Лента новостей
0

Почему подорожал бензин?

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.05.2015 23:29 Zakon.kz
Главный научный сотрудник Института экономики министерства образования и науки РК Олег Егоров прокомментировал ситуацию.
-26 мая 2015 года на сайте министерства энергетики Республики Казахстан был опубликован приказ «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен», где обозначена новая цена Аи-92/93 – 108 тенге за литр. Главный научный сотрудник Института экономики министерства образования и науки РК Олег Егоров прокомментировал ситуацию.

– Олег Иванович, на фоне снижения мировых цен на нефть и снижения курса российского рубля Минэнерго в конце прошлого и начале текущего года несколько раз снижало предельные цены на регулируемые виды ГСМ. Какие были основания к подорожанию самой ходовой марки бензина?

– Может быть, мое мнение отличается от мнения других экспертов. То снижение цены, которое было со 128 тенге за литр до 99 тенге, было связано с тем, что росло недовольство населения по поводу постоянного повышения на самую ходовую марку бензина – АИ-92. Думаю, к этому прислушались. Чтобы смягчить ситуацию, складывающуюся в стране, дважды опускали предельные цены. На это повлияло и то, что если раньше российский бензин был дороже нашего, то потом оказался дешевле. Поскольку в России было некоторое затоваривание, наш рынок топлива испытывал давление. Именно поэтому пришлось пойти на такую меру и еще раз снизить цену бензина. Сейчас ситуация изменилась. Уже есть прогнозы относительно ВВП и экономики в Казахстане. Ведь колебание цены на нефть на внешнем рынке тоже влияет на поступления средств в госбюджет. И, думаю, нужно какое-то подспорье на второе полугодие. И этим подспорьем притока средств в бюджет станет повышение цены на бензин.

– Насколько известно, мы сильно зависим от импорта российского топлива. Какова сейчас разница розничной цены у нас и у них?

– В марте-апреле отпускная цена российского бензина «на пистолете» была ниже, чем наша. Сейчас, возможно, выровнялась за счет роста курса рубля. Но надо понимать, что в цене «сидит» еще и логистика. Оптовую цену выяснить сложно, поскольку трудно понять, почем «КазМунайГаз» покупает топливо в России и на наших заводах. Есть договор с Россией о гарантированных поставках. До 20 апреля действовал мораторий на ввоз бензина железнодорожными цистернами, и продлен запрет на ввоз дизельного топлива. Но у нас все это время не было проблем с бензином и дизтопливом.

– Можно ли дать прогноз до конца года по цене?

– Потребности и их покрытие останутся на прежнем уровне. На наших заводах увеличения производительности не будет. Более того, может быть, даже будет снижение, так как добыча нефти у нас понемногу снижается по ряду причин. Вследствие этого поступление сырья на заводы тоже снизится. Но есть договор с Россией о поставке в год 1,1 млн тонн бензина и 400 с небольшим тыс. тонн дизтоплива. Это покроет наши потребности. Мы вырабатываем около 2,8 млн тонн автобензина, значит, российские поставки составляют около 40% нашего рынка. По дизтопливу – 18-20%.

Последняя цена, установленная на АИ-92 и на дизтопливо, была 99 тенге. Но можно было видеть, что на заправках продавали еще дешевле – по 94-96 тенге. Скорее всего, это следствие затоваривания. Поэтому АЗС должны были пойти на эти меры. И это было даже в тот период, когда был останов на плановый ремонт Шымкентского НПЗ. Отмечу, что в новых условиях может предполагаться снижение цены на элитный бензин АИ-95, а это влияет на стоимость Аи-92/93. То есть, эта мера – компенсационная. Что касается дизельного топлива, то цена останется на прежнем уровне: объемы его производства выше, чем бензина.

– Вы говорили о снижении добычи. Каковы причины?

– Одна из них – приостановление работы Кашагана. Мы рассчитывали на то, что сразу пойдет большой поток нефти. Но помимо этого есть еще факторы. Так, «Тенгизшевройл» должен был запустить программу по расширению добычи. Но она была приостановлена в связи с санкциями против России. Есть головная компания – американская «Шеврон», придерживающаяся этих санкций: компания не может вкладываться в развитие на Тенгизе и Королевском месторождении. Добычи или останутся на прежнем уровне (около 25 млн тонн) или даже снизятся. То же самое и по Карачаганаку. То есть, Казахстан оказался жертвой чужих игр.

Еще один фактор связан с объявленным недавно слиянием «Шелл» (Royal Dutch Shell Plc) и «Бритиш Гэз» (BG Group Plc) на Карачаганаке. Этот процесс повлек за собой некоторые заминки. Освободившийся пакет акций или будет куплен одной из компаний, входящей в консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V. (Это совместное предприятие BG Group (29,25%), Eni (29,25%), Chevron (18%), «Лукойл» (13,5%) и АО «НК «КазМунайГаз» (10%) – Ред.), или будет предоставлена возможность выкупа Казахстану. Эта процедура накладывает отпечаток и на производственную деятельность. Там тоже, возможно, будет снижение текущей добычи. В том числе и в связи с тем, что нужно будет перераспределять ресурсы на приобретение доли. Если Казахстан захочет выкупить пакет «Бритиш Гэз», нужно будет изыскать миллиарды долларов. Возможно, Казахстан, если не полностью, то частично выкупит этот пакет для того, чтобы увеличить свою долю участия.
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: