Ответ на депутатский запрос Министра здравоохранения и социального развития РК от 19 мая 2016 года № 05-1-29/47-Д

 

Депутатам фракции ДПК «Ак жол»

М.А. Казбекова

А. Перуашев

Е. Никитинская

Е. Барлыбаев

К. Абсатиров

Д. Еспаева

Б.Дуйсенбинов

 

Уважаемые депутаты!

 

Приложение

В соответствии со статьей 156 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс) и постановления Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2295 «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам» граждане Республики Казахстан имеют право на иммунизацию.

Согласно имеющихся литературных, научных и исследовательских данных вакцинация не может являться причиной приобретения инвалидности.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), после введения коревой вакцины возможна реакция в виде энцефалита, которая регистрируется в менее чем 1 случае на 1 миллион человек вакцинированных, тогда как при заболевании корью в 38 случаях из 100 (38%) развиваются поражения легких и в 10 случаях из 100 (10%) заболевшие умирают.

На введение прививок могут возникать ожидаемые и аллергические реакции. Обычные (ожидаемые) реакции проявляются в виде повышения температуры тела, слабости и недомогания.

Индивидуальная реакция на прививку является наиболее частой причиной поствакцинальных реакций, что связано с конституционными генетическими факторами, с понижением сопротивляемости вследствие предшествовавших заболеваний, нарушениями питания, с наличием специфической и неспецифической повышенной чувствительности к действию вакцин, а также первичных и вторичных иммунодефицитных состояний.

В большинстве случаев неблагоприятные проявления после иммунизации (далее - НППИ) это - интеркуррентные заболевания, т.е. когда происходит совпадение времени проведения вакцинации с возникновением какого - либо другого заболевания. Интеркуррентные инфекции могут возникать в любой день после введения вакцины в виде обострения латентно протекающих и хронических инфекций. Для подросткового возраста характерны психоэмоциональные состояния.

В 2015 году по республике было зарегистрировано 399 НППИ после введения вакцины против кори лицам в возрасте от 15 до 19 лет. Из них в 72,0 % НППИ были связаны с психоэмоциональным состоянием, данный диагноз подтверждается половозрастным составом - преобладание девочек в возрасте 16-18 лет, для которых характерна эмоциональная лабильность и поведенческие реакции подросткового периода.

В 23,3% неблагоприятные проявления выражались в виде интеркуррентных заболеваний, в 4,7 % - регистрировались ожидаемые и аллергические реакции.

Следует отметить, что благодаря проведенной дополнительной иммунизации против кори лицам в возрасте от 15-19 лет по итогам 1 квартала 2016 года отмечается снижение заболеваемости в 18,5 раза в сравнении с прошлым годом аналогичного периода.

 

1. Касательно ответственности за негативные последствия прививок сделанных детям без письменного согласия родителей

Согласно подпункта 1-1, статьи 156 Кодекса перед введением профилактической прививки медицинским работником производится осмотр прививаемого лица. Медицинский работник предоставляет ему либо его законному представителю полную и объективную информацию о профилактической прививке, возможных побочных эффектах, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях. В случае нарушения норм данной статьи ответственность несет медицинский работник, который осматривал ребенка и дал направление на проведение вакцинации.

 

2.Касательно ответственности РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств» МЗСР РК (далее - НЦЭЛС) в случае нанесения вреда здоровью детей некачественными препаратами.

Качеству вакцин предъявляются особые требования и они закупаются у завода - изготовителя вакцин, сертифицированных и рекомендованных ВОЗ, ЮНИСЕФ. В Республике Казахстан для иммунизации населения применяются вакцины, прошедшие процедуру государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Обязательным условием государственной регистрации является проведение экспертизы лекарственного средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники, по результатам которого определяется качество, эффективность и безопасность лекарственных средств. Только те вакцины, которые получили положительное заключение о безопасности, эффективности и качества могут быть зарегистрированы в Республике Казахстан и разрешены к медицинскому применению.

Ответственность за качественное проведение экспертизы при регистрации лекарственных средств, в том числе вакцин и других иммунобиологических препаратов относится к компетенции НЦЭЛС.

В течение срока действия регистрационного удостоверения завод-изготовитель несет ответственность за качество присутствующих на рынке Республики Казахстан зарегистрированных лекарственных средств, которые должны соответствовать образцам, представленным на государственную регистрацию, характеристикам, указанным в регистрационном досье, и сопровождаться документами, содержащими информацию для потребителя, утвержденными уполномоченным органом.

 

3.Касательно мер социально-медицинской поддержки детей, получивших инвалидность вследствие врачебной ошибки.

Дети инвалиды обеспечиваются медицинской помощью и лекарственными средствами в рамках гарантированного объема медицинской помощи. При этом, с 2012 года в целях поддержки социально-уязвимых слоев населения лекарственные средства, ранее отпускаемые с 50% оплатой, в настоящее время отпускаются полностью бесплатно.

Социально-ориентированная модель первичной медико-санитарной помощи позволила систематизировать мониторинг наблюдения, улучшить

доступность и своевременность оказания первичной медицинской помощи. Для постоянного патронажа и сестринского ухода на дому за лицами с

хроническими формами заболеваний, в т.ч. инвалидами выделены дополнительные штаты медицинских сестер, социальных работников, психологов. (В настоящее время укомплектованность соцработниками и психологами в РК составляет 90-100%).

В стране функционирует 35 реабилитационных центров для детей (МОН - 15, МЗСР - 20). Дети больные ДЦП не реже 1 раза в год получают реабилитационную помощь в 3-х центрах республиканского значения: Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак» (г. Алматы), Республиканский детский реабилитационный центр (г. Астаны) и филиал РДРЦ в Кызылординской области. Данные организации имеют современное оборудование и обученный, высококвалифицированный медицинский

персонал. Кроме того, реабилитация детям проводится практически во всех регионах страны: в отделениях (койки) восстановительного лечения, медицинской реабилитации многопрофильных больниц и в амбулаторно-поликлинических организациях.

Дети, признанные инвалидами в соответствии с действующим законодательством ежемесячно получают государственное социальное пособие по инвалидности.

В целях социальной поддержки семей с детьми-инвалидами в соответствии с действующим законодательством с 2010 года родителям, опекунам и усыновителям, воспитывающим ребенка-инвалида, до достижения им совершеннолетия, выплачивается пособие в размере 1,05 минимальной заработной платы (на 2016 год - 24 002 тенге).

Кроме того, согласно Закону Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право на возмещение затрат на обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых по решению местных представительных органов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» детям-инвалидам назначается специальное государственное пособие:

до шестнадцати лет - 0,96 МРП (на 2016 год - 2 037 тенге);

с шестнадцати до восемнадцати лет:

первой и второй групп - 1,49 МРП (на 2016 год - 3 161 тенге);

третьей группы - 0,64 МРП (на 2016 год - 1 358 тенге).

Также, для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дополнительно из средств местного бюджета выплачиваются адресная социальная помощь и жилищная помощь.

Наряду с социальной помощью и поддержкой действующее законодательство предоставляет руководителям местных представительных органов право принимать дополнительные меры социальной поддержки за счет средств местных бюджетов.

В целях создания равных возможностей наряду с другими детьми и преодоления трудной жизненной ситуации детям инвалидам оказываются специальные социальные услуги с учетом индивидуальных особенностей и требуемых условий специальные социальные услуги предоставляются в условиях стационара, полустационара, на дому:

-функционируют 2 медико-социальных учреждений стационарного типа для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата с охватом около 200 детей, 18 медико-социальных учреждений для детей с психоневрологическими патологиями, с охватом более 2 тыс. детей;

-в 50 организациях дневного пребывания с детьми проводится работа психологами, дефектологами, логопедами, инструкторами ЛФК, массажистами и т.д. Дети инвалиды, посещающие отделения получают поддержку по бытовому обслуживанию, медицинской реабилитации, содействие в оформлении полагающихся льгот и пособий, психологическую и педагогическую виды помощи. В данных центрах, услугами охвачено 1,7 тыс., в том числе детей-инвалидов;

-156 отделений социальной помощи на дому для детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями оказывают

социальные услуги ухода на дому. Данный вид услуг оказан более 17 тыс. человек, в том числе детям;

-12 реабилитационных центров системы социальной защиты населения оказывают специальные социальные услуги более 1,5 тыс. детям;

-специальные социальные услуги предоставляют 81 неправительственных организаций. Так, в 2015 году всего охваченных НПО получателей составило более 5 тыс. человек, в том числе детей.

Местными исполнительными органами за счет средств государственного заказа предоставляется санаторно-курортное лечение, специальные средства передвижения (кресло-коляски), технические вспомогательные (компенсаторные) средства(протезно-ортопедические, сурдо-тифлотехнические средства и обязательные гигиенические средства (мочеприемники, калоприемники, подгузники).

 

Депутатский запрос от 21 апреля 2016 года № ДЗ-14
«О рисках вакцинации, приводящей к инвалидности детей»

 

Оглашен 20.04.16 г.

Министру здравоохранения

и социального развития

Республики Казахстан

Дуйсеновой Т.Б.

Уважаемая Тамара Босымбековна!

Мониторинг, проведенный Добровольным Обществом «Милосердие», возглавляемым известным общественным деятелем Аружан Саин, показал удручающий рост детской инвалидности в Казахстане.

При этом каждый третий случай инвалидности детей возникает из-за врачебной ошибки, из которых - на родовые травмы приходятся 6,6% случаев, а в 3% случаев к инвалидности привели процедуры вакцинации.

Но претензии не всегда предъявляются к вакцинации, как таковой. По мнению Общества, которое мы, кстати, разделяем, инвалидность порой приобретается из-за прививок, сделанных без учета индивидуального состояния ребенка, что говорит о пробелах в работе медучреждений.

В настоящее время, на фоне широко обсуждаемого вопроса о введении обязательной вакцинации, необходимо прояснить связь между ростом количества детей-инвалидов и последствиями прививок.

Считаем возможным напомнить, что фракция «Ак жол» в течение 5 созыва Мажилиса неоднократно поднимала подобные вопросы. Нами приводились данные Управления контроля пищевых продуктов и лекарств США (FDA) о более 21 тысячи побочных реакций и 93 смертельных случаях, возникших в США, после вакцинации вируса папилломы в 2011 году.

Но пока две шестиклассницы из Майкаинской средней школы Павлодарской области не попали в реанимацию из-за аналогичных прививок, данная вакцинация носила обязательный характер. В 2012-2013 годах мы предлагали и предлагаем любую вакцинацию проводить с учетом индивидуальной переносимости препаратов детьми, исключительно в добровольном режиме и с обязательным уведомлением родителей под роспись о возможных негативных последствиях.

В своем ответе Ваше Министерство тогда обещало соблюдать эти подходы.

Но в феврале 2015г. после вакцинации от кори попали в больницу 18 студентов Темиртауского медицинского колледжа.

В Актау и поселке Бейнеубыло зафиксировано по шесть случаев госпитализации после аналогичной прививки.

15 подростков в похожей ситуации поступили в Мангистаускую областную больницу. По сообщениям Министерства национальной экономики, тогда иммунизация

была приостановлена и назначено расследование. Однако, в дальнейшем чиновниками утверждалось, что эти случаи не связаны с иммунизацией, а «объяснялись» индивидуальной чувствительностью подростков.

Но именно о таких рисках и предупреждали депутаты в предыдущий период, и их можно было исключить, предупредив родителей об имеющихся противопоказаниях вакцины против кори, что не было сделано вопреки заверениям на наши запросы.

Как показывает приведенный пример, право граждан на свободу осознанного решения о вакцинации своего ребенка или об отказе от таковой, с обязательным их уведомлением под роспись о возможных негативных последствиях - на практике постоянно нарушается.

При этом в недавнем разъяснении Минздрава, по официальным данным за последние 10 лет в нашей стране не зарегистрировано ни одного случая поствакцинальных реакций, приведших к инвалидности.

Приходится напомнить и о депутатском запросе фракции «Ак жол» от 11 ноября 2015 года, в котором мы поднимали проблемы недостоверности данных медицинской статистики.

«Манипулирование показателями системы здравоохранения лишает общество и госорганы возможности реально оценить угрозы и предпринять необходимые меры по обеспечению надлежащего качества жизни», - отмечалось в нашем запросе. Согласно ответу Правительства на него, Минздрав обязался привести свои данные медицинской статистики в соответствие с международными стандартами.

В связи с вышеизложенным, уважаемая Тамара Босымбековна, фракция ДПК «Ак жол» заявляет о недопустимости введения обязательной вакцинации детей без учета индивидуальных особенностей здоровья каждого ребенка и его переносимости вводимых препаратов.

Мы повторно настаиваем на обеспечении права родителей знать о рисках каждой вакцины и отказаться от ее введения в случае угрозы здоровью ребенка.

Тем более, что в ряде случаев мы указывали на применение в Казахстане препаратов, не прошедших полный цикл исследований их влияния на здоровье.

Кроме того, просим Вас дать ответ на следующие вопросы:

Кто несет ответственность за негативные последствия прививок, сделанных детям без письменного согласия родителей?

Какую ответственность несет АО «Национальный центр экспертизы лекарственных средств» в случае нанесения вреда здоровью детей некачественными препаратами?

3.Какие существуют меры социально-медицинской поддержки детей,

получивших инвалидность вследствие врачебной ошибки?

С уважением, депутаты фракции ДПК «Ак жол»

М.А. Казбекова

А. Перуашев

Е. Никитинская

Е. Барлыбаев

К. Абсатиров

Д. Еспаева

Б.Дуйсенбинов

 

12 августа 2016, 12:46
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Министерство здравоохранения и социального развития РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код