Выступления Министра иностранных дел РК на брифинге в Службе центральных коммуникаций
(г.Алматы, 26 декабря 2014 года)

 

Уважаемые представители СМИ!

Дорогие друзья! Дамы и господа!

Прежде всего, позвольте поздравить вас с недавно отмечавшимся важнейшим праздником нашей страны - Днем Независимости Казахстана, а также с наступающим праздником - Новым годом! Хочу пожелать всем вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия, ясного неба над головой и дальнейшего процветания нашей родине.

 

***

 

Нынешний год был весьма насыщенным и очень плодотворным для внешней политики нашей страны.

В уходящем году Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев совершил 8 визитов за рубеж, принял 16 глав государств в Казахстане. В целом, в Казахстане и за рубежом проведено 59 мероприятий на высшем уровне и 70 двусторонних визитов. В уходящем году мне довелось совершить 18 визитов за рубеж, и буквально в понедельник состоится визит в Анкару.

 

***

 

Многочисленные события и мероприятия на внешнеполитическом направлении, включая встречи и визиты навысшем и высоком уровнях, подтвердили стратегическую важность политики многовекторности. Приверженность фундаментальным принципам этого прочно установившегося курса является единственной моделью внешней политики, отвечающей требованиям развития такого государства, как наше.

Сложность и многомерность происходящих в современном мире процессов, возникновение в последние годы качественно новой геополитической и геоэкономической ситуации, продиктовали необходимость утверждения в начале уходящего года Президентом страны новой Концепция внешней политики до 2020 года.

Документ разработан в русле изложенных в Стратегии «Казахстан-2050» внешнеполитических установок. Принципы многовекторной и сбалансированной внешней политики усилены необходимостью проведения исключительно прагматичной внешней политики на основе взаимной выгоды и твердого отстаивания национальных интересов.

Документ нацелен на создание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии «Казахстан-2050», достижения высокого уровня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека. Если ранее упор делался преимущественно на защиту интересов государства, то сегодня центр тяжести последовательно смещается на обеспечение потребностей общества как совокупности граждан и каждого казахстанца в отдельности.

Как указано в Стратегии «Казахстан-2050» и в Концепции внешней политики РК, одним из приоритетов внешней политики является создание Евразийского экономического союза. 29 мая уходящего года в Астане Президенты Казахстана, Беларуси и Российской Федерации подписали исторический Договор о Евразийском экономическом союзе, который начнет функционировать с 1 января 2015 года. Этот важнейший документ, по значимости не имеющий прецедентов в истории страны, по праву является большим успехом Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, реальным воплощением его идеи евразийской интеграции, озвученной в 1994 году во время выступления перед профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ.

Евразийский экономический союз - это общий рынок. Он будет принципиально новым объединением ХХI века, работающим на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов всех его участников. Как заявлял Президент РК, политический суверенитет государств прочен и незыблем. Экономическая интеграция развивается именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через укрепление экономики.

Ни одно современное государство не может развивать экономику в закрытых границах. Интеграция открывает новые возможности для национальных экономик и населения. Глобальный опыт интеграции показывает, что объединение усилий приносит долгосрочные экономические дивиденды, обеспечивает более прочную безопасность и повышает благосостояние народов

Как отметил буквально на днях в Москве Глава нашего государства, «впервые в истории на необъятных просторах Евразии на добровольной, равноправной и взаимовыгодной основе создается экономическое объединение с мощным природным и ресурсным потенциалом, стратегически важной в глобальном и региональном плане транспортной, энергетической и технологической системой».

Особо подчеркну, что в основе союза заложены принципы экономического прагматизма, уважения суверенитета, добровольности интеграции, равноправия при принятии всех решений, эволюционности развития и открытости евразийского пространства.

Особо отмечу привлекательность нового объединения, свидетельством чего стало присоединение к нему в уходящем году Армении и Кыргызстана.

Еще одним важным достижением текущего года во внешней политике, несомненно, является успешное завершение переговоров с Европейским Союзом о новом Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС. Сам переговорный процесс был запущен в 2011 году и за этот период мы провели 8 раундов переговоров.

9 октября 2014 г. в Брюсселе в присутствии Президента Нурсултана Назарбаева и Президента Европейской Комисси Жозе Мануэля Баррозу были подписаны документы об успешном завершении переговоров между Республикой Казахстан и Европейским Союзом по указанному Соглашению, а также о завершении переговоров между сторонами о вступлении Казахстана в ВТО.

Новое Соглашение подразумевает укрепление сотрудничества в 29 сферах, включая политику, безопасность, экономику, торговлю и инвестиции, правовую сферу, образование, культуру, а также облегчение визового режима для казахстанцев. Казахстан стал первой страной центрально-азиатского региона, с которой ЕС подписал такой документ. Таким образом, ЕС подтвердил зрелость наших отношений, а мы отмечаем очередной успех отечественной дипломатии во главе с Президентом Н. Назарбаевым.

Выступая перед СМИ по итогам встречи с нашим Президентом Ж.М. Баррозу высоко оценил двусторонние отношения РК с ЕС, отметив, что Казахстан является важным партнером Европейского Союза не только в плане экономики и торговли, но и в плане обеспечения мира и безопасности в регионе. При этом особо привлекли внимание слова главы ЕК о том, что подписание данного соглашения является примером того, что «международные отношения не являются игрой с нулевым результатом, что ЕС готов заключать соглашения с членами Таможенного Союза, если на это есть желание с их стороны».

Я бы добавил к этому, что Казахстан с первых дней своей независимости был открыт к сотрудничеству с мировым сообществом. Мы свободны в выборе партнеров независимо от членства в том или ином союзе, главное, чтобы он приносил взаимную выгоду сторонам. Мы выступали и выступаем за сотрудничество с обоюдно выгодным положительным результатом («win-win»), и убеждены, что будущее международной политики, равно как и человеческих отношений, должно основываться именно на таком подходе. Оглядываясь на события прошедших месяцев, я еще больше укрепляюсь в уверенности, что казахстанский опыт независимой внешней политики на протяжении двух десятилетий, ее проверенный временем и приносящий ощутимые положительные плоды принцип многовекторности доказывают, что это возможно.

Пожалуй, с сожалением можно и нужно говорить, что текущий год в международных отношениях характеризовался противостоянием между Западом и Россией в связи с ситуацией в Украине и вокруг нее, что обусловило рост непонимания и негативного восприятия между Западом и Востоком в целом.

Казахстан придерживается взвешенного и реалистичного подхода к выходу из сложившейся ситуации в Украине, который базируется на фундаментальных принципах международного права. Мы заинтересованы в том, чтобы Украина оставалась стабильным и независимым государством. Со своей стороны, Казахстан принимает активное участие в консультациях как с партнерами по евразийской интеграции, так и с западными странами по поиску путей урегулирования кризиса.

Во многом благодаря активной позиции и дипломатическим усилиям нашего Лидера 26 августа т.г. в Минске состоялась встреча Президентов РК, России и Беларуси с Президентом Украины П. Порошенко и высокими представителями ЕС.

Эта встреча имела два важных результата.

Во-первых, дала старт процессу мирного урегулирования украинского кризиса. Как известно, после этой встречи стороны конфликта начали прямой диалог и вышли на подписание Минского протокола (5 сентября т.г.) и Минского меморандума (19 сентября т.г.). Несмотря на то, что сейчас нельзя говорить о том, что Минские договоренности соблюдаются в полной мере, все мировое сообщество признает их значение в процессе урегулирования украинского кризиса и неустанно призывает к их соблюдению, как единственному на текущий период выработанному механизму по мирному урегулированию.

Казахстан призывает все вовлеченные стороны не допускать дальнейшей эскалации конфликта и ужесточения обмена санкциями, не прекращать поиск мирных дипломатических путей преодоления разногласий. Конфликты должны решаться переговорным путем под эгидой ООН, ОБСЕ и других авторитетных международных организаций.

Во-вторых, наметила линию соприкосновения интересов Евразийского и Европейского союзов. Казахстан заинтересован в укреплении взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Россией, Украиной и ЕС, в поиске политических решений по нейтрализации негативных санкционных последствий и нормализации двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей.

Полагаю, что данное противостояние демонстрирует, что сегодня диалог между Западом и Востоком необходим как никогда. События последних месяцев, и, в особенности, последних дней, когда Глава нашего государства посетил сначала Киев, а затем Москву, выпукло показали потенциал лично Нурсултана Абишевича Назарбаева как честного и беспристрастного брокера, как он сам выразился, в попытках найти точки соприкосновения и выйти на устойчивые договоренности по разрешению противоречий.

Мы искренне надеемся, что в ближайшее время, путем согласованных решений, будут найдены решения возникших проблем, в Украину вернется мир и безопасность, эта страна вернется на траекторию устойчивого развития. Казахстан выступал, выступает и будет выступать за диалог между странами и между народами, и будет использовать всевозможные международные площадки для достижения этой цели.

Укрепление региональной и вклад в глобальную безопасность - важные составляющие внешней политики РК в Стратегии «Казахстан-2050».

Казахстан выступал и выступает за всемерное укрепление ООН как универсальной организации, призванной решать вопросы войны и мира, устойчивого развития. В рамках реализации задач обеспечения региональной и глобальной безопасности Казахстана, важным направлением деятельности МИД является продвижение кандидатуры РК на место непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. Избрание Казахстана в СБ ООН даст возможность привлечь внимание международного сообщества к таким проблемам региона, как энергетическая и продовольственная безопасность, водно-энергетические вопросы, а также вопросы нераспространения в целом.

В 2014 году спецпосланники Президента РК совершили ряд визитов в распределенные страны. Достигнута договоренность о поддержке кандидатуры РК с 65 государствами. В рамках избирательной кампании проведено несколько многосторонних международных мероприятий, в том числе встреча для стран, не имеющих выхода к морю (14-16 июля, г.Алматы) и сопутствующее мероприятие на полях 3-й Конференции ООН для малых островных развивающихся стран (1-4 сентября, Самоа) на тему «Энергия будущего для малых островных и развивающихся стран».

Казахстан поддержал развитие альтернативной энергетики в десяти государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, заключив соглашение о выделении соответствующих средств с ЭСКАТО ООН.

Министерство иностранных дел также проводит активную работу по созданию регионального хаба ООН в Алматы, который также будет способствовать решению проблемных вопросов региона.

В 2014 году Казахстан продолжил сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в рамках ежегодных обзорных мероприятий по выполнению обязательств в трех измерениях безопасности Организации. Астану с визитами посетили Генеральный Секретарь ОБСЕ Л.Заньер, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств А.Турс и Действующий Председатель ОБСЕ, Президент и глава МИД Швейцарии Д.Буркхальтер и др.

В контексте обеспечения региональной безопасности огромное значение имеет IV Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, который состоялся 21 мая т.г. в Шанхае. Он стал «переломным» моментом в 20-летней истории утверждения Форума в качестве универсальной многосторонней азиатской площадки по вопросам укрепления безопасности на основе мер доверия.

В работе Саммита приняли участие главы 47 государств и международных организаций, а также Генеральный секретарь ООН. В ряды Форума в качестве полноправных членов вступили Катар и Бангладеш, подписаны и утверждены Меморандум о взаимопонимании между Шанхайской организацией сотрудничества и Секретариатом СВМДА и новые Правила процедур СВМДА.

Важным событием Саммита стала передача председательства от Турции Китаю. Президентом РК в рамках Саммита выдвинута этапная инициатива по созданию на базе СВМДА Организации по безопасности и развитию Азии.

Итоговым документом Шанхайского Саммита стала политическая Декларация «Укрепление диалога, доверия и координации во имя новой Азии, мира, стабильности и сотрудничества». Цели и задачи, изложенные в Декларации, дают четкое понимание того, что китайское председательство в СВМДА будет направлено на укрепление в Азии политических и экономических мер безопасности, повышение доверия и взаимоуважения через построение ее новой архитектуры.

Политика Казахстана, направленная на избавление человечества от ядерного оружия и укрепление режима нераспространения ОМУ, заслужила признание международного сообщества и закрепила мировое лидерство страны в сфере ядерного разоружения, нераспространения и ядерной безопасности. Прошедший в марте с.г. Саммит по ядерной безопасности в Гааге еще раз подтвердил глобальное лидерство Казахстана и лично Главы нашего государства в этой области.

На форуме наш Президент дал объективную оценку и указал на реальные пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в мире. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что глубинной причиной кризиса глобальной безопасности является отсутствие политической воли положить конец практике «двойных стандартов» и выборочному применению международного права. Был сделан призыв направить усилия на наиболее важные направления, такие как полное и всеобщее ядерное разоружение, являющееся единственной гарантией ядерной безопасности, противодействие ядерному терроризму и искоренение его основ, создание зон, свободных от ядерного оружия.

Важным достижением в сфере разоружения стало подписание 6 мая 2014 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке представителями стран «ядерной пятерки» - Великобритании, Китая, России, США и Франции - Протокола к Договору о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО). Тем самым сделан новый важный шаг в юридическом процессе формирования упомянутой зоны, а пять признанных ядерных держав дали гарантии не применять ядерное оружие против пяти участников договора.

Это событие является значительным достижением многосторонней дипломатии в сфере ядерного разоружения и нераспространения и имеет поистине огромное значение для укрепления региональной и глобальной безопасности.

Кроме того, под эгидой инициативы Главы нашего государства - Проекта АТОМ - в течение года была проведена важная работа по созданию широкой международной общественной поддержки идеи о необходимости скорейшей ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Были проведены презентации Проекта АТОМ и истории избавления Казахстана от наследия ядерных испытаний во многих государствах мира; неуклонно растет количество подписчиков онлайн петиции к мировым лидерам с призывом сделать решительные шаги в сторону ядерного разоружения.

Важным событием для нашей страны стало участие в Саммите Форума «Азия-Европа» (АСЕМ), который проходил в октябре текущего года в Милане. В работе Форума приняли участие 13 глав государств, 30 руководителей правительств, включая федеральных канцлеров, а также руководство Европейского совета, Европейской комиссии и Секретариата АСЕАН. Делегацию РК возглавил Президент Н.А.Назарбаев. В рамках Саммита Казахстан вместе с Хорватией официально стал членом Форума.

По своему широкому географическому охвату, направлениям работы по измерениям и высокому уровню участия АСЕМ является уникальной межконтинентальной многосторонней площадкой, сопоставимой по значимости с ОБСЕ в Европе и СВМДА в Азии.

Форум является эффективной площадкой для продвижения политических и экономических интересов Казахстана, а также проведения двусторонних встреч на высшем и высоком уровнях. На сегодняшний день Казахстан является единственным представителем пространства СНГ в АСЕМ (кроме России). Благодаря стабильной внутриполитической ситуации, благоприятному географическому расположению, а также положительной динамики экономического роста Казахстан рассматривается государствами-членами АСЕМ в качестве важного партнера и связующего звена, т.н. «моста» между Европой и Азией.

МИД также активно продвигает вопрос развития Исламской организации по продовольственной безопасности со штаб-квартирой в Астане, призванной сыграть важную роль в рамках ОИС.

 

***

 

В Концепции внешней политики Казахстана Центральная Азия была выдвинута в качестве одного из первых стратегических приоритетов внешней политики современного Казахстана, так как мы заинтересованы в политически стабильном, экономически устойчивом и безопасном развитии Центральной Азии. Казахстан будет стремиться к развитию внутрирегиональной интеграции в Центральной Азии в целях снижения конфликтогенного потенциала, решения социально-экономических проблем, развязки узла водно-энергетических и иных противоречий. Перспективной целью видится трансформация региона в единый интегрированный субъект международной политики и экономики.

Знаковыми событиями в двусторонних отношениях со странами ЦА стали взаимные визиты и встречи глав государств, во время которых были обсуждены практические шаги по дальнейшему укреплению двусторонних отношений и углублению интеграционных процессов в регионе. Это визиты Президента Кыргызстана А. Атамбаева в РК в марте и ноябре с.г., визит Главы нашего государства в Душанбе в сентябре с.г. для участия в Саммите ШОС и двусторонние переговоры с Президентом Таджикистана Э. Рахмоном, визит Президента Казахстана в Туркменистан в начале декабря с.г., в ходе которого была запущена международная железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, призванная способствовать развитию региональной торговли и интеграционным процессам в целом, а также визит Президента Узбекистана И. Каримова в Казахстан в ноябре с.г.

Казахстан продолжит укрепление стратегического партнерства и союзничества с Российской Федерацией во всех сферах политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества на основе Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Этому способствует дружеские и доверительные отношения между главами двух государств. В текущем году состоялись 10 встреч между Президентом РК Н. Назарбаевым и Президентом РФ В. Путиным. Знаковыми событиями в двусторонних отношениях в текущем году стали проведение Регионального форума приграничных регионов двух стран в Атырау, а также визит главы МИД РФ С. Лаврова в Усть-Каменогорск.

Возросшее число двусторонних контактов с Китайской Народной Республикой свидетельствует о заинтересованности сторон в развитии всестороннего стратегического партнерства. Мы намерены углублять полномасштабное стратегическое сотрудничество в рамках политического диалога на высшем и высоком уровнях, развивать энергетическое, инвестиционно-технологическое, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в транзитно-транспортной сфере, аграрном секторе, в области совместного использования водных ресурсов трансграничных рек и экологии. Государственный визит Президента РК Н. Назарбаева в КНР в мае с.г. стал прорывным для двусторонних отношений. По итогам визита был подписано 16 соглашений в различных областях.

Укрепление стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, направленного на развитие политического, торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, решение актуальных вопросов международной повестки дня является одним из важных приоритетов для внешней политики РК. Важный импульс развитию двусторонних отношений придали переговоры Президента Н. Назарбаева с Президентом США Б. Обамой в рамках Саммита по ядерной безопасности в Гааге, в ходе которых было принято Совместное Заявление о Сотрудничестве в области нераспространения и укрепления ядерной безопасности. В ходе моего визита в Вашингтон в этом месяце с моим коллегой государственным секретарем США Дж. Керри мы смогли еще дальше продвинуть процесс реализации договоренностей, достигнутых главами наших государств.

Мы также продолжим наш курс на укрепление всестороннего сотрудничества со странами Европейского Союза, а также с европейскими институтами и объединениями. Как я уже отмечал ранее, текущий год был для нас весьма успешным, мы завершили переговоры по новому Соглашению, были проведены плодотворные визиты руководителей крупных европейских стран в Казахстан, заключены важные экономические соглашения. Следует особо выделить визиты Президента Франции Ф. Олланда, Премьер-министра Италии М. Ренци, Президента Чехии М. Земана и другие.

Республика Казахстан продолжит традиционное и взаимовыгодное сотрудничество с Республикой Беларусь, Украиной и Республикой Молдова, а также с государствами Южного Кавказа - Азербайджанской Республикой, Республикой Армения и Грузией, занимающими важное место в системе политических, экономических и транзитно-транспортных интересов нашей страны.

Казахстан придает большое значение укреплению всестороннего сотрудничества с Турецкой Республикой, в основе которого лежит общность исторических корней и культурных ценностей двух народов.

Мы намерены укреплять азиатский вектор внешней политики. Усилия будут направлены на активизацию торгово-экономического и инвестиционно-технологического сотрудничества со странами Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и их региональными объединениями. В этой связи, в течение 2014 г. между Казахстаном и странами Восточной и Юго-Восточной Азии поддерживался интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях.

В текущем году поступательное развитие получило сотрудничество Казахстана с Южной Кореей. 18-20 июня 2014 г. состоялся государственный визит Президента Республики Корея Пак Кын Хе в Астану, в ходе которого стороны обсудили перспективные направления сотрудничества, в числе которых крупные проекты по строительству Балхашской ТЭС, нефтехимического комплекса в Атырау и разработка месторождения Жамбыл. Глава государства пригласил южнокорейские компаний к сотрудничеству в рамках подготовки и проведения международной выставки «ЭКСПО-2017». В рамках визита подписано 15 документов в сфере сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и энергетики. Особое место занимает Соглашение об отмене визовых требований для граждан двух стран, вступившее в силу месяц назад.

Малайзия является одним из ключевых партнеров Казахстана в Юго-Восточной Азии. 22-24 мая 2014 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Малайзии Н. Разака в Республику Казахстан. Итогом переговоров на высшем уровне стало подписание ряда важных инвестиционных контрактов на сумму порядка 1,1 млрд. долл. США.

Взаимовыгодное сотрудничество с Исламской Республикой Иран основывается на общих интересах в торгово-экономической и транзитно-транспортной сферах, обеспечении стабильности на Каспийском море. В этой связи следует отметить первый визит в Казахстан Президента Ирана Х. Рухани, состоявшийся в сентябре с.г. В ходе переговоров стороны выразили приверженность углублению всестороннего политического и экономического партнерства и продемонстрировали общность позиций Астаны и Тегерана по наиболее актуальным вопросам международной и региональной повестки дня. Транзитно-транспортная составляющая является одним из приоритетных направлений казахстанско-иранского взаимодействия на среднесрочную перспективу. В данном контексте значимым событием стало открытие 3 декабря 2014 г. железнодорожной магистрали Казахстан -Туркменистан - Иран, призванная не только диверсифицировать и увеличить экспортные потоки казахстанской продукции в южном направлении, но и стать ключевым компонентом в возрождаемом Великом Шелковом Пути на современном этапе.

Казахстан продолжает проводить взвешенную политику в отношении Афганистана, уделяя особое внимание вопросам гуманитарно-экономической помощи и взаимодействия в торгово-экономической сфере. В этом году первые выпускники казахстанских вузов из числа афганской молодежи начали работать в различных учреждениях Афганистана. В феврале и сентябре т.г. регионам Афганистана пострадавшим от стихийных бедствий была осуществлена гуманитарная помощь. Рассматривается вопрос оказания помощи в инфраструктурных проектах.

Казахстан имеет близкие исторические и духовные связи с арабскими странами, которые предопределяют партнерский характер взаимного сотрудничества.

В январе 2014 года состоялся официальный визит Эмира Государства Катар Тамима бен Хамада Аль Тани в Казахстан, который стал одной из его первых зарубежных поездок с момента восхождения на катарский престол. В рамках визита были подписаны Конвенция об избежании двойного налогообложения; Соглашение о сотрудничестве между АО «НК «Тау-Кен Самрук» и «Qatar Mining Company QSC»; Меморандум о взаимопонимании между АО «ФНБ «Самрук-Казына» и Катарским инвестиционным фондом.

В апреле с.г. состоялся первый официальный визит Короля Бахрейна шейха Хамада бен Исы Аль Халифа в Астану. В ходе переговоров с руководством РК были обсуждены вопросы активизации двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, финансово-инвестиционной, транспортно-коммуникационной и сельскохозяйственной сфере. В ходе визита был подписан ряд межгосударственных соглашений и меморандумов, организован бизнес-форум с участием более 40 компаний Бахрейна, работающих в нефтегазовой, металлургической, машиностроительной отрасли, банковском деле и туризме.

В сентябре состоялся рабочий визит Премьер-Министра Республики Казахстан К.К. Масимова в Объединенные Арабские Эмираты. В ходе встреч с руководителями инвестиционных компаний, работающих в Казахстане, были обсуждены ход строительства в Астане многофункционального комплекса «Абу Даби Плаза», практические шаги по углублению сотрудничества в сфере исламского финансирования, реализация проектов в области сельского в трех регионах Казахстана (ВКО, ЗКО и Жамбылская область).

В целом, азиатско-тихоокеанский трек и сотрудничество со странами Ближнего Востока имеют огромное значение в контексте трансферта передовых технологий, крупномасштабных инвестиций и в перспективе в качестве рынка сбыта казахстанской продукции.

Включение сотрудничества со странами Латинской Америки и Карибского Бассейна в Концепцию внешней политики РК способствовало значительной активизации в установлении и развитии дипломатических отношений со странами региона. Сегодня Казахстан установил дипломатические отношения с 31 из 33 стран региона.

За последние два года состоялось официальное открытие двух посольств нашей страны в ключевых странах ЛАКБ - в 2013 году в Бразилии и в текущем году в Мексике.

Постепенно в регионе формируется «круг друзей» Казахстана, в который входят ведущие страны региона: Куба, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Уругвай, Чили, Эквадор и другие. В этом году Казахстан посетили министры иностранных дел Аргентины и Эквадора, ставшие первыми главами внешнеполитических ведомств государств ЛАКБ, посетившими Астану.

Казахстан уделяет приоритетное внимание расширению географии отношений со странами Африканского континента, развитию политического и экономического сотрудничества с ними, в том числе в рамках деятельности Африканского союза. Сейчас на африканском континенте Казахстан представлен тремя посольствами: в Египте, Южно-Африканской Республике, которое открылось в декабре 2013 года, и в Эфиопии, которое начало функционировать в этом месяце.

 

***

 

Согласно Стратегии «Казахстан-2050», одним из приоритетов модернизации внешней политики является активное развитие торговой и экономической дипломатии.

В отчетный период особое внимание уделялось дальнейшему привлечению прямых иностранных инвестиций, продвижению казахстанского экспорта на внешние рынки, развитию транзитно-транспортного сотрудничества, проработке проектов в сфере энергетики. Реализовывались поручения руководства страны по подготовке к «ЭКСПО-2017», ее качественному проведению, выполнению необходимых процедур c Международным бюро выставок.

Мы оказывали и оказываем внешнеполитическое и правовое сопровождение сотрудничеству с ключевыми международными экономическими и финансовыми организациями, участвующими в развитии ряда отраслей и экономическом строительстве Казахстана.

Для реализации ГПФИИР и Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта на 2010-2014 годы пристальное внимание уделялось привлечению ТНК в приоритетные сектора экономики. МИД участвовал в разработке ГПФИИР на 2015-2019 годы и Комплексного плана по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций.

Определенные результаты достигнуты в рамках деятельности механизмов по продвижению инвестиционной политики. Проводилась работа по информированию иностранного бизнес-сообщества о дальнейшем улучшении инвестклимата РК, включая новый пакет стимулов в рамках нового Закона «О совершенствовании инвестиционного климата».

В текущем году на базе Министерства иностранных дел был запущен формат диалоговой площадки в виде регулярных «круглых столов», в рамках которой нововведения в сфере инвестиционной политики, развития транспортно-транзитного потенциала, внедрения инноваций и пр. были доведены, с привлечением руководителей соответствующих ведомства, до сведения дипломатического корпуса и деловых кругов.

В целом, нашим Министерством, совместно с Министерством по инвестициям и развитию, проводится большая работа по наиболее полной реализации транзитно-транспортного потенциала нашей страны, превращению нашего географического положения в центре Евразии из недостатка в виде отсутствия выхода к мировому океану в преимущество в качестве «связующего звена» возрождающихся трансконтинентальных путей через наш континент. В этом плане, в прошедшем году были сделаны серьезные шаги вперед - запущены ключевые железнодорожные магистрали внутри страны - «Жезказган-Бейнеу» и «Аркалык-Шубарколь» - и в регионе - «Казахстан-Туркменистан-Иран», - завершается строительство автомобильной дороги Западная Европа - Западный Китай. Нашими дипломатами проводится большая работа по созданию благоприятных условий для функционирования этих магистралей, содействию их заполняемости и эффективной работы.

Как вам известно, в текущем году мы запустили пилотный проект по безвизовому режиму с 10 странами, которые являются ключевыми инвесторами в Казахстане, для создания комфортных условий и привлечения еще больших инвестиций. Проект воспринимается инвесторами весьма положительно и наши зарубежные партнеры говорят, что это важный шаг для привлечения иностранных предпринимателей. В настоящее время соответствующие государственные органы проводят анализ первого полугодия и скоро будет представлена первая оценка проекта.

Ряд крупных испанских, норвежских, итальянских, корейских и японских компаний провели результативные переговоры в Астане. Им было оказано необходимое содействие в поиске бизнес партнеров, продвижении совместных инвестиционных проектов. Достигнуты договоренности об экспорте казахстанской продукции.

Важным достижением на международном направлении энергетической отрасли стало успешное проведение Председательства Казахстана в 25-й сессии Конференции Энергетическая Хартия (26-27 ноября, Астана). Обеспечен весьма высокий уровень участия зарубежных министров и политический деятелей в данном мероприятии - руководство ЕС и ООН, других энергетических международных организаций, членов правительства европейских и азиатских государств.

Министерство иностранных дел продолжает работу относительно реализации задачи по переходу к «зеленой» экономике. Важной в этом контексте является подготовка к международной выставке»ЭКСПО-2017», котораябудет способствовать приходу в Казахстан компаний с передовыми технологями в области возобновляемых источников энергии, альтернативной энергетики и эффективному использованию энергии.

В текущем году заложена правовая основа, защищено Регистрационное досье по подготовке выставки, итогом которого стало ее официальное признание и передача Казахстану флага МБВ. Организовано участие и выступление казахстанской делегации в работе Исполнительных комитетов и Генеральных Ассамблей МБВ. В целях инспектирования хода подготовки к ЭКСПО осуществлены два визита Генсека МБВ В. Лоссерталеса в РК.

В октябре в Астане проведено Первое собрание международных участников «ЭКСПО-2017» и Первый Международный форум «Энергия будущего». Проработано участие свыше 200 участников из более 80 стран на уровне руководства государственных органов и экспертов в сфере возобновляемой энергетики.

Одним из значимых достижений можно назвать одобрение Советом ОЭСР кандидатуры Казахстана на получение Страновой программы сотрудничества с этой организацией на 2015-2016 годы.

Анализируя итоги и масштаб проведенных мероприятий, можно отметить, что ОЭСР уделяет все более серьезное внимание сотрудничеству с Казахстаном, подключается широкий инструментарий организации, выделяются значительные ресурсы.

Была продолжена содержательная работа с такими ключевыми международными финансовыми институтами, как МБРР, МВФ, ЕБРР и АБР - подписаны новые рамочные соглашения о партнерстве, закрепляющие масштабные совместные инвестиции в ключевые отрасли.

По итогам Астанинского экономического форума принята Концепция Мирового антикризисного плана, который представлен вниманию руководителей стран G20, международных и региональных объединений. Приложены усилия для продвижения виртуальной площадки «G-Global».

 

***

 

Крупномасштабные международные мероприятия и события, такие как Саммит по ядерной безопасности в Гааге в марте, Саммит СВМДА в Шанхае в мае, подписание исторического договора о создании Евразийского экономического союза в Астане в мае, минская встреча президентов Казахстана, России, Беларуси с президентом Украины П. Порошенко, успешное завершение переговоров с ЕС о новом Соглашении о стратегическом партнерстве между РК и ЕС, вступление Казахстана в Форум Азия-Европа и визиты мировых лидеров в Казахстан и др., стали ярким подтверждением того, что Казахстан это состоявшееся стабильное государство с динамично развивающейся экономикой и четко расставленными внешнеполитическими приоритетами.

Еще одним показателем зрелости нашей страны можно назвать недавнее принятие Закона РК «Об официальной помощи развитию», согласно которому будет создан казахстанский механизм официальной помощи развитию по аналогии с американской USAID. Закон призван систематизировать оказываемую нами помощь зарубежным партнерам. Таким образом, Казахстан превращается из страны реципиента в страну донора.

 

***

 

Как указано в Концепции внешней политики РК на 2014-2020 годы, защита прав граждан и юридических лиц Республики Казахстан, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом является важной задачей внешней политики.

В настоящее время в 66 странах мира функционируют 88 консульских учреждений Казахстана. Наряду с этим, в соответствии с «Положением о Почетном (нештатном) консуле РК» в отчетном периоде назначены 19 Почетных консулов РК. В целом, в настоящее время за рубежом осуществляют свою деятельность 70 Почетных консулов РК.

Первостепенной задачей консульских учреждений РК является защита прав и интересов граждан РК. В этой связи, продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию процессов обеспечения правовой защиты граждан РК, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом.

При этом особое внимание уделялось лицам, ставшим жертвами противоправных действий со стороны криминальных структур, а также оказавшимся в форс-мажорных ситуациях за рубежом. В частности, в июне т.г. в связи с банкротством турагентства «Гульнар-Тур» оказано содействие в возвращении из Турции свыше 1800 казахстанских туристов.

В соответствии с бюджетной программой 010 «Обеспечение и защита прав и интересов граждан РК за рубежом», за 11 месяцев отчетного года была оказана финансовая помощь 38 гражданам РК, в т.ч. в связи с эвакуацией из Египта 26 человек в связи с обострением конфликта в Секторе Газа, возвратом в РК 11 граждан из Сирии, Индии, России, Кореи, а также доставкой на родину тела одного умершего лица.

Первостепенное значение придавалось либерализации визового режима и расширению договорно-правовой базы. В целом, на сегодняшний день Казахстаном подписаны соглашения об освобождении от виз для владельцев дипломатических паспортов с 61 страной и международной организацией, для владельцев служебных паспортов - с 40 странами, и национальных паспортов - с 18 странами.

Большим достижением текущего года в этом направлении можно назвать заключение соглашения о безвизовых поездках с Аргентиной и Южной Кореей по всем видам паспортов.

Как известно, мы также подписали аналогичное Соглашение с Бразилией и завершили внутригосударственные процедуры, требуемые для вступления его в силу. В настоящее время такой же процесс проводят наши бразильские партнеры, и мы надеемся на скорое завершение этой процедуры.

Мы также подписали Соглашение с Эквадором о безвизовых поездках граждан, в текущем году мы подписали Соглашение с Мексикой о безвизовых поездках для официальных делегаций, в одностороннем порядке предоставлены безвизовые поездки для граждан РК в Колумбию и Доминиканскую Республику.

Мы также работаем над упрощением условий взаимных поездок граждан с Европейским союзом. Данный вопрос продвигается в рамках нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС.

Как известно, в 2013 году на платформе МИД по инициативе представителей гражданского сектора Казахстана был создан Консультативно-совещательный орган (КСО) «Диалоговая площадка по человеческому измерению». В рамках КСО ведется системная и всесторонняя работа с национальными НПО в области прав человека и демократии. Формат платформы позволяет лидерам национального неправительственного сектора выстроить прямой диалог с представителями Правительства и Парламента РК, при участии ООН, ОБСЕ и ЕС.

Итогом деятельности КСО в текущем году стало создание рабочей группы, цель которой заключается в выработке механизмов имплементации выработанных в 2013 году рекомендаций. Как известно, таких рекомендаций было выработано более 160, из которых около 40 были согласованы представителями государственных органов для дальнейшей реализации, около 60 находятся на стадии обсуждения и около 50 пока остаются дискуссионными. По рекомендации неправительственного сектора участники осуществляют разработку трех отдельных «дорожных карт», касающихся разных видов рекомендаций, исходя из степени их согласования.

 

***

 

Безусловно, знаковым событием нынешнего года стало Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - путь в будущее». Оно стало четкой, выверенной и превентивной реакцией Главы нашего государства на происходящие изменения в системе международных отношений. Идет трансформация мира, смена эпох, вызывают озабоченность рост нестабильности на евразийском пространстве, небывалый рост терроризма, экономический кризис, флуктуации на энергетических рынках - эти вызовы не могут не касаться Казахстана, как глубоко интегрированную часть мирового сообщества, и недавнее Послание дает ответ на ставящиеся сегодняшней жизнью вопросы. Неслучайно, многие наши зарубежные партнеры сравнивают «Нұрлы жол» с экономической программой Президента США Ф. Рузвельта, позволившей Америке преодолеть финансовый и экономический кризис в начале 1930-х годов. И пусть такое сравнение не совсем корректно, поскольку современное состояние экономики Казахстана устойчиво и далеко от рецессии (депрессии), но оно все же имеет право на существование, ибо отражает значение и масштаб новой экономической политики для экономики нашей страны.

«Нұрлы жол» является квинтэссенцией задач для всех государственных органов во время внешней нестабильности и глобального экономического кризиса, включая Министерство иностранных дел. Новая экономическая политика Казахстана органично сочетается с целями и задачами Концепции внешней политики страны на 2014-2020 годы. Она также гармонично дополняет уже реализуемые важные международные экономические проекты, такие как международные транспортные коридоры Западная Европа-Западный Китай, Север-Юг, а также международная выставка «ЭКСПО-2017» и т.д.

Сегодня министерством ведется активная работа по разъяснению Послания Президента РК за рубежом с целью привлечения передового мирового опыта для реализации Новой экономической политики, в частности, по строительству инфраструктурных объектов и т.д. Послание было переведено на многие иностранные языки, основные его положения доведены до руководства, общественных, деловых и научно-исследовательских кругов многих стран. В целом, отмечается положительная оценка зарубежных партнеров Казахстана на приоритеты программы «Нұрлы жол».

Полагаю, что итоги работы по разъяснению Послания будут способствовать не только укреплению положительного восприятия современного Казахстана, но и дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества страны с зарубежными партнерами, росту инвестиций в нашу страну, в конечном итоге, экономическому развитию, повышению уровня благосостояния казахстанцев, достижению целей программы «Нұрлы жол» и Стратегии «Казахстан-2050».

 

***

 

Следующий год также обещает быть насыщенным для внешней политики нашей страны. В 2015 году нас ожидает целый ряд юбилейных дат важных исторических событий, изменивших курс мировой истории. Это - 70-летие победы в Великой отечественной войне, 70 лет со дня образования универсальной международной организации - ООН, 40 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, приведшего к созданию ОБСЕ.

Мы также активно готовимся отметить, в том числе и за рубежом такие важнейшие события во внутренней жизни страны, как празднование 550-летия образования Казахского ханства, 20-летие Конституции Республики Казахстан и 20-летие образования Ассамблеи народа Казахстана.

 

***

 

Уважаемые дамы и господа!

Максимальная открытость и доступность - это важнейшие принципы работы МИД с казахстанскими и зарубежными СМИ и общественностью.

Большое внимание мы уделяем интерактивности нашего общения, в том числе благодаря возможностям вебсайта, модернизированного в уходящем году, и наших аккаунтов в социальных сетях. Хотел бы отметить, что такая работа дает ощутимые результаты. Так, в уходящем году на нашей странице в Фейсбуке было опубликовано более 1500 публикаций, при этом общее количество просмотров составило более 570 000 раз. В Твиттере было опубликовано 1320 постов. И в Фейсбуке, и в Твиттере количество наших подписчиков увеличилось за год почти в два с половиной раза.

Министерство иностранных дел проводит системную работу по повышению информированности мировой общественности не только о достижениях нашей страны, но и о возможностях взаимовыгодного сотрудничества с Казахстаном. Эта работа входит в число важнейших приоритетов не только центрального аппарата, но и всех загранучреждений страны.

В текущем году загранучреждениями РК было проведено более 80 брифингов, 30 пресс-конференций, 50 круглых столов», 15 различных конференций, 8 бизнес-форумов, 50 семинаров и презентаций и более 30 фотовыставок.

Издано 19 книг на азербайджанском, английском, армянском, венгерском, греческом, грузинском, итальянском, испанском, литовском, китайском, немецком и хорватском языках. Создано 12 документальных фильмов, которые были транслированы ведущими телеканалами стран Европы, Азии, СНГ, США и Канады. Телеканал «Аль-Арабия» при нашей поддержке организовал выход серии репортажей об инвестиционном и туристическом потенциале РК.

По итогам этой и другой работы, проводимой МИД в координации с Министерством по инвестициям и развитию, ФНБ «Самрук-Казына», национальной компанией «Астана ЭКСПО-2017», значительно возросло количество публикаций о Казахстане в зарубежных СМИ, повысилась осведомленность иностранных партнеров о нашей стране, увеличивается количество инвестиций и туристов, посещающих нашу страну.

В текущем году Министерство иностранных дел совместно с Союзом журналистов Казахстана при спонсорской помощи отеля «Rixos» и авиакомпании «Эйр Астана» провели конкурс среди зарубежных журналистов на лучшую работу о Казахстане. Мы выбрали 6 победителей из более 30 участников, которые приезжали в Казахстан в качестве приза за их работы. Мы намерены провести данный конкурс и в следующем году.

Сегодня я хочу объявить, что в ближайшее время совместно с Союзом журналистов Казахстана мы запустим конкурс на лучшую работу по внешней политике РК среди отечественных представителей СМИ в трех категориях на государственном и русском языках: это видеосюжет для телевизионщиков, газетная статья для прессы и онлайн-работа для электронных СМИ.

Авторов лучших работ ждет хороший приз.

Спасибо за внимание! Буду рад ответить на ваши вопросы.

 

29 декабря 2014, 16:38
Источник, интернет-ресурс: Сайт Министерства иностранных дел РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код