на пункт 4 статьи: «Налогоплательщик вправе получить в налоговом органе по месту нахождения письменное подтверждение о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора».

Примечание. Наличие такого документа исключит недоразумения между налогоплательщиком и налоговым органом, когда первый считает, что он прекратил индивидуальную деятельность, а налоговые органы направляют уведомления о том, что ИП не выполняются налоговые обязательства.

Когда индивидуальные предприниматели, намерены осуществлять отдельные виды деятельности, требующие специального регистрационного учета (по перечню, определенному п. 1 ст. 574) следует рассмотреть измененные редакции статей 574 (постановка на регистрационный учет), 575 (внесение изменений и дополнений в регистрационные данные) и 576 (снятие с регистрационного учета).

Внесены изменения в редакции пунктов 5, 6, 7 статьи 579 (бездействующие налогоплательщики):

«5. Налоговые органы ежегодно не позднее 30 апреля выносят приказ о признании налогоплательщиков бездействующими, сведения о которых публикуются на интернет-ресурсе уполномоченного органа не позднее даты вынесения такого приказа.

6. Сведения о налогоплательщиках, признанных бездействующими, исключаются из интернет-ресурса уполномоченного органа в соответствии с приказом налогового органа, принятым в течение пяти рабочих дней после:

1) исполнения налогоплательщиком налогового обязательства по представлению налоговой отчетности;

2) уплаты штрафов за непредставление налоговой отчетности в срок, установленный настоящим Кодексом, в случае их применения к налогоплательщику в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Сведения о налогоплательщиках, признанных бездействующими, исключаются из интернет-ресурса уполномоченного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего приказа налогового органа».

Согласно измененным редакциям указанных пунктов, налоговые органы принимают приказы о признании налогоплательщика бездействующим, сведения о которых публикуются на интернет- ресурсах, а также об исключении их из списка бездействующих и списков, размещенных на интернет-ресурсе, после выполнения определенных условий,

В статье 607 (виды уведомлений и сроки их направления налогоплательщикам) изменены положения подпункта 4 пункта 2: «непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - со дня выявления нарушения, за исключением налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость, срок направления уведомления по которым производится не позднее десяти рабочих дней с установленного настоящим Кодексом срока ее представления.

В случае нарушения срока направления уведомления, указанного в настоящем подпункте, по причине возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом, данное уведомление считается направленным в срок. При этом налоговое обязательство и (или) обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений по такому уведомлению подлежат исполнению налогоплательщиком в срок, установленный пунктом 2 статьи 608 настоящего Кодекса.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении налогоплательщика, признанного бездействующим, в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса».

 

3. Порядок применения контрольно-кассовых машин

Внесены уточнения в основные понятия, приведенные в статье 644 Налогового кодекса. Положения пункта 1 статьи 645 (общие положения по применению ККМ) будут действовать в следующей редакции:

«1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом(примечание: исключены слова «при торговых операциях», в то же время в статью 644 введен подпункт 18): «денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек).

Положение настоящего пункта не распространяется на денежные расчеты:

1) физических лиц, не подлежащих обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность или деятельность по исполнению исполнительных документов; (примечание: не освобождаются от применения ККМ частные нотариусы и частные судебные исполнители).

2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность:

с применением специального налогового режима на основе патента; (примечание: для ИП на СНР на основе патента продлено право не применять ККМ).

в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса на территории открытых торговых рынков;

в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; (примечание: ИП-крестьянские хозяйства на общеустановленном режиме не освобождаются от применения ККМ).

3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом;

4) Национального Банка Республики Казахстан.

Налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, при торговых операциях посредством денежных расчетов обязаны применять контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных.

При этом обязанность по применению таких контрольно-кассовых машин возникает у налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, с 1 июля 2015 года (обязанность по применению таких ККМ перенесена с 1 июля 2014 года до 1 июля 2015 года).

При осуществлении на территории Республики Казахстан отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить применение контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных с 1 января 2016 года.

Информация об административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, подлежит размещению на интернет-ресурсе уполномоченного органа в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом в области связи и информации».

Уточнены подпункты 1) и 2) пункта 4 статьи 645:

«1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами;

2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу».

Внесены изменения в статью 646 по вопросу постановки ККМ на учет в налоговом органе. Пункт 3 статьи 646 изложен в следующей редакции:

«3. Постановка на учет контрольно-кассовых машин производится с присвоением регистрационного номера контрольно-кассовой машины и выдачей регистрационной карточки контрольно-кассовой машины в течение трех рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком налогового заявления о постановке на учет контрольно-кассовой машины в налоговом органе» (примечание: срок выдачи регистрационного номера ККМ и выдачи регистрационной карточки сокращен с 5 рабочих дней до трех).

Статья 646 дополнена пунктом 4-1: «При постановке на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных налогоплательщик представляет в налоговый орган:

1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе;

2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике;

3) паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных;

4) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книги учета наличных денег и товарных чеков;

5) копию договора, заключенного с оператором фискальных данных по предоставлению услуг связи для осуществления передачи данных о денежных расчетах в налоговые органы».

Текст пункта 5 дополнен: «При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, и контрольно-кассовой машины с функцией передачи данных налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего нахождения:»( далее текст сохранен).

Внесены уточнения в текст пункта 6:«Должностное лицо налогового органа при постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе, за исключением компьютерных систем и контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных:». Далее внесены уточнения в подпункты 4), 5) и изменен текст подпункта 7):

«4) устанавливает фискальный режим работы контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;

5) устанавливает пломбу налогового органа на корпус контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;»;

«7) заверяет книги учета наличных денег и товарных чеков личной подписью и печатью, предусмотренной для их заверения».

Пункт 6 дополнен подпунктом 7-1): «проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр». Изменена редакция подпункта 8): « возвращает налогоплательщику:

контрольно-кассовую машину с блоком фискальной памяти с установленным фискальным режимом работы и пломбой налогового органа;

контрольно-кассовую машину с функцией фиксации и передачи данных;

заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков;

паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины» и в текст пункта 6 введен подпункт 9):« выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины».

Уточнена редакция пункта 7 статьи 646: «7. При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, контрольно-кассовой машины с функцией передачи данных должностное лицо налогового органа осуществляет действия, предусмотренные подпунктами 1), 3), 6), 7) и 7-1) пункта 6 настоящей статьи».

Внесены изменения, дополнения в статью 648 о порядке снятия ККМ с учета в налоговом органе. Пункт 1 статьи дополнен подпунктами 4-1) и 4-2), чем расширен перечень ситуации, требующих снятия ККМ с учета:

«4-1) замены технически исправной модели контрольно-кассовой машины на новую модель контрольно-кассовой машины;

4-2) кражи, утери контрольно-кассовой машины при наличии копии заявления о краже в органы внутренних дел и (или) копии объявления об утере, опубликованного в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан и соответствующей административно-территориальной единицы по месту нахождения налогоплательщика». Следует ознакомиться с изменениями и дополнениями в редакциях других пунктов статьи 648. Особо обращаем внимание на сокращение срока снятия ККМ с учета с пяти дней до трех в пункте 4: «4. Должностное лицо налогового органа в течение трех рабочих дней со дня регистрации в налоговом органе налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, для чего:». В статье 649 определяющей порядок снятия фискального отчета и содержание контрольного чека пункт 3 дополнен подпунктом 9) « наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных».

В статью 650, определяющую порядок эксплуатации ККМ внесено большое количество дополнений и уточнений, в связи с этим индивидуальным предпринимателям, обязанным использовать ККМ в своей деятельности, рекомендуется рассмотреть их. Так, пункт 1 дополнен подпунктом 2-1): «в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных». Установлен один период смены: не должен превышать 24 часа. Изменена редакция пункта 4: «Показания отчета с учетом сумм платежей при использовании платежных карточек о текущем состоянии кассы должны соответствовать сумме наличных денег в кассе на момент снятия фискального отчета, суммам приема и выдачи наличных денег, не связанных с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отраженных в книге учета наличных денег». Статья 650 дополнена пунктом 5-1: «В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, устранение которой невозможно без обращения в центр технического обслуживания, налогоплательщик, в течение трех рабочих дней с даты возникновения неисправности, обращается в центр технического обслуживания, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины и (или) производится ее обслуживание.

В течение трех рабочих дней после завершения ремонта контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту регистрации контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных заключение центра технического обслуживания о причинах неисправности с указанием сроков проведения ремонта». На основании изменения, внесенного в пункт 9: «Налоговыми органами замена книг учета наличных денег и (или) товарных чеков производится в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогового заявления в налоговом органе» (примечание: ранее предусматривался срок 5 рабочих дней).

 

4. О POS-терминалах

Пунктами 2 и 4 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» предусмотрено, что платежная карточка может использоваться при операциях с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые заключили соответствующее соглашение с банком, являющимся эмитентом платежной карточки, или банком, заключившим договор с таким эмитентом, либо банком, обслуживающим платежные карточки без договора с эмитентом.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности и применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан общеустановленный порядок расчетов с бюджетом, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек. Обязательства и положения, установленные статьей 11 указанного Закона, не распространяются на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих денежные расчеты при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг без использования наличных денег.

Для сведения. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2014 года № 1147 утвержден Перечень отдельных видов деятельности, при которых требуется установка оборудования, обеспечивающего расчеты с использованием платежных карточек:

№ п/п

Вид деятельности

1

2

1

Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание

2

Оптовая и розничная торговля

3

Предоставление услуг гостиницами

4

Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков

5

Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт

6

Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов

7

Деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов)

8

Деятельность в области страхования

9

Деятельность в области здравоохранения

10

Деятельность в области образования

11

Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов

12

Деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек

13

Деятельность по организации азартных игр и заключения пари

14

Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду

Примечание:

Обеспечение установки и применения в местах осуществления указанных видов деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также прием с использованием платежных карточек, не распространяются на индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства, деятельности, осуществляемой через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков.

Внимание. Обращаем внимание налогоплательщиков, что из перечня видов деятельности, требующих установки POS-терминалов, ранее утвержденных постановлением Правительства РК от 29 декабря 2012 года № 1743 (отменено), согласно постановлению от 29 октября 2014 года № 1147 исключены следующие виды деятельности:

· «ремонт компьютеров и бытовых товаров»,

· «деятельность частных охранных служб»,

· «деятельность в области бухгалтерского учета, и аудита, консультации по налогообложению»,

· «деятельность в области права».

В связи с этим, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые будут осуществлять указанные виды деятельности, не обязаны производить установку и применять оборудование (устройства), предназначенное для приема платежей с использованием платежных карточек.

 

5. Изменения в Единой бюджетной классификации

Вниманию индивидуальных предпринимателей и других налоговых агентов, имеющих в коллективе иностранных работников или производящих выплаты иностранцам, из Единой бюджетной классификации исключен код бюджетной классификации 101204: «Индивидуальный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты из доходов иностранцев». В связи с этим в 2015 году индивидуальный подоходный налог, удерживаемый из доходов иностранцев у источника выплаты, должен перечисляться на КБК 101 201. Таким образом, в 2015 году ИПН, удерживаемый у источника выплаты из доходов граждан Республики Казахстан и из доходов иностранцев должен перечисляться на один и тот же КБК - 101201.

Примечание. В предлагаемом материале не рассматривались изменения, внесенные в Налоговый кодекс по налогу на добавленную стоимость. Индивидуальным предпринимателям - плательщикам налога на добавленную стоимость, необходимо обратить внимание на изменения, внесенные в раздел 8 Налогового кодекса.

 

Г. Митюгина, советник налоговой службы II ранга, член Палаты налоговых консультантов РК, специалист по налогообложению доходов физических лиц

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: