Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 9 июня 2016 года № 20-11/1555

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

На № ДЗ-25 от 12 мая 2016 года

 

Уважаемые депутаты!

 

На Ваш депутатский запрос по вопросам учета и коррекционно-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями сообщаем следующее.

 

Относительно разработки единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями

Статистический учет и формирование базы данных детей с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет в системе образования, являющейся официальным источником, осуществляет Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация1 (РПМПК), по 6 формам отчетностей2, на основании данных региональных ПМПК.

Согласно информации Министерства образования и науки расхождение данных связано с разницей между периодами анализа и сроками публикации докладов, данные могут варьироваться также в связи с особенностями охвата детей (в реализацию подпункта 3 статьи 5 Закона «Об образовании», статьи 46 Закона «О правах ребенка» и т.д.).

В настоящее время министерствами образования и науки, здравоохранения и социального развития в рамках проекта Государственной программы«ЦифровойКазахстан-2020» прорабатывается вопрос об объединении функционирующих локальных компьютерных программ ПМПК в единую государственную информационную систему базу данных.

Вместе с тем, Министерству образования и науки поручено провести анализ и систематизировать сбор и представление данных в национальных докладах, сборнике и статистической отчетности.

 

Относительно проведения мониторинга о количестве детей с ограниченными возможностями.

Мониторинг проводится на основе действующей системы. В 2012 - 2013 учебном году всего детей с ограниченными возможностями - 148 652 чел., в2013 - 2014 учебному году - 138 513, в 2014 - 2015 учебному году - 141 952, в 2015 - 2016 учебному году - 141 821 (с 2013 года не учитываются дети с поведенческими расстройствами, обучающиеся по программам общеобразовательных школ, всего их 7959).

Относительно выявления численности детей с ограниченными возможностями, в зависимости от ограничений их одной из категорий жизнедеятельности.

Учитывая, что в большинстве случаев установление инвалидности, нарушения функций организма основаны на сочетании ограничений жизнедеятельности (сочетание врожденных аномалий (порок сердца и аномалия развития ЦНС, слепоглухонемота, ДЦП в сочетании с психическими расстройствами, врожденный вывих бедра и глухота и т.д.)) не представляется возможным выявить численность детей-инвалидов в зависимости от ограничений по одной из категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию, передвижению, трудовой деятельности (трудоспособности), к обучению, ориентации, общению и т.д.).

 

Относительно выявления из них детей группы «риска».

Все дети с ограниченными возможностями относятся к группе «риска». Согласно пункту 3 статьи 1 Закона «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (далее -Закон) ребенок группы «риска» - это ребенок (дети) до 3-х лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказании социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.

Для раннего выявления детей с различными проблемами в развитии применяются скрининговые методы в соответствии с Правилами организации скрининга психофизических нарушений у детей раннего возраста.

Скрининг представляет собой массовое стандартизированное обследование детского населения в возрасте до 3-х лет с целью выявления группы детей с риском отставания в психофизическом развитии и направления их в ПМПК для оказания коррекционно-развивающей помощи.

Скрининг проводится медицинскими работниками родовспомогательных учреждений, детских поликлиник и учреждений первичной медико-санитарной помощи. По итогам профилактического осмотра дети распределяются на группы здоровья.

В 2015 году скринингом охвачены 4,6 млн. детей, из них у 593,4 тыс. детей (12,9 %) выявлены заболевания.

 

Относительно выявления уровня детской инвалидности.

В соответствии с действующим законодательством6сформирована информационная система «Централизованный банк данных лиц, имеющих инвалидность» (далее - ИСЦБДИ), формирующийся с 2005 года, в которой систематизирован учет инвалидов, в том числе детей-инвалидов. На основе данных ИСЦБДИ проводится мониторинг групп и категорий инвалидности, причин, структуры и состояния инвалидности.

По данным ИСЦБДИ, на 1 января 2016 года в Казахстане проживает более 637,2 тыс. инвалидов (3,6 % от общей численности населения), в том числе 75 712 детей-инвалидов до 18 лет (из них 68265 детей-инвалидов до 16 лет).

В динамике отмечается увеличение количества детей-инвалидов до 18 лет: 01.01.2013 года - 65844 детей-инвалидов, в том числе до 16 лет - 57627; 01.01.2014 года - 69111 детей-инвалидов, в том числе до 16 лет - 61511; 01.01.2015 года - 72574 детей-инвалидов, в том числе до 16 лет - 65088.

В общей структуре детского населения до 16 лет удельный вес детей-инвалидов составляет 1,4 %, в динамике отмечается рост: в 2014 и 2013 годах данный показатель составлял 1,3%.

В общей структуре детской инвалидности лидирующими нозологиями являются: врожденные пороки развития - 30,0 %; болезни нервной системы - 28,6 %; психические расстройства и расстройства поведения - 15,8 %.

 

Относительно проведения мониторинга о всеобщем охвате коррекционно-педагогической помощью детей раннего возраста, с целью своевременной и эффективной реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Относительно динамики изменения сети специальных организаций (с указанием видов для всех детей с ограниченными возможностями).

Число детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста на 1 января 2016 года составляет 44649, из них детей раннего возраста (от 1 до 3-х лет) - 6831, от 3-6 лет - 37818.

Обучением, воспитанием по специальным образовательным программам охвачены 67,7% (30219) детей, из них 52,9% (3615)7, детей раннего возраста и 70,3% (26604) - детей от 3 до 6 лет.

Коррекционно-педагогическую поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции (КППК) и реабилитационных центрах получают всего 1984 детей раннего возраста (29%);

Коррекционно-педагогическую поддержку по специальным коррекционным, индивидуальным программам, в КППК и Реабилитационных центрах получают 807 (12%) детей (не посещающие ДОО в связи с тяжелой и глубокой умственной отсталостью).

Коррекционно-педагогическая поддержка в организациях здравоохранения, социальной защиты (дома ребенка, дома-инвалидов) получают 26 или 0,38% (неспособных к усвоению образовательных программ).

2383 детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста (из них 399 раннего возраста) воспитываются в семье без коррекционно-педагогической поддержки по причине отдаленности проживания родителей и недостаточностью сети специальных дошкольных, коррекционных организаций, специальных групп.

Динамика изменения сети В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Закона «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» к специальным организациям образования относятся ПМПК, реабилитационные центры (РЦ), КППК, детские сады, логопедические пункты (ЛП) при школах и другие организации.

ПМПК, КППК, РЦ создаются решением акима области (города республиканского значения, столицы). Сеть - 55 ед. (57 в 2012 году). Потребность в открытии ПМПК - 30 ед.

Сеть КППК возросла со 133 в 2012 году до 139 в 2015 году, потребность в открытии - 52 ед.

В рамках реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы9 (далее - Госпрограмма) предусмотрены меры по расширению сети ПМПК и КППК.

Сеть специальных дошкольных организаций (СПО) и ЛП стабильно растет в соответствии с потребностью населения (СПО - с 36 в 2012 г. до 38 в 2015 г., ЛП - с 558 в 2012 г. до 734 в 2015 г.).

Сеть специальных (коррекционных) школ в связи с внедрением инклюзивного образования снизилась с 106 в 2012 году до 100 в 2015 году.

 

Относительно проведения анализа охвата детей с ограниченными возможностями дошкольным образованием, в которых созданы условия для инклюзивного образования

Работа проводится в рамках реализации Госпрограммы. Созданы условия для инклюзивного образования в 10% дошкольных организациях (к 2019 году планируется довести до 30%).

Из 44649 детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста инклюзивным образованием охвачены 54,8%: в специальных группах общих детских садов - 4594 детей (10%); в инклюзивных группах - 14517 (33%); в частных, общественных организациях образования - 5392 детей (12%).

 

Относительно проведения анализа обеспеченности специальных школ учебной литературой, в том числе учебниками для незрячих и слабовидящих учащихся.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона «Об образовании» местными исполнительными органами областного, города республиканского значения, столицы ежегодно до 1 августа осуществляются приобретение и доставка учебников и учебно-методических комплексов для специальных организаций образования.

В настоящее время потребность в обеспечении учебной литературой испытывают 10 специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением зрения (обучаются 451 незрячих и 10187 слабовидящих детей), на решение данного вопроса в республиканском бюджете предусмотрено: на 2016 год -145 024 тыс. тг., на 2017 год - 143 464 тыс.тг., на 2018 год - 146 164 тыс.тг.

Правительством будет продолжена работа по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

Депутатский запрос от 12 мая 2016 года № ДЗ-25

«О мониторинге Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»

 

Оглашен 11 мая 2016 года

 

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Казахстан входит в число 50 стран мира, которые имеют специальные законы, защищающие права детей с ограниченными возможностями. В 2002 году впервые на постсоветском пространстве был введен в действие Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», которым был закреплен принципиально новый для республики инклюзивный подход, отражающий иной взгляд не только на специальное образование, но и на их место в обществе.

Приверженность Казахстана идее инклюзивного общества нашла свое подтверждение в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Глава государства назвал одним из приоритетных направлений развития Казахстана - создание новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. При этом Лидер Нации призвал усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать без барьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, - наш долг перед собой и обществом.

Реализация идеи инклюзивного общества во многом будет зависеть от эффективности социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, состояния законодательства, призванного решать проблемы, связанные с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактикой детской инвалидности.

В феврале 2015 года принят Закон Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», направленный на обеспечение инвалидам равных возможностей с другими гражданами по реализации гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и других прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Казахстан, а также международными договорами, участником которых является Казахстан.

В этой связи, депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан было инициировано за счет средств республиканского бюджета в 2015 году, включить в Перечень услуг проведение мониторинга Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

По результатам правового мониторинга предоставлен Отчет по законодательству Республики Казахстан о социальной, медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.

Однако, данные, приведенные в Национальных докладах о положении детей за 2013 и 2014 годы, в Национальном докладе о состоянии и развитии образования за 2013 год, Национальном сборнике «Статистика системы образования Республики Казахстан» за 2014 год, Стратегическом плане на 2014 - 2018 годы Министерства образования и науки Республики Казахстан, в отношении детей с ограниченными возможностями значительно разнятся.

Это касается численности детей с ограниченными возможностями, численности детей-инвалидов, количества специальных организаций, оказывающих коррекционно-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями.

Такая ситуация с данными о положении детей с ограниченными возможностями не может не вызывать вопросов и не ставить под сомнение надежность их выявления и учета. В результате отсутствия достоверной информации о численности детей с ограниченными возможностями они остаются неизвестными и отрезанными от системы государственных услуг, на получение которых они имеют право.

На основании изложенного, просим Вас, Карим Кажимканович, поручить соответствующим министерствам:

-разработать единую государственную систему выявления и учета детей с ограниченными возможностями;

-провести мониторинг о количестве детей с ограниченными возможностями;

-выявить численность детей с ограниченными возможностями, в зависимости от ограничений их одной из категорий жизнедеятельности

(способности к самообслуживанию; способности передвижению; способности трудовой деятельности (трудоспособности); способности обучению; способности ориентации; способности общению; способности контролю над своим поведением; способности игровой и познавательной деятельности; способности двигательной активности);

-выявить из них детей группы «риска»;

-выявить уровень детской инвалидности;

-провести мониторинг о всеобщем охвате коррекционно-педагогической помощью детей раннего возраста, с целью своевременной и эффективной реабилитации детей с отклонениями в развитии;

провести динамику изменений сети специальных организаций с указанием всех видов для детей с ограниченными возможностями;

провести анализ охвата детей с ограниченными возможностями дошкольным образованием, в которых созданы условия для инклюзивного образования;

-проанализировать обеспеченностью специальных школ учебной литературой, в том числе учебниками для незрячих и слабовидящих учащихся.

О принятых мерах просим проинформировать в сроки установленные законодательством.

С уважением, депутаты

А. Платонов

А. Нуркина

Ж. Омарбекова

15 августа 2016, 13:46
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код