Ответ на депутатский запрос Министра юстиции РК от 27 мая 2016 года № 5-2-9/23927
 

 

Мажилис Парламента

 Республики Казахстан

Депутатам фракции ДПК «Ак жол»

Перуашеву А.Т.

Никитинской Е.С.

Абсатирову К.Г.

Барлыбаеву Е.Х.

Дюсембинову Б.С.

Еспаевой Д.М.

Казбековой М.А.

 

На № ДЗ-26 от 12 мая 2016 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Министерство юстиции Республики Казахстан, рассмотрев Ваш запрос касательно регистрации нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, сообщает следующее.

1. Осуществляет ли Министерство юстиции Республики Казахстан проверку выполнения требований Закона Республики Казахстан «О правовых актах» государственными органами-разработчиками нормативных правовых актов при их регистрации?

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона «О правовых актах» (далее - Закон) государственная регистрация нормативных правовых актов (далее - НПА) включает в себя проведение органами юстиции юридической экспертизы на предмет наличия в акте нормы права и принятия решения о необходимости его государственной регистрации, определение соответствия НПА законодательству Республики Казахстан и внесение его в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением номера государственной регистрации.

Соблюдение государственными органами-разработчиками процедур принятия НПА, предусмотренных Законом, отражается в справке-обосновании, прилагаемой к НПА в соответствии с пунктом 9 Правил государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778 (далее - Правила), по форме, утвержденной Министром юстиции Республики Казахстан.

К примеру, сведения о согласовании НПА с заинтересованными государственными органами, информация о результатах проведения анализа регуляторного воздействия (при наличии). В случаях, когда НПА затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, органы юстиции проверяют наличие копии экспертного заключения к НПА в соответствии с подпунктом 11) пункта 10 Правил.

2.Подлежат ли повторной экспертизе проекты НПА, в случаях существенного или концептуального изменения их норм после согласования с Национальной палатой предпринимателей и аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства?

Согласно статье 19 Закона органы-разработчики направляют проект НПА, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату предпринимателей с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.

В соответствии с Правилами оформления и согласования нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года № 773, проект НПА направляется на согласование всем заинтересованным государственным органам.

При этом не допускается внесение исправлений и дополнений в текст нормативного правового акта, окончательно согласованного с государственными органами.

Таким образом, в случаях существенного или концептуального изменения норм проектов НПА, государственные органы должны обеспечить повторное направление проектов НПА в Национальную палату предпринимателей и аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

3.Возможна ли регистрация НПА без анализа регуляторного воздействия и соответствующих расчетов снижения или увеличения затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие НПА?

Согласно пункту 3 статьи 82 Предпринимательского кодекса (далее -Кодекс) анализу регуляторного воздействия (далее - АРВ) подлежат проекты НПА:

предусмотренные подпунктами 1-1), 2-1) и 4) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (утверждение квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, утверждении разрешительных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, правил осуществления разрешительных процедур и правил осуществления деятельности или действий (операций), для которых введен разрешительный порядок);

предусматривающие введение информационных инструментов или ужесточение регулирования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса АРВ проводится регулирующими государственными органами в отношении разрабатываемых ими проектов документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 82 Кодекса, а также уполномоченным органом по предпринимательству, Национальной палатой и другими заинтересованными лицами.

В этой связи следует отметить, что АРВ в соответствии с требованием пункта 5 статьи 65 Кодекса проводится на проект НПА.

Информация о результатах его проведения отражается в справке-обосновании, прилагаемой к НПА. Представление в органы юстиции итогов самого АРВ с проектом НПА не предусмотрено.

Касательно расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие НПА, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, отмечаем, что согласно статье 19 Закона указанные расчеты органом-разработчиком проводятся на проект НПА и его результаты отражаются в пояснительной записке к проекту НПА, направляемой в Национальную палату предпринимателей и аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

Представление указанных расчетов в органы юстиции также не требуется.

С уважением,

Министр юстиции

Республики Казахстан Б. Имашев

 

 


Депутатский запрос от 12 мая 2016 года № ДЗ-26
«О регистрации нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства»

 Оглашен 11 мая 2016 г.

 

Министру юстиции

Республики Казахстан

Имашеву Б.М.

 

Уважаемый Берик Мажитович!

 

В соответствии со ст.19 Закона РК «О правовых актах» органы-разработчики направляют проект нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату предпринимателей РК для получения экспертного заключения, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта.

Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, должна содержать результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением его в действие.

Вышеперечисленные процедуры являются обязательными условиями принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства.

Между тем бизнес-сообщество постоянно сталкивается с практикой, когда на согласование направляется один вариант нормативно-правового акта, а принимается концептуально иной документ. Окончательные варианты проектов нормативных правовых актов повторно на экспертизу бизнес сообществу, как правило, не представляется.

Например, Приказом Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 212 утверждены Правила передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду) (далее - Правила).

В результате их применения, стоимость аренды школьных и больничных столовых по г. Алматы возросла в 15-20 и более раз!

Несмотря на обращения НПП и партии «Ак жол» в Министерство национальной экономики РК, уполномоченный орган отказался пересматривать документ, после чего, ДПК «Ак жол» по обращению более 200 представителей малого бизнеса - арендаторов столовых, была вынуждена обжаловать данный приказ в судебном порядке и в настоящее время участвует в данном судебном процессе в СМЭС (специализированном межрайонном экономическом суде) г. Астаны в качестве представителя предпринимателей.

В ходе судебного разбирательства выяснился тот факт, что Министерством национальной экономики РК при разработке Правил на экспертизу в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства был направлен проект без ставок арендной платы для арендаторов объектов коммунальной собственности, которые должны были определяться местными исполнительными органами.

Данный проект был согласован бизнес-сообществом без существенных замечаний.

Однако в дальнейшем в документ были внесены ставки арендной платы, поднявшие её стоимость, как уже отмечалось, в 15-20 раз. Но эти изменения на экспертизу в бизнес-ассоциации не направлялись и были приняты без их ведома.

Тем не менее, используя ранее полученные положительные заключения на кардинально иной проект документа, Министерством была произведена его регистрация в органах юстиции в редакции, которая ранее не предоставлялась на экспертизу.

 

Уважаемый Берик Мажитович!

 

В соответствии с законом «О суде и статусе судей» мы не просим пересмотреть размер ставок аренды столовых. Рассмотрение этого вопроса по существу продолжается в судебном порядке.

Но, в связи с периодическим использованием госорганами заключений на проекты правовых актов для введения в действие концептуально иных документов - возникает ряд вопросов:

1.Осуществляет ли Министерство юстиции РК проверку выполнения требований закона «О правовых актах» государственными органами-разработчиками НПА при их регистрации?

2.Подлежат ли повторной экспертизе проекты НПА, в случаях существенного или концептуального изменения их норм после согласования с НПП и аккредитованными объединениями частных предпринимателей?

3.Возможна ли регистрация НПА без анализа регуляторного воздействия и соответствующих расчетов снижения или увеличения затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие НПА?

С уважением,

Депутаты фракции «Ак Жол»

А. Перуашев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Е. Барлыбаев

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова

 

7 июня 2016, 12:49
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Министерство юстиции РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код