При отчуждении земельных участков

 

А. Смаилов,

судья СМЭС г. Астаны

 

Анализ рассмотренных гражданских дел по принудительному изъятию земельных участков для государственных нужд показывает, что количество обращений в суд об изъятии земельных участков для государственных нужд с выплатой компенсации имеет тенденцию к значительному росту.

В частности, за 2014 год в СМЭС г. Астаны поступило 24 заявления, в 2015 году - 79, за первый квартал 2016 года - 11 заявлений.

В 2014 году из принятых исковых заявлений рассмотрено с вынесением решения 18 гражданских дел, прекращено два, оставлено без рассмотрения четыре. В 2015 году рассмотрено с вынесением решения 34 гражданских дела, оставлено без рассмотрения 35. В первом квартале 2016 года из принятых исковых заявлений рассмотрено с вынесением решения десять гражданских дел.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствуются Конституцией РК, нормативным постановлением Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд», Законом РК «О государственном имуществе», Гражданским, Гражданским процессуальным кодексами РК, иными законодательными актами, регулирующими право на жилище.

Акимат г. Астаны в лице ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны» обратился в суд с исковыми требованиями к ТОО «DiCOLDi Partners» о принудительном отчуждении земельного участка, расположенного по адресу: г. Астана, с/т «Снабженец», участок № 98, кадастровый номер 21-318-093-477, площадью 0,0600 га, с выплатой компенсации 1 980 000 тенге, мотивируя свои требования тем, что согласно постановлению акимата г. Астаны № 197-1065 земельные участки общей площадью 1,8942 га, расположенные по ул. Ж. Нәжімеденова, на участке от проспекта Тәуелсіздік до улицы № А571 подлежат принудительному отчуждению для государственных нужд. В границах изымаемых земельных участков подлежит изъятию земельный участок, принадлежащий ответчику на основании договора купли-продажи от 14 мая 2013 г.

Исковые требования акимата г. Астаны к ТОО «DiCOLDi Partners» о принудительном отчуждении земельного участка с выплатой компенсации 1 980 000 тенге судом удовлетворены.

Из представленных суду документов следовало, что ответчик являлся собственником указанного земельного участка, у последнего имелись надлежаще оформленные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Уполномоченным органом в лице акимата г. Астана произведено принудительное отчуждение указанного земельного участка, о чем было вынесено соответствующее постановление. Судом установлено, что изъятие земельных участков производилось для государственных нужд, строительство объектов коммерческого назначения на изымаемых земельных участках не предполагается. Однако с собственником в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере компенсации за отчуждаемый земельный участок, в связи с чем местным исполнительным органом в соответствии со ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе», ст. 88 Земельного кодекса РК правомерно предъявлен настоящий иск о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд, и вопрос о сумме компенсации поставлен на разрешение суда.

Суд счел, что исковые требования акимата г. Астаны о принудительном отчуждении указанного земельного участка являлись обоснованными и подлежали удовлетворению.

Обсуждая исковые требования истца о выплате ответчику денежной компенсации в связи с изъятием земельного участка для госнужд, суд посчитал, что в данном случае подлежали применению нормы Закона РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года, поскольку постановление о принудительном отчуждении земельного участка вынесено в 2015 году.

Согласно п. 2 ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе» стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке, определяется в размере стоимости земельного участка, указанной в гражданско-правовом договоре, но не превышающей рыночную стоимость. В случае если в гражданско-правовом договоре цена на земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости; согласно п. 3 ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе» стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночную стоимость. Рыночная стоимость недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка, определяется независимым оценщиком в соответствии со ст. 208 Закона РК «О государственном имуществе» на момент получения собственником уведомления о предстоящем принудительном отчуждении земельного участка для госнужд.

В соответствии с требованиями п. 13 нормативного постановления Верховного Суда РК от 25 декабря 2006 года № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд» судами при разрешении споров об определении размера денежной компенсации решаются все вопросы возмещения собственнику убытков, причиненных прекращением права собственности в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд, при этом имущество оценивается, исходя из его рыночной цены.

Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований о принудительном отчуждении земельного участка с выплатой компенсации в размере, указанном в гражданско-правовом договоре, но не превышающем рыночную стоимость.

При изучении практики по определению убытков, причиняемых собственнику изымаемого земельного участка или землепользователю, установлено, что имеет место тенденция отказа судом в удовлетворении требований о выплате убытков, которые возникнут и возникли вследствие изъятия земельного участка, поскольку расчеты этих убытков являются вероятными и предполагаемыми, которые фактически на момент рассмотрения дела ответчиками не были понесены и доказательств их причинения в соответствии со ст.ст. 72, 73 ГПК РК, предоставлено не было.

Обобщение показало, что судом в основном правильно применяется земельное законодательство при отчуждении земельных участков для государственных нужд и определяется размер подлежащей выплате ответчику денежной компенсации за изымаемый земельный участок.

 

 

9 августа 2016, 09:28
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код