В помощь следователю и адвокату

 

М. Пакирдинов,

судья в отставке,

государственный советник

юстиции 3 класса

 

Необходимость принятия того или иного закона диктуется обществом и в определенные разумные сроки реализуется государством. Но происходит так не всегда. К сожалению, процесс разработки и принятия законопроекта о частной детективной деятельности в Казахстане принял характер долгостроя.

И здесь я не стал бы обвинять разработчика законопроекта Министерство юстиции республики, которому эта работа была поручена Правительством еще в мае 2012 года. На мой взгляд, целесообразнее было бы поручить выполнение задания Президента страны профильному министерству: Министерству внутренних дел. Кому как не МВД, ежедневно занимающемуся оперативно-розыскной деятельностью, не знать, как на практике должна вестись детективная работа. Могут возразить, что это Министерство обладает государственной монополией на эту работу и не заинтересовано в функционировании частной детективной деятельности. Уверен, и в самом ведомстве, и у его руководства преобладает государственный подход к разрешению данного вопроса. Жизнь давно показала, что в условиях рыночной экономики в государстве должна активно действовать конкурентная среда, которая будет приносить пользу гражданам. За примерами далеко ходить не надо, в стране давно и успешно работают частные нотариусы, частные адвокаты, частные судебные исполнители.

Если говорить по существу законопроекта, то разработчик ограничил сферу применения закона только гражданским судопроизводством. В ст. 16 запрещается частному детективу оказывать детективные услуги по делам, связанным с преступлениями или административными правонарушениями. Между тем, очевиден тот факт, что права и законные интересы гражданина зачастую нарушаются в сфере уголовного, административного, брачно-семейного, налогового, земельного и других видов законодательства. Почему сегодня гражданин лишен права защищать свои нарушенные права за свои же деньги посредством обращения к частному детективу? Ответа на этот вопрос законопроект не дает. Здесь он вступает в противоречие с основным законом страны - Конституцией Казахстана, провозглашающей главным приоритетом защиту законных прав и интересов ее граждан. Ст. 13 Конституции РК предоставляет каждому гражданину право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами. О необходимости введения в республике Закона о частной детективной деятельности Глава государства Н. Назарбаев заявил впервые на совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов 17 августа 2010 года. Президент страны в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» дал задание о закреплении института частной детективной деятельности на законодательной основе. Уже в августе 2012 года первый вариант законопроекта был презентован Минюстом перед депутатами Мажилиса, Конституционным Советом, Генпрокуратурой, МВД, другими ведомствами и юридической общественностью и вызвал немало возражений. Следующим этапом явилось направление законопроекта в Мажилис в мае 2013 года. Наконец, в мае 2015 года документ был одобрен депутатами в первом чтении. Само обсуждение проекта закона сопровождалось критикой его положений юристами-практиками, представителями НПО и самими депутатами. Так, бывший Министр внутренних дел и председатель КНБ генерал Б. Баекенов резонно отметил несовершенство проекта ввиду ограниченности его сферой гражданско-правового применения. Ряд депутатов Мажилиса Н. Жазылбеков, А. Соловьева, Р. Мукашев и другие высказали сомнения в обоснованности законопроекта в части ограничений полномочий детективов и выступили за их расширение. В марте 2016 года был избран новый состав Мажилиса, который еще не приступал к обсуждению законопроекта о частной детективной деятельности. Сложилась известная ситуация: иных уж нет, а те далече...

Считаю возможным снизить возрастной порог для занятия частной детективной деятельностью до 25 лет (в проекте - 35 лет) и, соответственно, необходимый стаж работы в правоохранительных и специальных госорганах - до трех лет (в проекте - 15 лет). Здесь нельзя не вспомнить, что для занятия кресла депутата Мажилиса и Министра Правительства достаточно иметь тот же 25-летний возраст. Думается, конкурентная среда будет способствовать успешной деятельности 25-летних детективов. В то же время никто не мешает гражданину нанять детектива более возрастного и с большим стажем работы. К слову, в России необходимый возраст детектива составляет 21 год, а стаж - три года.

Также необходимо значительно расширить перечень детективных мероприятий, которые позволят реально защитить нарушенные права гражданина и юридического лица. В законопроекте предусмотрены только два вида действий: беседа детектива и запрос документов у физических и юридических лиц, что само по себе недостаточно. Опасения о нарушениях законности детективом должны быть сняты объективным прокурорским надзором и действенным контролем уполномоченного органа.

На мой взгляд, необходимо предоставить право занятия частной детективной деятельностью лицу, имеющему как высшее юридическое, так и специальное среднее юридическое образование (колледжи, техникумы). Всем известно, что сегодня в правоохранительных и специальных госорганах успешно работает большой отряд оперативных работников, окончивших юридические техникумы и колледжи. Думается, для проведения беседы и составления запроса документов, наличие высшего юридического образования не обязательно.

Авторами законопроекта предусмотрены 16 запретов и ограничений для отечественных сыскарей, обоснованность некоторых из них вызывает серьезные сомнения. Например, запрещено применять оружие и физическую силу. То есть, детектив не вправе выполнять свой гражданский долг по пресечению преступления. Ношение оружия, исключительно по разрешению уполномоченного органа, и обоснованное применение его позволило бы детективу защитить нарушенные права потерпевших и соблюсти конкуренцию со стороны действующих полицейских. Ему же воспрещается осуществлять видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку. Но почему бы не разрешить детективу качественно выполнять свои профессиональные обязанности с санкции или иного письменного согласия прокуратуры.

Мы сильно опаздываем с принятием закона, что наносит вред гражданам, бизнесу. Определенные надежды возлагают на него и члены адвокатского сообщества, полагая, что детективы смогут восполнить пробелы в деятельности органов полиции. Принятие закона в нынешнем варианте может нанести урон авторитету Правительства и парламента как высших исполнительных и законодательных органов, участвующих в подготовке и принятии законов республики. В России закон о частной детективной и охранной деятельности принят еще в 1992 году и успешно применяется с внесением дополнительных поправок. В Казахстане частная сыскная деятельность фактически находится на нелегальном положении, что не отвечает интересам государства и закона, а потому играет на руку преступному сообществу.

 

 

 

9 августа 2016, 10:04
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код