Лента новостей
0

Два моих деда: Валериан Посел и Александр Курдиков - две разных дороги к общей Победе

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.05.2015 20:11 Zakon.kz
Каждый из них ковал Победу по-своему - воспоминания внуков.

Через фронты Великой Отечественной войны прошли около 34 миллионов советских людей. И двое из них – мои деды. Оба они были офицерами.


Один из них воевал в составе инженерных, дорожных и автомобильных войск, другой – в органах военной контрразведки. Об их вкладе в общую Победу я и хочу сегодня рассказать.
Валериан Посел – солдат двух армий.
Наш дед, Валериан Войцехович Посел, добровольно прибыл во Фрунзенский военкомат Алма-Аты в начале февраля 1942 года, как специалист-автомеханик, получил воинское звание «сержант» и был направлен в 156 отдельный мостостроительный батальон (156 омостсб), формируемый в Алма-Ате, на должность начальника мастерских. В это же время, его родной брат, Антон, погиб в Битве за Москву… После сформирования, в марте 1942 года, батальон отправлен в Тулу, во вновь формируемую 24-ю армию. Там Валериан Войцехович и принял присягу. Под Тулой батальон продолжал учебу и выполнял задачи по строительству дорог и мостов. В начале 1942 года армия переименована в 1 резервную, а летом того же года - в 64, и отправлена на Сталинградский фронт. Прославленная 64 армия генерал-полковника Михаила Степановича Шумилова вошла в историю, как одна из вынесших основную тяжесть обороны Сталинграда. После завершения этого сражения и по его итогам армия переименована в 7 гвардейскую.
Уже 5 мая 1942 года сержант Посел В.В. получил звание младшего воентехника и должность командира ремонтного взвода технической роты. В этой должности и принял в составе своего батальона участие в Сталинградской битве. Батальон, в основном, обеспечивал переправу частей и соединений через Волгу к Сталинграду, непрерывное материально-техническое обеспечение войск, а также эвакуацию раненых и поврежденной боевой техники. Командовал батальоном Евгений Захарович Коробанов, впоследствии ставший моему дедушке близким товарищем. При подготовке к обороне Сталинграда в 1942 году личным составом батальона построено большое количество мостов и переправ. В книге П.С. Белана «Казахстанцы в битве на Волге», отдельная глава посвящена формированию дорожных войск - 156 мостостроительному батальону.
В ней очень интересно описываются подробности формирования воинской части в Алма-Ате, трудности, с которыми сталкивались наши земляки в ходе служебно-боевой деятельности, и как впоследствии успешно эти трудности преодолевались. Упоминается множество фамилий военнослужащих, которые тоже должны быть известны казахстанцам. Возможно, кто-либо из ныне живущих молодых людей, прочитав книгу, узнает имена и своих родных… Вот только лишь некоторые выдержки из этой главы: «Бывший командир батальона подполковник в отставке Е. 3. Коробанов, вспоминая те дни, особо выделил действия технической роты (командир Безруков Алексей Иванович, политрук Секачев Константин Дмитриевич). В ней «было много отличных мастеров и командиров, умеющих организовать работу личного состава роты по механизации работ, используя механизмы и русскую смекалку. Такие солдаты-умельцы, как Герасимов Василий, отливавший поршни для моторов в полевых условиях, Макаров и Гуляев, восстанавливавшие любое оружие, или шоферы Комаров Леонид, Селюков Петр, которые могли выкрасть автомашину в стане врага и на ней приехать (в часть. — П. Б.). Командиры автомобилистов Бойко Владимир, Доронин Алексей, Маслов Михаил восстанавливали любую машину врага и заставляли ее работать на благо нашей Родины»».
«Забегая вперед, отметим, что и во время контрнаступления наших войск, и при ликвидации окруженной группировки противника подразделения 156-го мостостроительного батальона своевременно выполнили все задания командования. Их силами был восстановлен лесозавод в Красноармейске, что улучшило снабжение лесоматериалами всех инженерно-строительных «частей армии и фронта. Мостостроители ликвидировали и водой нарастили толщину льда на ледяной» переправе, а с 31 декабря по 4 января 1943 г. проложили вторую такую же трассу. Вслед за стрелками мостостроители из Казахстана вступили на улицы Сталинграда. Они построили несколько мостов на дорогах из Бекетовки к центру города, расчищали аэродром, ремонтировали автомашины и трактора, перебрасывали трофейное имущество. И какой бы характер ни носила задача, выполняли ее с полной отдачей сил. Средняя производительность труда на заключительной стадии битвы на Волге превысила норму в три раза, по 1-й роте она составила 372, а по 2-й — 384 %. И когда смолкли бои на берегах великой русской реки, все 347 воинов-мостостроителей были удостоены медали «За оборону Сталинграда»». В районе поселка Татьянка под Волгоградом, в месте одной из важнейших переправ, сооруженных казахстанцами, находится памятный обелиск с мемориальной доской. Из наградного листа за 3 ноября 1942 года: "Тов. Посел, работая начальником мастерских батальона, исключительно хорошо и своевременно обеспечивает ремонт всех механизмов. При работе батальона на Донских И Волжских переправах тов. Посел несмотря на бомбежку и артобстрелы обеспечил бесперебойную работу катеров, моторных лодок, благодаря чему все раненые были переправлены через Волгу своевременно и без потерь. Тов. Посел является инициативным и дисциплинированным командиром, в совершенстве знающим свое дело. На должность Начальника мастерских тов. Посел выдвинут из рядовых бойцов. Тов. Посел достоин представления к Правительственной награде медали "За боевые заслуги". Командир 156 ОМСБ Капитан Коробанов" После Сталинграда мой дед прошел боевой путь в той же должности, в составе 7 гвардейской армии участвовал в Курской битве, форсировании Днепра, Южного Буга, освобождении Кировограда, в Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишиневской операциях, в составе 2 Украинского фронта дошел до Румынии, был ранен. «Особенно отличился на Сталинградском фронте (начальник управления автомобильных дорог фронта полковник Н. Н. Степанов) личный состав 156-го отдельного мостостроительного и 165-го дорожно-строительного батальонов. Когда с наступлением морозов создалась угроза прекращения перевозок через Волгу (построенные ранее мосты были уничтожены ледоходом), батальоны работали непрерывно днем и ночью под вражеским обстрелом, выполняя производственные нормы на 200 и более процентов. Они раньше заданного срока построили настильную переправу по льду и организовали по ней двустороннее движение автомашин и гужевого транспорта, движение воинских подразделений. За этот подвиг 73 воина-дорожника были награждены орденами и медалями. … В ходе наступления советских войск под Курском дорожные части Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов восстановили, построили, усилили и отремонтировали около 18,6 тыс. пог. м мостов и обеспечили движение на дорожной сети общим протяжением 9250 км. Дорожно-мостовые работы зачастую велись непосредственно на переднем крае, при постоянной угрозе наземного и воздушного нападения противника. Например, строительство моста через Сев. Донец в районе Белгорода, у Масловой Пристани, началось в тот момент, когда противоположный берег был еще занят фашистами. 156-й отдельный мостостроительный батальон уже завершал работы, когда в ночь на 5 августа 1943 г. враг обрушил на него мощный артиллерийский огонь. Мост был разрушен, батальон понес значительные потери в людях и технике. Несмотря на это, на вторые сутки батальон выполнил поставленную задачу» «Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне» В операции по освобождению Харькова воинам армии генерала Шумилова М.С. предстояло форсировать реку Северский Донец в районе села Маслова Пристань. Приказ Военсовета армии был короток и прост - подготовить и навести мосты и подходы к ним. В ночь с 6 на 7 августа 156 отдельный мостостроительный батальон под командованием капитана Е.З.Коробанова, используя короткую темную ночь, в течение 14 часов построил мост через Северский Донец. Ценой больших усилий приказ Военсовета был выполнен, войска успешно форсировали реку и 23 августа вошли в Харьков. В 1965 году комсомольцы Харьковского инженерно-строительного института решили соорудить на месте подвига мостостроителей обелиск Славы. Простая, скромная белая плита, как возвышающиеся над Северским Донцом Белгородские меловые горы, с мужественным обликом воина, поднялась на том месте. В августе 1944 года старший техник-лейтенант Посел В.В. откомандирован в распоряжение Начальника Тыла Вооруженных Сил СССР и, как поляк по национальности, направлен в формируемую 2-ю армию Войска Польского, в составе 1-го Украинского фронта, под командованием Маршала Советского Союза Конева Ивана Степановича, освобождал Польшу. 1-я и 2-я польские армии формировались преимущественно из советских поляков, хотя было также очень много воинов из числа жителей Польши и представителей всех народов СССР. Во 2-й армии Войска Польского мой дед был назначен начальником автомобильной службы 7-й Лужицкой пехотной дивизии, с присвоением звания «поручик». В марте 1945 года получил тяжелое осколочное ранение в голову и пролежал в госпитале полтора месяца. Впоследствии это ранение привело к инвалидности. Закончил войну в Германии и после войны продолжил службу на своей должности в 7-й пехотной дивизии в городе Любань (бывший немецкий Лаубан) в Нижней Силезии. В 1947 году, когда встал вопрос о дальнейшем прохождении службы, поручик Посел В.В., как дефицитный высококлассный технический специалист, получил официальное письменное предложение Министра обороны Польши, остаться служить в Войске Польском и участвовать в становлении Вооруженных Сил Польской Народной Республики. Этот документ хранится у нас. Несмотря на то, что дедушкины близкие родственники уже около 15 лет жили в Кракове, он решил вернуться в Союз, так как в Алма-Ате его ждали жена и дочь (то есть, наша мама). Получив письменную благодарность за передачу боевого опыта и военных знаний, подписанную министром обороны Маршалом Польши Михаилом Жимерским, Валериан Войцехович, уже с семьей, продолжил службу в Советской Армии, в Туркестанском военном округе. Служил в песках Туркмении, в Кизыл-Арвате (1948-1950), Ашхабаде (1950-1952), затем под Чирчиком в Узбекистане (1952-1956). Был командиром автомобильного взвода, автороты. Затем, после одногодичного обучения и окончания в Ленинграде в 1954 году Центральных автотракторных курсов усовершенствования офицерского состава, назначен помощником начальника технической части стрелкового полка. В начале 1950-х годов получил воинское звание «капитан». Уволен в 1956-м году по так называемому "хрущевскому" сокращению Вооруженных Сил. За время войны Валериан Войцехович был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 г.г.», а также польскими – орденом "Серебряный Крест заслуги", медалями «За Одру, Нису и Балтику», «Победы и Свободы», знаком «Щит Грюнвальда». После войны получал и другие награды. И одним из самых ценных материалов для нас являются записи самого нашего дедушки, которые он написал в 1970-х годах, очевидно, адресуя кому-то из своих сослуживцев, для включения в общую летопись «Шумиловской» 7-й гвардейской армии. Эти записи совсем короткие, но написаны от первого лица и дают представление об обстановке и условиях, в которых приходилось выполнять задачи военным инженерам. Вот что он писал: «Моя должность начальника мастерской 156 ОМСБ заключалась в том, чтобы обеспечивать боевые операции батальона в техническом отношении, а это означало, чтобы наша техническая рота батальона своевременно обеспечивала и изготовляла металлические поделки, необходимые для строительства мостов и переправ, как то – скобы, болты, гайки, стремянки и прочее, а также занималась ремонтом техники – автомобилей, тракторов и т.п. Трудность в обеспечении этих работ состояла главным образом в том, что наш 156 ОМСБ по прибытию в г. Тула из Алма-Аты имел весь личный состав согласно штатов, а из техники всего 2 автомобиля ЗИС-5. Уже сейчас не помню, сколько было у нас тракторов ЧТЗ. И нам пришлось доукомплектовывать батальон в основном трофейной техникой, которую собирали в степях в окрестностях г. Тула после разгрома немцев под Москвой. Таким образом, мы собрали 28 автомобилей разных немецких и итальянских марок, всего было в батальоне 13 марок машин. Были также подобраны подбитые трактора ЧТЗ и разное техническое имущество… Всю эту технику пришлось восстанавливать за счет дополнительного сбора трофейных машин и деталей. Таким образом, задача, поставленная командованием батальона перед техническим составом и командованием 4-й технической роты была выполнена. Надо отметить, что наши люди, как то – шофера, трактористы и слесари, несмотря на то, что были совершенно незнакомы с немецкой техникой, быстро сориентировались и, несмотря на некоторые ее сложности, освоили, в результате этой работы, наш 156 ОМСБ стал боевой единицей, способной выполнять боевые задания командования 64-й армии. Сейчас уже трудно вспомнить фамилии людей, особо отличившихся, ведь прошло уже 35 лет, но некоторых я до сих пор помню, таких шоферов как Марченко, Гилев, Степанов, Бородавко, Шевченко, Щербаков и другие. Хорошо, самоотверженно выполнял задачи механик по тракторам старший сержант Герасимов. Сбор и комплектование трофейных автомобилей автотранспортного взвода возглавлял старший лейтенант Маслов, привлекая для этой работы весь штат взвода. В последствии, когда наш батальон был переброшен под Сталинград и начались боевые операции, вся их история вписана в историю нашего батальона, в составлении которой и я, до некоторой степени, участвовал. Дело в том, что я в подробностях многого уже не помню, прошло уже много лет и, кроме того, я, как поляк по национальности, во время боев под Яссами, был откомандирован в Москву на формирование 2-й польской армии, где служил начальником автослужбы 7-й стрелковой дивизии, где был тяжело ранен в голову. Поэтому я уже много событий не помню, а кроме того, мой возраст 68 лет уже дает о себе знать, хотя я изо всех сил стараюсь не поддаваться… …Прошу прощения, если я не смог описать события так как это было, во всех подробностях, это сейчас не в моих силах. С приветом, Ваш бывший подчиненный В.В.Посел» После увольнения с военной службы, дедушка много лет продолжал трудовую деятельность в Алма-Ате по своей специальности – техническим руководителем, начальником мастерской, начальником автоколонны, старшим механиком производственно-технического отдела Автобазы Академии наук Казахской ССР. Вышел на пенсию с должности начальника отдела снабжения. Но долго оставаться без дела Валериан Войцехович не мог, потому что очень любил и действительно умел работать. Поэтому вскоре он вновь приступил к работе – сначала в экспериментальной мехмастерской КазНИИ Энергетики, затем в Алма-Атинском предприятии тепловых сетей. И только в 73 года ушел на заслуженный отдых. Он часто говорил, что последние десять лет работы, когда он работал слесарем, были самыми лучшими для него, потому что именно такой труд ему нравился больше всего, именно о таком он всегда и мечтал.
Умер Валериан Войцехович в 1989 году. Мне тогда было 11 лет. Сейчас особенно жаль, что его нет, мы могли бы о многом побеседовать, как взрослые люди. Многое хотелось бы у него расспросить… Хотя не очень он любил рассказывать нам о войне. Но в памяти осталось, как в День Победы, когда по телевидению звучала одноименная песня, на глазах ветерана, через много лет после войны, были заметны редкие мужские слезы, которые он старался скрывать.
Александр Курдиков – воин-чекист
Второй наш дед, Александр Андреевич Курдиков, до войны служил солдатом в пограничных войсках. После увольнения в запас, несколько лет трудился на заводе, а затем ему, как пограничнику, предложили продолжить службу на границе, только в особом отделе по пограничному отряду. Служил в пограничных отрядах в Белоруссии, на западной границе страны. В конце 1930 годов, уже со своей семьей, переведен на службу в поселок Житковичи (ныне на западе Гомельской области), где располагался 18-й пограничный отряд. Там, в 1939 году и родился мой отец. В сентябре 1939 года государственная граница СССР была передвинута на запад, но 18-й пограничный отряд был оставлен на старой границе. Здесь же, в Житковичах семья моего дедушки и встретила июнь 1941 года… Немецкие войска на белорусском направлении продвигались вглубь нашей страны очень быстро, в считанные дни они подошли к Житковичам… …Когда наша бабушка во время бомбардировки выбежала на улицу в одной одежде, будучи беременной, еще с тремя маленькими детьми, вокруг было видно лишь общую панику и горящие дома. Дед, Александр Андреевич, наскоро попрощавшись, отправил всех их со случайно проезжавшей мимо них в тыл пожарной машиной. Если бы он не успел этого сделать, никто из семьи не выжил бы… Так, волей случая, наша бабушка с детьми оказались в эвакуации. Но прежде чем они добрались до Москвы, где пришлось ночевать в бомбоубежищах, в метро, им пришлось преодолеть много километров, в том числе пешком, под постоянной угрозой налетов и бомбардировок, вместе с сотнями других советских женщин, детей и стариков, бежавших от оккупантов на восток. Наша бабушка рассказывала: «Когда немецкие самолеты во время налетов расстреливали нас, нескончаемым потоком идущих по дороге мирных жителей, они пролетали так низко, что даже я, имея слабое зрение, видела усмехающееся, довольное лицо пролетающего над нами немецкого пилота». И все же им удалось добраться живыми до Москвы, и далее они оказались в эвакуации в Кирове. А в это время Александр Андреевич выполнял свой воинский долг, борясь с немецкими шпионами и диверсантами и вступая в бой с наступавшим врагом. «В период Великой Отечественной войны 18 пограничный отряд НКВД СССР охранял тыл действующей армии, вел разведку на направлениях наступлений немецко-фашистских войск, принимал непосредственное участие в боях с вражескими группировками. Уже в первые месяцы сражений с превосходящими силами противника бойцы отряда проявили себя подлинными героями, самоотверженными защитниками Родины. Это о них тогда писала газета 'Правда': "Бессмертной славой покрыли себя бойцы-чекисты... они бились врукопашную, и только через мертвые их тела враг мог продвинуться на пядь вперед...' С июля 1941 года 18 погранотряд, находясь в составе войск НКВД по охране тыла Юго-Западного фронта, успешно вел бои с немецко-фашистскими захватчиками. В районе г. Турова несколько застав отряда при поддержке артбатареи 75 стрелковой дивизии и Пинской военной флотилии уничтожили до 200 гитлеровских солдат и офицеров. В ходе четырехдневных боев за станцию Копцевичи воины-пограничники отразили 9 атак, уничтожили до 600 человек вражеской пехоты.» Википедия Теперь, с началом войны, линия фронта стала для них границей, которую они должны были так же бдительно и стойко охранять от проникновения диверсонно-разведывательных групп, шпионов и защищать от наступающих войск противника. Кроме того, пограничники сами осуществляли специальную разведку в тылу противника, непосредственно организовывали деятельность партизанского движения. Активно участвовал в этих мероприятиях и Александр Андреевич Курдиков, отвечая за безопасность действий подразделений. Несмотря на выполнение пограничниками специальных задач, им часто приходилось вступать в прямые бои с прорывающимися войсками противника. «1 августа 1941 г. у разъезда Коржевка 18 погранотряд встретился с 312 полком вермахта. Результат для гитлеровского командования был ошеломляющим. Пограничники наголову разгромили элитную вражескую часть. На поле боя противник оставил до 900 трупов, большое количество оружия и техники, у немцев были захвачены все штабные документы, а командир полка СС сгорел в подожженном доме. В октябре 1941 г. в Харькове отряд был переформирован в 18 пограничный полк НКВД и продолжил выполнять задачи по охране фронтовых коммуникаций Юго-Западного фронта. В январе 1942 г. 18-й пограничный полк НКВД был передислоцирован в Орловскую область для охраны тыла 3 армии Брянского фронта При выполнении этой задачи в течение года пограничниками было задержано 37 агентов разведки противника. 8 бандитов и 209 ставленников врага… … Во второй половине 1943 г. полк выполнял задачи по охране тыла наступающих частей Брянского фронта. За этот период пограничники разоблачили и обезвредили 104 вражеских агента, 178 полицейских, 213 ставленников врага. Всего было задержано около 7000 враждебных элементов. Снайперы уничтожили 1353 гитлеровских солдат и офицеров. Следуя за войсками Брянского фронта, полк участвовал в освобождении Польши. Только в Польше с 1 июля по 31 декабря 1945 г. личным составом 18 погранполка НКВД было ликвидировано 22 банды и обезврежено более 800 бандитов.» С 1943 года дедушка продолжил службу в подразделении Смерш по пограничным войскам. Одним из моих любимых фильмов о войне является «В августе 44-го». Всегда, просматривая его, я представляю на месте главных героев моего деда, и каждый раз понимаю, насколько трудна и важна была служба военных контрразведчиков. Для Красной Армии пришла долгожданная Победа, но для чекистов на Украине война не закончилась, она продолжалась еще много лет. Настал черед усиления борьбы с националистическим подпольем. 18-й пограничный полк «передислоцировали в г. Самбор Дрогобычской области Украины для ликвидации бандеровских формирований. За год пребывания части на территории Западной Украины бойцами было уничтожено более 300 и захвачено в плен 1090 бандитов. В схватке с бандеровцами геройски погибли ефрейтор Василий Белименко, рядовые Алексей Рублев и Василий Лыков.» После войны лейтенант Курдиков А.А. переводится на службу в территориальные органы госбезопасности. В 1947 году он проходит службу в Управлении Министерства государственной безопасности Украинской ССР по Черниговской области. На этот период приходились частые командировки на Западную Украину для борьбы с формированиями УПА. Но украинские националисты терроризировали людей не только на западе республики, они приезжали и в центральную и восточную части Украины, где они действовали совместно с бывшими служащими немецкой полиции, организовавшимися в довольно крупные банды. Все они занимались грабежами и убийствами граждан, офицеров, советских и партийных работников, в том числе и в Черниговской области. История сохранила один из эпизодов, в котором отмечается участие Александра Андреевича в ликвидации бандитских формирований. В Куликовском и Носовском районах Черниговской области особенно вызывающе «работала» банда Кузнецова. Один из руководителей органов госбезопасности И.А.Егоров вспоминал: «Бандиты прибыли из Каменец-Подольской области, где они длительное время скрывались в одном из совхозов под вымышленными фамилиями. В результате произведенной проверки было установлено, что Кузнецов во время немецкой оккупации служил у оккупантов старшим полицейским Носовского района и принимал активное участие в карательных экспедициях района против советских партизан, а его сожительница Маруся в это время служила у немецкого коменданта переводчицей и принимала участие в расстрелах патриотов. Кузнецов и его банда, состоявшая из нескольких десятков головорезов, изменников и предателей Родины, скрываясь в лесах и болотах, продолжала совершать преступные действия, несмотря на предпринятые меры по ее ликвидации» Все силы были брошены на уничтожение этой группировки. Продолжает И.А.Егоров: «Я выехал к месту происшествия. Оперативная группа МВД, находившаяся в это время в районном центре, выехала в село Шиптиловку и по селу организовала обыск и задержание бандитов. Бандиты, бежав в лес, рассыпались там по разным направлениям, однако значительная часть была задержана, несколько бандитов убито. Среди задержанных и убитых главаря и его сожительницы не оказалось» Поиски продолжались месяц, когда поступило сообщение, что сожительница Кузнецова Маруся скрывается в селе Мрин Носовского района на чердаке дома гражданки «Н». К ней приходит Кузнецов в сопровождении двух-трех охранников. «Было решено, – пишет Егоров, – поговорить с гражданкой «Н» и воспользоваться ее помощью. Был разработан и утвержден руководством хорошо продуманный план операции. План предусматривал задержание бандитов непосредственно в доме гражданки «Н» в то время, когда они будут подниматься на чердак к Марусе. В доме «Н» организовали засаду во главе с лейтенантом Курдиковым. Открыв дверь и пропустив главаря банды Кузнецова в сени, хозяйка несколько задержалась у двери, а в это время лейтенант Курдиков, выйдя из своего укрытия, нанес бандиту удар каталкой по голове. Бандит вскрикнул и тут же опустился на землю. Находящиеся с наружной стороны дома в засаде младший лейтенант Бондарев и уполномоченный участковый милиции Ивашкин схватили других двух бандитов, прибывших с Кузнецовым в качестве личной охраны. Хотя вся эта операция прошла бесшумно, однако посторонний шорох насторожил Марусю. Она стала проявлять беспокойство и условным сигналом потребовала хозяина к себе. Зная о том, что Маруся имеет оружие, которое, не задумываясь, может применить, совместно с хозяйкой на чердак проник лейтенант Курдиков. Он обезоружил Марусю и предупредил ее самоубийство, которое она пыталась совершить при помощи быстродействующего яда. Удар главаря банды по голове только оглушил его. Он был в состоянии на следствии давать показания о своей преступной деятельности и деятельности своих сообщников». Служил после войны наш героический дед еще около 10 лет, и в 1950-х годах уволился в воинском звании «капитан». Жил в городе Чернигов, мы в детстве гостили у него, но мой совсем небольшой возраст не позволял разузнать у него больше подробностей о войне, о службе.
А в 1993 году это стало не возможно, так как Александра Андреевича не стало… Такие вот две разные и в то же время схожие офицерские судьбы.
Каждый из них ковал Победу по-своему, но цель у обоих была одна, как и у всех, и они самоотверженно ее приближали, во имя всех нас, своих потомков.
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: