Лента новостей
0

Бахтияр Кожатаев: "Джиро д’Италия" научила меня не сдаваться до самого конца

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 01.06.2016 16:32 Zakon.kz
Победой казахстанской велокоманды «Астана» завершился итальянский Гран-тур «Джиро д’Италия-2016».
Позади тысячи тяжёлых километров, переживания и незабываемые эмоции, подаренные участниками велогонки всем любителям велоспорта. Для 24-летнего казахстанского велосипедиста Бахтияра Кожатаева «Джиро д’Италия-2016» — дебют на таком высоком уровне. Бахтияр Кожатаев делится своими впечатлениями о «Джиро д’Италия», и рассказывает, какой опыт получил на трёхнедельном марафоне первой в карьере супермногодневки, пишет velolive.com.

— Первый Гран-тур для Бахтияра Кожатаева прошёл более чем удачно, примите наши искренние поздравления.
— Спасибо за поздравления. Очень приятно, что люди оценили всю нашу команду — не только победу Винченцо Нибали, а работу всех — гонщиков, персонала. Это командная победа. Ещё раз спасибо вам.

— Велогонка закончилась, уже немного пришли в себя после трёхнедельной тяжёлой работы?
— Да, гонка закончилась, но мне сейчас наоборот, тяжелее стало. В гонке держишься, а сейчас расслабился. Даже поспать нормально не могу.

— Расскажите с какими мыслями вышли на старт. Нервничали?
— Атмосфера в Нидерландах была особенной. На прологе, когда я вышел на старт, ничего не слышал по радио из-за приветствий и криков болельщиков. Впервые у меня были такие эмоции, впервые ощущал такую атмосферу на гонке. А потом, когда вернулись в Италию, началась настоящая гонка. Прошла эйфория — пошли этапы с целями, задачами.

— Чем запомнились этапы в Нидерландах?
— Ничего тяжёлого, но первые дни гонки очень нервные, потому что нет конкретного лидера, никто не берёт на себя ответственность в гонке. Нидерланды — это ветра, всё время была опасность, надо было быть начеку. Страха за себя не было, только беспокойство за лидера, чтобы не потерять гонку. И был азарт.

— Когда наступил переломный момент в ходе гонке для «Астаны»?
— В конце второй недели произошёл переломный момент в худшую сторону. Потому что всё шло идеально для нас, но на горном этапе и в разделке в гору капитан чуть-чуть сдал позиции. Но команда до последнего верила. Не было давления в команде, не было давления на лидера. Каждый не хотел проигрывать, потеря времени по чуть-чуть, но с трудом верилось, что сможем выиграть. Было отставание в 4 минуты. Мы понимали, что это велоспорт, всякое может случиться. Он проиграл больше из-за поломки. Но сдаваться нельзя. Велоспорт такой — день кому-то везёт, день не везёт.

Мы понимали, что впереди есть два горных этапа, где можно отыграть. Мы пошли не от защиты, а атаковали. И эта тактика сработала. Мы выиграли этап, немного ушло напряжение, потому что этап — тоже важно. Думаю, морально Винченцо выиграл эту гонку. И команде эта победа на этапе дала силу. Последний этап мы провели на ура. И сейчас я понимаю, что сдаваться нельзя до последнего. Команда не сдавалась, боролась, заслужила победу. Это хороший урок для меня как для молодого гонщика. Менее опытный гонщик бы смирился с проигрышем, но Винченцо собрался. Это историческая победа и для него самого. Тем более, отыграть такое отставание, это будет вписано в историю велоспорта.

— Самый трудный для вас этап на «Джиро д’Италия-2016», чисто физически?
— Этап перед горной разделкой с четырьмя или пятью подъёмами (14 этап). Он дался мне тяжело физически, я терпел до последнего, помогал команде, но финальные 40-50 км просто продавливал педали, просто доезжал. Плохие мысли нельзя допускать, я знал, что сзади едут гонщики, которым ещё тяжелее, и они доезжают. Бывает на гонках думаешь, что всё... но здесь таких мыслей не было.

— А с психологической точки зрения, когда было труднее всего?
— Наверное, предпоследний этап — короткий, но очень суровый. И зная, что это последний решающий этап, и тебе надо ехать, зная, что уже 19 этапов пройдено, нет сил. Едешь и думаешь, что нельзя сдаваться, что осталось один день доехать — и закончил «Джиро д’Италия». Сейчас я вспоминаю со смехом, но тогда говорил себе всё время, что надо доехать, нельзя сойти ни в коем случае.

— Труднее нестись по равнине со старта со скоростью за 50 км/ч, или взбираться на перевал-двухтысячник?
— Конечно, взбираться на перевал, хотя трудно и там, и там. Но на равнине можно просто сидеть в группе и скрываться от ветра. А в горе все идут на том, что есть в ногах, сами за себя.

— На спуске с Аньелло было ли у вас падение? По RAI проскакивала информация.
— Было падение, верно. Я сильно рисковал на спуске, хотел вернуться к Нибали, помочь ему, нёсся сломя голову, но в один поворот не вошёл. Это было в 500 метрах от того места, где упал Ильнур Закарин. К счастью, на такой скорости я обошёлся всего двумя царапинами, сильнее пострадал мой велосипед. А я больше испугался, посмотрел, и подумал, что родился в рубашке.

— Видели, как доставали Ильнура Закарина с обочины?
— Я проезжал это место на скорости 50 км/ч, и видел, что он лежал очень далеко от дороги и от велосипеда. Ужасно было. После гонки я был рад, когда узнал, что всё более-менее обошлось.

— Когда падает гонщик другой команды, вас оповещают об этом?
— Во время гонки говорили, что упал Ильнур Закарин, и на последнем этапе говорили по радио, что упал Эстебан Чавес, Ригоберто Уран.

— А если падает знакомый гонщик, не пугает это?
— Я должен воспринимать это как особенность опасного вида спорта. Хотелось бы, чтобы все избежали падений, особенно серьёзных. Каждому гонщику желаю, чтобы не было ничего такого.

— Вы хорошо проходите спуски?
— Спуски я сейчас хорошо прохожу. Но года два назад у меня была пара падений на спусках, и я блокировался. А сейчас спускаюсь уверенно, неплохо, и в дождь комфортно чувствую. Страха нет.

— На спуске до какой скорости разгонялись?
— Не могу точно сказать, не смотрел, но на прямых участках 90-100 км/ч точно было.

— Не секрет, что на спусках можно отыграть то, что проиграл на подъёме.
— Да, на спусках можно отыграть многое. Есть гонщики, которые очень боятся, у них в голове заблокировано, они не могут раскрепоститься.

— На Колле д’Аньелло из отрыва вы выпали и ждали Нибали, а потом тащили, это был заранее разработанный план, что именно на подъеме тащить, а не ждать на спуске?
— Был план на 19-й этап — выиграть этап. Мы знали, что если у Нибали пойдёт нога, то кто-то остановится и будет ждать его. Тогда в отрыв попал я и Микеле Скарпони. Но, если честно, в гору я не ждал его, ехал своим темпом. Получилось так, что он догнал меня на последнем километре подъёма. Я подумал, что едет большая группа человек 15-20, но, когда оглянулся и увидел, что едут трое и нет Вальверде, я посадил его на колесо и выдал свой максимум на 500-600 метрах. Отдал всё, что смог. А потом Скарпони передали по радио остановиться и подождать. Он пожертвовал собой ради капитана. Победа была бы для него тоже престижна. Но он остановился ради капитана, потому что команда была уверена в капитане. Винченцо Нибали понимает, что это командная работа. Он благодарил нас, мы рады за него, он — за нас.

— Было видно, что Винченцо Нибали искренне благодарил команду.
— Такой момент — даже когда в гонке у него всё шло плохо, он от себя лично делал подарки нам. Те же самые телефоны, которые он выигрывал, он каждый день раздавал каждому гонщику. (Примечание VeloLIVE.com: Винченцо Нибали практически всю «Джиро д’Италия» проехал с зелёным номером — «Медиа-лидер социальных сетей».) Это говорит о многом. Особенно мне, как молодому гонщику, приятно получать подарки от такого гранда, меня это мотивировало. Очень приятно помогать гонщику, который тебя ценит. Не только я, как молодой, каждый гонщик команды ценил благодарность.

— На спуске с Аньелло и Коль де ла Бонетт каким образом утеплялись? «Гадзеттой делло спорт»?
— Я не смотрел, какая там газета, точно не розовая (Смеётся). Я хорошо переношу холод. никогда не утеплялся ветровками. На первом этапе в дождь один раз Андрей Зейц выручил меня. Это была середина гонки, мы ехали в гору, а он мне говорит: «Где твоя ветровка?» — «Да зачем она мне нужна, я так спущусь».

У него было две ветровки, он мне дал свою, я думаю, ну ладно, возьму, и как раз пошёл дождь на спуске. Стало очень холодно, и потом я благодарил его за ветровку. Мы потом смеялись, вспоминая, как я не хотел брать ветровку.

А так на высоте хоть и снег, но не замерзаю на спуске. Да, газету под майку, и мне не холодно.

В холод чувствую себя более комфортно. Даже когда мы поднимались на гору, где я упал потом на спуске, там ехали на высоте больше 2 000 метров, но я был в расстёгнутой майке. Мне было жарко. С холодом у меня проблем нет.

— На каких «дровишках» ездит Бахтияр Кожатаев — бешбармак, рис, паста?
— Паста, рис. Бешбармака не было. Приготовлено всегда по-разному — паста под разными соусами, у нас повар старается, поэтому за время гонки паста мне не надоела. Ризотто делает.

— Повар даёт возможность кушать казахские блюда.
— На гонке — нет. Не думаю, что он умеет их готовить. Я и сам не умею их готовить.

— Читаете после гонки велосипедные сайты и комментарии болельщиков?
— Да, читаю. Реакция людей разная. Я понимаю. Всегда захожу на «Велолайв». Плохо владею английским, поэтому на вашем сайте всё читаю — очень оперативно, сразу появляются результаты и комментарии гонщиков после этапов. Читаю и комментарии. Захожу и на «Астанафанс». Там информация задерживается, но читаю. Слежу за нашими сайтами.

— Что бы вы хотели сказать болельщикам?
— Спасибо за поддержку и за критику. Есть такие болельщики, которые разбираются в спорте. После гонки видел свою фамилию, что отмечали команду. Критика тоже нам помогла. Я отношусь хорошо, адекватно. Не сужу людей.

Только было неприятно читать комментарии, когда горную разделку выиграл Александр Фолифоров. Он мой друг. Я был удивлён, что он выиграл, но я знаю, как он едет разделки. Мне не понравилось, что российские же болельщики пишут, «когда же его заловят». Это меня больше всего задело. Я — гонщик другой команды, соперник, подъезжаю к нему и поздравляю его, а его соотечественники такое пишут. Ведь в истории редки случаи , когда выигрывают наши земляки. Наоборот, его победа показывает, что велоспорт становится чище, молодой парень выигрывает у грандов. Это доказывает, что можно выигрывать... этот момент мне очень не понравился. А критика, это нормально.

— Когда команда стояла на подиуме «Джиро д’Италия», на награждении за победу в командном зачёте, вам не тот гимн включили.
— Да, мне было не очень приятно, понял, что гимн старый включили. Такое не только в велоспорте. Это огорчает, потому что для меня гордость — спеть гимн. А тут...

— Вы знаете гимн наизусть?
— Знаю. В школе учили, я запомнил.

— Закончилась «Джиро д’Италия». Начался праздник. Как отметили?
— Приехали спонсоры, жёны. Приехала моя девушка. В Турине у меня было три главных эмоции — что я доезжаю свой первый Гран-тур, на своём же первом Гран-туре с победой в генеральной и командной классификации, и что меня ждёт любимая девушка. Колоссальные эмоции.
А отметили — в кругу близких, с менеджерами и персоналом.

— А «розовая майка» у вас будет?
— Будет, думаю, наша команда сделает, и каждому гонщику дадут розовую майку на память. Повешу дома, что я был на этой «Джиро д’Италия», что считаюсь победителем. Могу с гордостью сказать, что я был на этой гонке. Не скажу, что внёс грандиозный вклад — нет. Но где мог, там помог. Я не ехал там лишь бы ехать и только ради себя. Сделал свою работу — возить фляжки, чуть-чуть вывезти вперёд. Я доволен, и команда мной довольна.

— Андрей Зейц делил с вами комнату на протяжении всей «Джиро д’Италия»?
— Да, почти месяц. Намного приятнее жить с соотечественником, тем более, с опытным гонщиком.

— Итальянский язык вы понимаете постольку-поскольку, не очень хорошо им владеете. Но надо ведь участвовать в обсуждениях, получать указания. Не чувствуете дискомфорт?
— Никакого дискомфорта. Я хорошо понимаю, может, не всё, но там уже сам додумываю. Мне всё понятно — задание перед гонкой, и когда по радио говорят задание в гонке. И даже сидя на ужине, когда обсуждаем гонки, всё понимаю.

— На асфальте болельщики любят писать имена гонщиков, когда появится имя «Баха»?
— Не знаю, возможно, когда-нибудь увижу. Возможно, для европейцев проблематично выговорить имя — фамилию. Приятно было видеть на «Джиро д’Италия» слово «алга». Потому что поддерживали Ильнура Закарина, он татарин. Первый раз увидел слово — удивился, обрадовался, наше, знакомое. Приятно видеть было болельщиков с казахстанскими флагами, особенно на последних этапах. Возможно, когда-нибудь Гран-туры придут в Казахстан, в СНГ.

Марина Мизурова

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: