Хотим как на Западе, а получим как в Казахстане

 

Будут ли у нас соблюдаться все пункты Правил использования любого вида транспорта сотрудниками полиции?

Согласно последним поправкам в Правила использования любого вида транспорта сотрудниками органов внутренних дел, полиция сможет любого автовладельца в случае необходимости лишать транспорта. Как всегда, хотим сделать все как на Западе, а получим как в Казахстане.

Сами Правила были опубликованы 23 декабря и вступили в силу через 10 календарных дней. То есть в начале января 2015 года.

Раньше, по правилам, автовладельцы должны были предоставить свое транспортное средство медицинским работникам, а также сотрудникам органов внутренних дел для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудниками органов внутренних дел, Службы охраны Президента Республики Казахстан и органов национальной безопасности, в иных, не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных законодательством.

Теперь полицейские могут использовать транспорт для преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, прибытия к месту происшествия, в период действия чрезвычайного или военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации чрезвычайных ситуаций. А также для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в медицинские организации, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей.

Полицейский, чтобы использовать транспортное средство, должен представиться его владельцу, предоставить служебное удостоверение и разъяснить причину остановки авто. Факт использования гражданской машины регистрируется соответствующими документами.

В случае, если при использовании транспортного средства сотрудником органов внутренних дел будет причинен материальный ущерб, он будет возмещен в установленном порядке. Для этого собственнику в течение семи рабочих дней со дня причинения ущерба нужно будет предоставить в органы внутренних дел соответствующее заявление и утвержденный перечень документов. Органы внутренних дел в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления организуют оценку у независимого эксперта размера ущерба, причиненного транспортному средству. При этом расходы, связанные с этим, возлагаются на органы внутренних дел. Возмещение ущерба будет осуществлено в течение трех банковских дней на счет собственника транспорта.

Также собственнику транспорта могут быть возмещены и расходы за его использование.

В принципе, ничего такого страшного в том, что полицейские могут использовать гражданский транспорт для исполнения своих обязанностей, нет.

Понятно, что во многих странах мира полицейские могут использовать гражданский автомобиль в случаях, когда они исполняют свой профессиональный долг. Например, в США полицейский в случае острой необходимости может, предъявив жетон, забрать у водителя автомобиль, преследовать преступника, и не только.

Те положения, которые закреплены в казахстанских Правилах, один в один списаны с американской практики. И то, что на изъятом транспорте казахстанские полицейские могут преследовать лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, и то, что они могут использовать транспорт для прибытия к месту происшествия. Есть в американском законодательстве и другие пункты, которые сейчас имеются в казахстанских Правилах: в период действия чрезвычайного или военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации чрезвычайных ситуаций. А также для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в медицинские организации, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей.

Естественно, казахстанские полицейские не стали изобретать велосипед и приняли за основу законодательство страны, где эти положения хорошо работают.

Есть, кстати, и общее. Например, полицейские одного района Астаны или Алматы не заинтересованы в преследовании нарушителя в другом районе, за который они не отвечают. То же самое и в США. Полицейские одного штата не могут преследовать нарушителя, если он заехал в другой штат.

Но есть и отличия. Да, законы разных штатов на самом деле могут сильно отличаться. Но это не означает, что преступник в другом штате может спрятаться. Связь у них налажена таким образом, что на границе беглеца уже будут встречать полицейские другого штата. Кроме того, полицейский при пересечении границы штата преследование не прекращает и передает преступника «с рук на руки» в том месте, где его встретят коллеги из соседнего штата. В условиях же Казахстана зачастую из-за несогласованности полиции нарушитель может укрыться в другом районе республики.

 

Россия вслед за Казахстаном

 

На этот раз казахстанские полицейские оказались пошустрее своих российских коллег. Если новые Правила в Казахстане, согласно которым полицейские получат право изымать гражданский транспорт в служебных целях, уже вступили в силу, то в России вопрос еще находится в стадии обсуждения.

Только в начале декабря 2014 года российские СМИ сообщили о проекте нового приказа министерства внутренних дел РФ, согласно которому российские полицейские смогут обладать правом на изъятие автомобилей граждан по служебной необходимости.

По сообщению агентства «Интерфакс», полиция получит разрешение на изъятие автомобиля для проезда к месту совершения правонарушений, для преследования преступников и отбуксировки попавших в серьезное дорожно-транспортное происшествие авто.

Кроме этого, в документе будет описан случай немедленной доставки пострадавших граждан в больницу, которым требуется медицинская помощь. Объяснять владельцу автомобиля, для какой цели сейчас происходит изъятие, и куда направится изъятое транспортное средство, не обязательно в двух ситуациях: для преследования преступников и для пресечения преступления.

То есть в данном вопросе Казахстан явно обгоняет Россию. Что, с одной стороны, не может не радовать, но, с другой стороны, тревожит.

Как мы выяснили ранее, практика изъятия автотранспорта полицейскими - довольно широко используется во всех цивилизованных странах мира. То, что Казахстан идет в этом направлении, хорошо. Но будут ли Правила верно трактоваться, а тем более исполняться - другой вопрос.

То, что в Алматы уже зафиксировано несколько случаев, когда полиция останавливает автомобили граждан для сооружения «живого щита» перед нарушителем, не может не тревожить. Хорошо, что во всех случаях пока обошлось без жертв, но если бы они появились, то проблем у полиция бы явно прибавилось. Самое главное, у полиции нет никаких правовых оснований использовать гражданский транспорт в качестве «живого щита».

То, что казахстанские полицейские почти всегда нарушают Правила дорожного движения, можно и не говорить. В глазах автолюбителей - это стало нормой.

То, что казахстанские полицейские с помощью угроз могут забрать водительские удостоверения или технический паспорт, обвинить в несовершенных нарушениях и, в конце концов, получить взятку, тоже мало кого волнует. Это тоже норма.

 

Конкретные примеры?

 

Так, по данным департамента управления внутренних дел по Южно-Казахстанской области, инспектор дорожной полиции с июля по сентябрь 2012 года, в целях улучшения служебных показателей, злоупотребляя служебными полномочиями, периодически составлял и утверждал подложные протоколы об административных правонарушениях в отношении четырех граждан, как перешедших улицу в неустановленных местах. Фактически эти люди правонарушений не совершали.

В Астане автолюбитель зафиксировал грубое нарушение Правил дорожного движения со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы. Он сделал фотографию 23 сентября 2014 года, на которой полицейский на автомобиле «Volkswagen Passat» грубо нарушил ПДД, остановившись под дорожным знаком «Остановка запрещена».

И таких случаев полным-полно, причем, по всему Казахстану.

Вместо того, чтобы заниматься чисткой рядов полиции, руководство МВД, например, повышает размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения. В частности, официальный штраф за езду в нетрезвом состоянии сейчас такого размера, что ни один трезвомыслящий автолюбитель его просто не заплатит. Значит, остается только давать взятку.

И потому мало кто верит в то, что полицейские не будут злоупотреблять своим правом изымать гражданский транспорт. То есть полицейский всегда может сослаться на служебную необходимость. В то же время хозяин автомобиля далеко не всегда может быть уверен в том, что его транспорт изымают по служебной необходимости.

В этом недоверии населения полиции и кроется самая главная проблема. И решить ее пока власти не могут.

 

Автор Санжар Алдамжаров

 

5 января 2015, 14:49
Источник, интернет-ресурс: Деловой портал «Капитал»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код