Итоги-2014. Каирбек Арыстанбенков о ценах на нефть, Нацфонде и политике банков

 

Kursiv.kz продолжает опрашивать экспертов в области политики, экономики, социальных отношений об основных итогах уходящего года. Директор Института экономической политики Казахстана Каирбек Арыстанбеков в интервью Kursiv.kz, проанализировал насколько успешным в плане развития экономики, был уходящий год и сделал прогноз относительно того, что будет с ценами на нефть в 2015 году. Он сразу оговорился, что при всем его критическом настрое нельзя забывать, что в период 1997-2013 гг. объем экономики вырос почти в 17 раз. Душевой ВВП вырос более чем в 7 раз - с $1500 в 1998 году до $12 тыс в 2012 году. Это означает, что Казахстан впервые в своей истории достиг среднемирового показателя по уровню экономического развития.

Между тем, в конце первой пятилетки и в начале второго цикла ГП ФИИР, а также на фоне сохранения внешних факторов выявлен ряд серьезных проблем, диспропорций и противоречий, грозящих «концептуальным», а после - новым экономическим кризисом.

 

- Каирбек Тулендиевич, каково Ваше мнение относительно социально-экономического положения в стране, какие актуальные проблемы и явления, были характерны для Казахстана в 2014 году?

- Промежуточные результаты социально-экономического анализа позволяют сгруппировать следующие негативные явления. Первое - несоответствие жизненно важных социальных стандартов уровню экономического развития. В соответствии с действующим законодательством прожиточный минимум составляет 19 966 тенге, минимальный размер пенсии - 20 782 тенге. Прожиточный минимум определяется правительством на основании расчета потребительской корзины. В состав потребительской корзины Казахстана входит всего 43 наименования товаров и услуг, в то время как в странах с низким уровнем душевого ВВП этот показатель значительно больше: в Грузии - 288, в Украине - 296. В соседней России - 156. Здесь ситуация усложнятся с повышением внутренних цен под воздействием двух факторов: «голландской болезни» и средневзвешенных цен России. Первое - результат макроэкономической политики правительства, второе - импорт российских цен в условиях Таможенного союза. Второе - социальная деградация определенных слоев населения. В Казахстане образовалась сфера застойной бедности, охватившая ряд регионов, моногородов, сельских территорий, а также зону «самозанятости» населения. Вопрос даже не в низких доходах и случайных заработках, а в отсутствии перспективы, вертикальной мобильности. При существующей ресурсной базе мобильность не появится, даже с учетом компенсаторов - господдержка малого бизнеса, программы «Занятость-2020», «Агробизнес-2020» и других. Ее признаками являются маргинализация общества, наркомания, алкоголизм, бродяжничество, девиантное поведение молодежи, различные виды правонарушений, проституция, аборты, появление рынка продаж новорожденных, суицид среди несовершеннолетних и другие социальные болезни. В рисковой зоне находится примерно до 6% населения или 1,1млн чел. Иными словами, у нас образовалась замкнутая гниющая сфера, которая испускает эти социальные миазмы. Часть людей, которые не хотят смириться с этим уделом, уходят в религиозный экстремизм либо в криминальный сектор. Третье - состояние преступности с участием безработных. Уровень преступности среди безработных в Казахстане имеет устойчивую тенденцию роста. Так, по информации Генеральной прокуратуры, в 2013 году всего выявлено 102 565 лиц, совершивших преступления, что на 4,5% больше чем за 2012 год (98 176). Среди них 79855 чел. (2012г. - 77831) - это трудоспособные безработные. Другими словами, по итогам 2013 года 77,8% преступлений в стране совершено безработными. Это провал современных функций государства, это большой минус для системы оценок эффективности госорганов. Считаю, что криминализация общественных отношений, возникших из-за недоступности ресурсов, создала условия для усиления правоохранительной деятельности госаппарата. Четвертое - формирование «полицейско-силовой» модели государства. Несмотря на принимаемые меры по реформированию правоохранительной службы, Казахстан продолжает оставаться в первой десятке стран мира по количеству полицейских (на 100 тыс. чел.), а также занимать 31 место в мире по количеству осужденных (на 100 тыс. чел.). Иначе говоря, меры по вхождению страны в число 30 развитых стран в экономике должны сопровождаться реформами правоохранительных органов и мерами по трансформации «полицейско-силовой» модели государства. Говоря о качестве работы правоохранительных и фискальных органов, необходимо отметить, что они пока не полностью справляются с крупными корпорациями, совершающими налоговые, финансовые, трансфертные и иные правонарушения. Пятое - уход ряда финансово-промышленных и транснациональных компаний из сферы национального и юридического (фискального) контроля. В сырьевых и энергетических секторах продолжается процесс транснационализации экономики. Это может привести к монопольному использованию и неэффективному перераспределению ключевых экономических ресурсов. Их уход из госконтроля подтверждается тем, что незаконная утечка капиталов из страны идет, прежде всего, в оффшорные зоны. Только за январь-июнь 2014 года нелегальный вывоз капиталов достиг $6,9 млрд или 1,2 трлн.тенге. Другими словами, вместо того, чтобы удержать 1,2 трлн.тенге внутри страны, мы приняли решение о распечатке Нацфонда на сумму 1 трлн.тенге в начале 2014 года. Шестое - вышеназванные негативные явления привели к дисбалансу основных функций государства. Денежные потоки бюджета аккумулируются вокруг 3-х функций государства: традиционная (оборона, безопасность, общественный порядок, госуправление и др.); социальная (образование, здравоохранение, культура и др.); современная (обслуживание внешнего долга, политика занятости, индустриализация и др). Так вот, усиливающаяся диспропорция между ними начала, с одной стороны, ограничивать возможностидостижения экономического роста, а с другой - блокировать уже существующие. В качестве примера рассмотрим эффективность реализации программы «Занятость-2020». Чтобы сдерживать преступность, в том числе среди безработных, помимо правоохранительной деятельности (традиционная функция), государство в лице правительства и акимов обязано добиваться эффективности реализации политики занятости населения (современная функция). Однако освоенные правительством и акимами регионов бюджетные средства в рамках Программы занятости за 2012-2013 годы (133,9 млрд. тенге), дорожной карты «Занятость-2020» (104,9 млрд. тенге в 2013 году) не обеспечили снижения преступности среди безработных. Ряд функций государство реализует, минуя бюджет. Здесь тоже накопилось множество критических проблем, в их числе - рост теневой экономики и «провалы» государства в регулировании «торговли».

Добавим, что бюджетный кодекс, система госпланирования и стратпланы профильных госорганов пока не обеспечивают баланс между указанными функциями. Есть надежда на то, что указанные злободневные проблемы страны получат политическое оформление и идеологическое обоснование в ближайшем будущем. Их важность связана в первую очередь с реализацией Стратегии «Казахстан-2050» и ноябрьского «инфраструктурного» послания президента, а также с предстоящим обострением конкуренции в рамках ЕАЭС и ВТО.

 

- Казахстанцев крайне беспокоит падение цен на нефть. Сейчас многие спорят, каково дно падение. Глава государства, общаясь с журналистами, отметил, что сейчас власти как раз оценивают все происходящее, чтобы составить план действий. Как Вы считаете, насколько затяжными может быть падение цен на нефть, каково дно. Верите ли Вы, что цены могут упасть до 20 долларов за баррель?

- Прежде всего, я исхожу из того, что политика ценообразования на нефть определяется США. Президент США Барак Обама является представителем демократической партии. Мы знаем, что демократы контролируют Уолл-стрит, а республиканцы - военно-промышленный комплекс и спецслужбы. И это косвенно подтвердилось тем, что в 2012 году Обама сменил управленцев банков «JP Morgan» и «Голдман Сакс». По моим данным, примерно 73% объемов нефтяных фьючерсов, которые торгуются в мире, определяют 2 банка -«GoldmanSachs», и «JP Morgan». Это, во-первых. Во-вторых, в последние 10 лет значительно возросла доля «бумажной нефти» - нефтяные деривативы. Они торгуются на биржах на поставку нефти и газа. Иными словами, спекуляция в этом рынке постоянно растет. Спецоперацию по этим сделкам, включая цену на нефть, полностью контролируют ряд крупных компаний США на трех уровнях:

первый - Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые являются лидерами по продаже энергоресурсов в США;

второй - компании Citigroup и JP Morgan Chase, действующие игроки и спекулянты по энергоресурсам, крупные энергетические хедж-фонды находятся под их юрисдикцией;

третий уровень - ценообразование на нефть фиксируется за закрытыми дверями в трейдинговых залах, которые принадлежат компаниям Goldman Sachs, Morgan Stanley, JP Morgan Chase, Citigroup. При этом важную роль играет Лондонская фьючерсная биржа ICE. Однако она также является дочкой Международной товарной биржи в Атланте. Есть информация о том, что основателем биржи ICE является вышеупомянутая компания Goldman Sachs. Поэтому дно падения цен на нефть не должно быть ниже себестоимости добычи сланцевого газа в США. Примерно это не ниже 50 долл.за баррель.

 

- Как бы Вы могли оценить реализации программу ГПФИИР? Очень много критики в ее адрес, между тем сейчас запущена вторая пятилетка, как Вы оцениваете ее перспективы?

- На мой взгляд, важным итогом первой пятилетки ГП ФИИР является тот факт, что только в 2013 году мы восстановили объем производства обрабатывающей промышленности образца 1991 года. Вместе с тем, если 23 года назад ее удельный вес в ВВП превысил 31%, то сейчас данный показатель составляет 10%. Это означает о наличии и распространении голландской болезни. Чтобы бороться с этой болезнью мы ограничились лишь созданием Нацфонда, а другие инструменты, например по линии бюджетной и налоговой политики не были задействованы. В рамках первой пятилетки ГПФИИР мы объявили о приоритетности несырьевого сектора, но продолжаем возвращать НДС из бюджета экспортерам природных ресурсов. В зарубежных странах возврат НДС из бюджета применяется для стимулирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. У нас отдельные компании платят налоги государству меньше, чем объем возврата НДС из бюджета. В данном случае как компонент «концептуального кризиса» в зону «противоречия» одновременно вошли цели и задачи ГП ФИИР, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической политики. Что касается второй пятилетки, то в августе. была утверждена Госпрограмма ФИИР на 2015-2019 гг., где Правительством определены 14 секторов в рамках 6 отраслей обрабатывающей промышленности. На мой взгляд, каждая отрасль и ее сектора обозначены разработчиками без глубокого анализа предпосылок и вариантов развития. Отсутствует согласованность не только между госпрограммами, но и между отраслевыми. Отрасли и сектора рассматриваются отдельно, нет учета межотраслевых эффектов. Создается ощущение, что в системе госпланирования потеряно важное звено между отраслевыми специалистами и макроэкономистами. В частности, корректность поставленной цели и сформулированных задач ГП ФИИР касательно роста обрабатывающей промышленности без учета и решения проблем других отраслей экономики подвергается сомнению на базе результатов эконометрического анализа. Также в разделе «Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры» ГП ФИИР отсутствует принципиально важные подходы Правительства касательно соблюдения основных требований стадий индустриализации. Отмечу, в зависимости от стадии развития применение одних и тех же инструментов и методов экономической политики может тормозить рост либо отрицательно повлиять на качество роста.

 

- Как Вы оцениваете политику банков по избавлению от токсичных кредитов, путем весьма неоднозначных схем рефинансирования проблемных займов? Не создаем ли мы искусственно иллюзию освобождения банков от токсичных кредитов?

- Существует закономерная обратная зависимость между кривой неработающих кредитов - так называемых «токсичных активов» - и уровнем ВВП. Эта зависимость проанализирована Институтом экономической политики на основе статистических данных стран мира за последние 30 лет. Например, когда пик «токсичных активов» в Чили достигал 36%, падение ВВП составило 16%; в Японии 35%, а ВВП - (-2%); в Южной Корее 35%, а ВВП - (-6,8%); в Индонезии 33%, а ВВП - (-13,1%); в Мексике 19%, а ВВП - (-6,2%).Мы видим, что даже у стран - экспортеров нефти (Индонезия, Мексика) в такой период экономический рост прекратился. Теперь давайте разберем ситуацию в нашей стране. Согласно данным Всемирного банка, по объему неработающих кредитов в 2012-2013 годах Казахстан занял первое место в мире - 31%. Данный показатель в Ирландии составил 18,7%, в Литве - 18%, в Греции - 17,2%, в Болгарии - 16,9%.

По итогам I квартала 2014 года общая сумма неработающих кредитов в Казахстане составила 4,5 триллиона тенге, или 30 процентов. Иными словами, критический уровень «токсичных активов» сдерживает темпы роста ВВП. Что касается эффективности и своевременности принимаемых мер, то по срокам мы отреагировали на это с большим опозданием. Прямую ответственность за это должны нести бывший председатель Нацбанка Григорий Марченко и финансово-экономический блок правительства образца 2009-2011 гг. Увы, ценой этой ошибки и упущения стало массированное использование средств Нацфонда для будущих поколений, что не имеет аналогов в мировой экономической истории. Мировой опыт показывает, что основными принципами корпоративистского государства являются, в том числе приватизация прибылей и национализация убытков. Последнее решение о выделении средств Нацфонда в интересах коммерческих банков - это движение в сторону «национализации убытков». В этих условиях банки получают карт-бланш на дальнейшую эскалацию кредитования населения за счет высоких процентов. И риск небольшой - если что, государство потом выкупит эти кредиты. У нас был случай, когда Нацбанк неоднократно снижал ставки рефинансирования (с 7,5% до 5,5% в 2012 году), но банки второго уровня на это так и не отреагировали (ставка вознаграждения по кредитам оставалась неизменной - свыше 12,4%). Это означает о снижении управляемости процессом.

 

Автор: Аскар МУМИНОВ

 

30 декабря 2014, 15:07
Источник, интернет-ресурс: Делового еженедельника «КУРСИВъ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код