Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 13 июня 2016 года № 20-11/1657
 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Ахметбекову Ж. А.

Баймахановой Г. А.

Конурову А. О.

Косареву В. Б.

Магеррамову М. М.

Смирновой И. В.

Сыздыкову Т. И.

 

На № ДЗ-32 от 19.05.2016 г.

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев депутатский запрос, оглашенный 18 мая 2016 года по ограничению деятельности сетевого маркетинга, сообщаю следующее.

 

Касательно отсутствия законодательной базы, регламентирующей деятельность сетевого маркетинга

В соответствии с пунктом 2 статьи 32-1 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» (далее - Закон) субъект торговой деятельности самостоятельно определяет: специализацию торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, а также цены на продаваемые товары.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 12 Закона определено, что розничная торговля вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами регулируется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2005 года № 918 утверждены Правила розничной торговли вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами (далее - Правила), предусматривающие порядок и особенности деятельности сетевого маркетинга.

Согласно Правил сетевой маркетинг является разновидностью розничной торговли вне торговых мест, в которой действуют независимые продавцы, распространяющие товар самостоятельно или посредством привлечения других агентов, их доход состоит из дохода от персональных продаж и комиссионных от продаж других агентов, вовлеченных ими в сеть.

Общим классификатором видов экономической деятельности (ГК-РК 03-2007) также предусмотрен подкласс 47.99.2 «Розничная торговля через сетевой маркетинг».

Таким образом, деятельность сетевого маркетинга законодательно урегулирована.

По состоянию на 25 мая 2016 года в республике зарегистрировано 17145 налогоплательщиков, у которых одним из видов деятельности является розничная торговля через сетевой маркетинг, из них 2299 юридических лиц и 14846 физических лиц. Всего за 2015 год от данной категории налогоплательщиков поступило в бюджет более 1 млрд. тенге.

Кроме того, согласно статье 217 Уголовного кодекса под созданием финансовой пирамиды понимается организация деятельности по извлечению дохода (имущественной выгоды) от привлечения денег или иного имущества либо права на него физических и (или) юридических лиц без использования привлеченных средств на предпринимательскую деятельность, обеспечивающую принятые обязательства, путем перераспределения данных активов и обогащения одних участников за счет взносов других, а равно руководство финансовой пирамидой или ее структурным подразделением.

Перечисленные признаки деятельности финансовой пирамиды не являются признаками деятельности сетевого маркетинга, целью которого является реализация товаров.

 

Касательно биологически активных добавок к пище, которые относятся к товарам сетевого маркетинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О безопасности пищевой продукции» в Республике Казахстан производство (изготовление), ввоз (импорт) и реализация биологически активных добавок к пище, разрешаются только после их государственной регистрации, за исключением случаев производства (изготовления), ввоза (импорта) образцов, необходимых для проведения регистрационных испытаний.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» по итогам государственной регистрации биологически активных добавок к пище выдается свидетельство о государственной регистрации таких добавок.

Кроме того, Республика Казахстан, являясь членом ВТО, приняла на себя специфические обязательства по торговле услугами в соответствии с которыми Казахстан не ограничивает деятельность иностранных поставщиков услуг розничной торговли.

При этом, оптовая продажа фармацевтических, парафармацевтических и медицинских товаров будет разрешена по истечении 5 лет с даты вступления Казахстана в ВТО (27 июля 2015 года).

В контексте данного перечня специфических обязательств вышеуказанные товары не включают: витамины, минералы и прочие активные биологические вещества, предназначенные для поддержания здорового функционирования человеческого организма, но не предназначенных для лечения болезней; косметику; товары общего пользования, не требующие медицинской экспертизы и др. Таким образом, ограничение розничной и оптовой торговли иностранных поставщиков услуг будет противоречить обязательствам Республики Казахстан в рамках ВТО и расцениваться другими членами как нарушение, что в перспективе может привести к разбирательствам на площадке данной организации.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что ограничение сетевого маркетинга может вызвать негативную реакцию со стороны потребителей и реализаторов товаров сетевого маркетинга, предложение по ограничению данного вида деятельности не поддерживается.

К. Масимов

 

№ исх: ДЗ-32 от: 19.05.2016

Оглашен 18.05.2016 г.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 19 мая 2016 года № ДЗ-32
«О законодательном регулировании сетевого маркетинга и деятельности компании МЛМ в Казахстане»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Год за годом в Казахстане активно развивается деятельность сетевых компаний, то есть сетевого маркетинга, (по англ. multilevel marketing - MLM) далее - МЛМ компаний). Чем больше активизируется их деятельность, тем больше страдают широкие слои населения, то есть наш народ.

Сетевой маркетинг - концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), то есть это тоже самое как финансовая пирамида. Это вид бизнеса, который якобы приносит доход, но он основан на лжи и обмане простого народа. По их мнению, сетевой маркетинг якобы обеспечивает занятость людей и приносит доход, но на самом деле все наоборот.

Проанализировав деятельность МЛМ компании можно сделать вывод что деятельность сетевого маркетинга фактически и есть финансовая пирамида, которая объявлена вне закона в Казахстане с 2014 года, но они прикрываются реализацией товаров. Основными товарами реализации, обычно, являются БАДы, косметические средства и другие товары широкого потребления, продаваемые порой за повышенные цены, тогда как сами товары не являются никаким дефицитом в нашей стране. Любая схема деятельности сетевого маркетинга заинтересована только в привлечении все больше и больше участников. В конечном счете жертвами деятельности МЛМ компаний становятся обычные люди. Основными жертвами являются социально уязвимые слои населения. В Казахстане жертвами сетевого маркетинга уже стали многие, они исчисляются не единицами, не десятками а сотнями и тысячами. В действительности сетевой маркетинг это: необоснованные расходы семьи, разрушенные судьбы, осиротевшие дети. То есть мы отдаем наш народ на растерзание этих недобропорядочных компаний. Все это ведет к социальному кризису в обществе.

По оценкам экспертов 90% товары сетевого маркетинга в основном попадают на наш рынок и реализуются контрабандным путем. Таким образом государственная казна недополучает такое же количество налогов. Все это способствует развитию теневой экономики в Казахстане. Среди МЛМ компаний нет ни одной казахстанской. То есть все социальные агенты работают на чужого «дядю», при том сами не особо зарабатывая.

На деятельность сетевого маркетинга существуют законодательные ограничения в таких странах как Корея, КНР и США. С 2012 года деятельности МЛМ компаний, то есть сетевой маркетинг объявлен вне закона в Узбекистане. В Казахстане на сегодняшний день деятельность сетевого маркетинга не регулируется ни законами, ни другой специальной законодательной базой. Спрашивается, почему мы не учитываем горький опыт несовершенства законодательства по долевому строительству, который привел к социальному кризису. Вследствие этого государство до сих пор вкладывает большие финансовые средства для решения этого вопроса. Считаем, законодательное не регулирование деятельности МЛМ компаний может привести к аналогичному социальному кризису в нашем обществе.

Мы, коммунисты, решительно осуждаем методы МЛМ компаний и требуем законодательно ограничить их деятельность в Казахстане. Мы призываем защитить свой народ и объявить деятельность сетевого маркетинга вне закона.

Уважаемый Карим Кажимканович, на основании вышеизложенного фракция «Народные коммунисты» просит Вас рассмотреть возможность ограничения деятельности МЛМ компаний в Казахстане.

Просим рассмотреть данный запрос и ответить в установленном законодательством порядке.

С уважением, депутаты - члены фракции «Народные коммунисты»

Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Ж.Ахметбеков

Г.Баймаханова

А.Конуров

В.Косарев

М. Магеррамов

И.Смирнова

Т.Сыздыков

Исп.Н.Кошербай тел: 74-62-15

17 августа 2016, 14:36
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Премьер-министр РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код