Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 28 мая 2016 года № 20-11/1435

 

 Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

На № ДЗ-19 от 28.04.2016 г.

 

Уважаемые Депутаты!

На Ваш запрос относительно реализации государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в социальной сфере, сообщаем следующее.

Относительно привлечения частных инвестиций в социальную сферу и планируемым проектам ГЧП

В реализацию Закона «О государственно-частном партнерстве», подписанного Главой государства 31 октября 2015 года, приняты все необходимые нормативные правовые акты.

Кроме того, внесены отдельные поправки в Бюджетный кодекс Республики Казахстан и Закон «О концессиях», направленные на повышение самостоятельности местных исполнительных органов (далее - МИО) с передачей вопросов согласования и экспертизы местных концессионных проектов стоимостью до 4 млн. МРП.

При этом на республиканском уровне рассматриваются крупные инфраструктурные проекты, инициируемые МИО стоимостью свыше 4 млн. МРП (8,4 млрд. тенге).

Для стимулирования инвесторов к участию в проектах ГЧП необходимо четкое понимание базовых механизмов ГЧП, алгоритма планирования и реализации проектов ГЧП.

В этой связи с декабря 2015 года по январь 2016 года проведена широкомасштабная методологическая работа, кустовые семинары-совещания для регионов с участием центральных государственных органов и местных исполнительных органов всех областей, региональных центров ГЧП, представителей квазигосударственного сектора и бизнес-сообщества.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития (далее - МЗСР) совместно с местными исполнительными органами планируется реализовать 47 проектов ГЧП, в том числе 2 проекта на республиканском уровне:

1) «Строительство и эксплуатация многопрофильной клинической больницы на 300 коек при РГП «Карагандинский государственный медицинский университет» в г. Караганда» (КГМУ)»;

2) «Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы при РГП на ПХВ «Казахстанский национальный медицинский университет имени С.Ж. Асфендиярова» в г. Алматы».

Подготовка данных проектов планируется при участии Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития (далее - АБР).

На местном уровне рассматривается реализация 45 проектов ГЧП на общую сумму порядка 90 млрд. тенге, в том числе поликлиники, больницы, станции скорой неотложной медицинской помощи, ветеринарные пункты и другие.

Министерством образования и науки (далее - МОН) рассматривается реализация 109 проектов через механизмы ГЧП, в том числе 2 проекта на республиканском уровне:

1) «Организация кластера инжиниринга и наукоемких технологий при КазНУ им. аль-Фараби как элемента инновационного кластера «Парк инновационных технологий». Строительство бизнес-инкубатора, технопарка, производственного центра, Лабораторных корпусов НИИ, Дома молодого ученого (общежитие на 1 500 мест)»;

2) «Медико-биологический кластер. Строительство Медицинского Центра при КазНУ им. аль-Фараби».

Данные проекты в настоящее время находятся на стадии согласования инвестиционного предложения и разработки концессионного предложения.

Кроме того, в рамках Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2016 года № 243, предусмотрена реализация проектов через механизмы ГЧП:

строительство объектов образования взамен аварийных и ликвидация трехсменных школ;

строительство организаций технического и профессионального образования (ТиПО);

разработка Единой информационной системы образования и науки (ЕИСОН) с применением механизмов ГЧП.

На местном уровне в секторе образования рассматривается реализация 107 проектов ГЧП на общую сумму порядка 60 млрд. тенге, в том числе детские сады, школы, колледжи, библиотеки и другие.

Так по 11 детским садам на общую сумму инвестиций 6,7 млрд. тенге в Восточно-Казахстанской области заключены договора ГЧП с зарубежными инвесторами.

Министерством культуры и спорта (далее - МКС) проводятся переговоры с АБР с целью получения технической помощи на подготовку проектов ГЧП совместно с Фондом АБР «Asia Pacific Project Preparation Facility».

На местном уровне в сфере культуры и спорта рассматривается реализация 11 проектов ГЧП на общую сумму порядка 15 млрд. тенге, в том числе объекты спортивного назначения, проекты по благоустройству парковых зон и другие.

Относительно комплексной стратегии развития ГЧП в социальной сфере

В целях развития ГЧП, в том числе в социальной сфере, принят План мероприятий по реализации проектов ГЧП по отраслям и регионам на 2016 - 2018 годы с расширением механизмов применения ГЧП и частных инвестиций (далее - План мероприятий).

В рамках Плана мероприятий предусматриваются мероприятия:

по разработке и утверждению типовых документаций по проекту ГЧП в различных отраслях экономики, в том числе в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;

по повышению квалификации государственных органов по вопросам ГЧП;

по разработке и утверждению Плана мероприятий уполномоченных органов соответствующих отраслей.

Так, МОН, МКС, МЗСР приняты и утверждены внутренними приказами Дорожные карты по реализации проектов государственно-частного партнерства на 2016-2018 годы в соответствующей отрасли.

В целом, мероприятия с применением механизмов ГЧП включены в Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 - 2019 годы. Правительством будет продолжена работа по развитию ГЧП в социальной сфере.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

 Оглашен

№ исх: ДЗ-19 от: 28.04.2016

27 апреля 2016 года

 

Депутатский запрос от 28 апреля 2016 года № ДЗ-19

«О реализации Закона «О государственно-частном партнерстве»

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан
К.К. Масимову

 

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

31 октября 2015 года Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым был подписан Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве», который определяет правовые условия государственно-частного партнерства.

По итогам 6 месяцев с момента принятия Закона о ГЧП высокой активности по применению данного механизма не наблюдается.

Существующее законодательство позволяет инициировать ГЧП проект министерствам, национальным компаниям, акиматам, с одной стороны и частным компаниям, с другой. Однако госорганам легче и привычнее финансировать новые проекты, получая деньги из республиканского бюджета, а при их отсутствии просто не осуществлять проект.

Не существует ли здесь конфликта интересов между желанием госорганов строить капитальные объекты самостоятельно, используя средства республиканского бюджета, и обязанностью частных инициаторов проектов проходить отраслевую экспертизу в соответствующем госоргане.

При прохождении такой экспертизы возникает коррупциогенность, обусловленная наличием аффилированных подрядчиков. Таким образом госорганы нередко объявляют экономически необоснованные проекты, выгодные только подрядчикам, или не соблюдают последовательность при разработке и реализации проектов для того, чтобы не допустить частных инициаторов в проект.

Решением данной проблемы может стать исключение требования об обязательной отраслевой экспертизе при частной инициативе. При наличии единого ответственного органа отраслевую экспертизу можно было бы запрашивать только в случае необходимости.

Основной целью экономической политики в условиях неопределенности, в которых сегодня оперируют все страны, должно стать привлечение частного бизнеса и снижение доли государства. Вовлечение частного капитала и управленческого опыта при реализации проектов снижает неэффективность и ненужные расходы. Именно поэтому, согласно поручению Главы государства, механизм ГЧП следует активно применять.

В этой связи, уважаемый Карим Кажимканович, просим дать информацию о проделанной Правительством и министерствами социального блока работе по реализации Закона ГЧП:

- что было сделано каждым конкретным министерством по привлечению частных инвестиций в социальную сферу с момента принятия Закона?

-какие новые проекты планируются реализовать, кроме постоянно заявляемых детских садов, поликлиник и больниц? есть ли проекты в сфере технического и профессионального образования, высшего образования и развития университетов?

-принята ли комплексная стратегия по развитию ГЧП в социальной сфере?

О результатах рассмотрения настоящего запроса просим информировать письменно в установленные законодательством сроки.

С уважением, Депутаты фракции партии «Нұр Отан»

Б. Мамраев

А.Бектурганов

А.Платонов

Б.Смагул

Б.Тлеухан

 

12 августа 2016, 12:46
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Премьер-министр РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код