Выступление
Члена Конституционного Совета Республики Казахстан Балтабаева К.Ж.
 на международной конференции: «Европа против смертной казни»
 (г. Лиссабон, Португалия, 09 октября 2007 года)
 
Смертная казнь по законодательству Республики Казахстан

 

Согласно Конституции Республики Казахстан, принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, каждый имеет право на жизнь, никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Положение о сфере применения смертной казни было внесено в Конституцию Казахстана Законом Республики Казахстан 21 мая 2007 года. Эти изменения в Конституцию не нашли ещё отражение в уголовном законодательстве нашего государства. В настоящее время идет интенсивная работа в этом направлении.

Курс на ограничение применения смертной казни был начат Указом Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2003 года «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь». В данном документе было прямо сказано - ввести в Республике Казахстан мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене. Во исполнение Указа Президента были внесены соответствующие изменения в законодательство Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года.

В УК РК были внесены изменения, согласно которым на период действия моратория приостанавливалось исполнение смертной казни.

Кроме того, смертная казнь могла быть исполнена не ранее чем по истечении одного года после отмены моратория на исполнение смертной казни. Лица, приговоренные к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет. Все изложенное свидетельствует о последовательных действиях Казахстана по гуманизации законодательства в рассматриваемой сфере.

До внесения указанных изменений Основной закон Казахстана позволял применять смертную казнь за более широкий круг преступлений. Так, в прежней редакции п.2 ст.15 Конституции применение этой исключительной меры допускалось за совершение особо тяжких преступлений. На основании этой нормы Конституции, ст.49 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК) предусматривает применение смертной казни в виде расстрела за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке, государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления. Таким образом, в настоящее время до внесения соответствующих изменений в УК РК смертная казнь предусматривается за восемнадцать составов преступлений. Это: убийство; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; наемничество; государственная измена; посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан; диверсия; терроризм; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; неповиновение или иное неисполнение приказа; сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей; насильственные действия в отношении начальника; дезертирство; уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом; нарушение правил несения боевого дежурства; злоупотребление властью, превышение или бездействие власти; сдача или оставление противнику средств ведения войны.

По данным Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан к смертной казни осуждены по годам: 1997 - 61 чел.; 1998 - 63 чел.; 1999 - 63 чел; 2000 - 40 чел.; 2001 - 39 чел. Всего за указанный период вынесено смертных приговоров в отношении 266 чел. В среднем за период с 1997 по 2001 год эта мера выносилась в отношение 53 лиц в год.

Статистика исполненных смертных приговоров за рассматриваемый период выглядит следующим образом. В 1997 году исполнено 45 казней, 1998 - 46, 1999 - 33, 2000 - 11, 2001-15. Всего исполнено 150 казней. Ежегодно, таким образом, в год исполнялись приговоры по 30 осужденным лицам к этой мере наказания.

С 1997 по 2000 год помиловано 27 человек. Если проанализировать приведенные цифры, то окажется, что по 266 вынесенным смертным приговорам приведено в исполнение 150, амнистировано 27 лиц. Остается невыясненной судьба 89 осужденных. Это, скорее всего, умершие и лица, совершившие в ожидании приговора суицид. Ежегодно, подобным образом, погибали 17-18 человек.

За три с половиной года действия Уголовного кодекса Республики Казахстан смертная казнь, по нашим данным, назначалась лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенных в совокупности с другими деяниями.

Как было отмечено выше, в настоящее время в Казахстане ведется работа по приведению УК РК в соответствие с нормами Конституции о смертной казни. Так её применение ограничено в отношении тяжких преступлений в военное время и в отношении террористических преступлений, сопряженных с гибелью людей. В первую очередь возникает вопрос о том, какие преступления надо считать террористическими. По одному из подготовленных законопроектов к таким преступлениям предложено отнести; Посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан (ст.167) и Терроризм (ст.233).

Вызывает сомнение отнесение к террористическим преступлениям ст.67 УК РК. Объектом посягательства этого деяния является конституционный строй и безопасность государства, основным непосредственным объектом - политическая основа государства, дополнительным непосредственным объектом жизнь человека. Опасность террористических преступлений заключается в их посягательстве на общественную безопасность. Базовые признаки этих преступлений содержатся в самом определении терроризма, который характеризуется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Как известно, после 11 сентября 2001 года, человечество по-новому взглянуло на опасность террористических действий. Ещё накануне нападения на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке в мире произошли коренные сдвиги во взглядах на смертную казнь. Так, весной 1999 г. число стран, отказавшихся от смертной казни (107, в том числе 82 - юридически и 25 - де-факто), впервые заметно превысило число стран, где её применение ещё сохранилось (87). В декабре 1998 г. мораторий на исполнение смертных приговоров объявили даже те государства, которые ещё накануне были намерены расширить сферу применения этой меры (например, Кыргызстан и Туркменистан). В феврале 1999 г. смертная казнь де-факто отменена в России; вскоре от применения этой меры отказались Латвия, Грузия и Армения, а в канун 2000 года такое решение приняла и Украина1.

Новая угроза для человечества - терроризм, оправдывает в определенной мере применение к лицам её совершившим применение смертной казни, хотя бы на первоначальных этапах осознания новой опасности. На мой взгляд, со временем придет понимание того, что смертная казнь не решит вопросов борьбы с терроризмом, как и с другими насильственными преступлениями.

Возвращаясь к вопросу о возможности назначения смертной казни за посягательство на жизнь, Президента хотелось бы отметить, что степень общественной опасности этого деяния очень высокая и за её совершение можно назначить самое строгое наказание, но если исходить строго из текста Конституции Республики Казахстан, то распространение на её совершение смертной казни по вышеизложенным соображениям представляется спорной.

В связи с ограничением применения смертной казни усиливается значение смежных понятий и институтов уголовного права. Прежде всего, встает вопрос о необходимости пересмотра института пожизненного лишения жизни в УК РК, о её правовой природе. Так как он рассматривается в статье 48 УК РК, посвященной лишению свободы, надо полагать, что законодатель рассматривает её как вид лишения свободы. Как пишет проф. А.С Михлин, во многих странах пожизненное лишение свободы является разновидностью наказания в виде лишения свободы2. Тем более, в отличие от УК Российской Федерации (ст.44 УК РФ), в ст.39 УК РК пожизненное лишение свободы не указано как самостоятельный вид наказания.

Такая позиция законодателя Республики Казахстан в уголовном законодательстве оправдывает отсутствие специального раздела об исполнении пожизненного лишения свободы в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (далее - УИК РК) как это делается по всем другим наказаниям.

Что касается правовой природы пожизненного лишения свободы, применяемого как акт помилования Президентом РК в отношении осужденных к смертной казни, то оно имеет сходство с наказанием, обладает рядом его признаков. Но имеются и существенные отличия. Прежде всего, данная мера определяется актом помилования Президента Республики Казахстан, а не от имени государства. Президент применяет её к лицу, ранее признанному виновным судом и осужденному к смертной казни приговором, вступившим в законную силу. И здесь надо согласиться с мнением проф. А.С. Михлина, что если рассматриваемая мера назначается в порядке помилования её нельзя считать видом наказания. Это своеобразная мера, определяется в нашем случае, Президентом Республики Казахстан взамен смертной казни, и её следует считать как вид помилования3.

Если сравнивать пожизненное лишение свободы с лишением свободы на определенный срок, то можно увидеть их большое сходство. Но есть и отличие: срок пожизненного лишения свободы не определен, ибо никто не знает, сколько времени проживет осужденный.

Таким образом, о правовой природе пожизненного лишения свободы по уголовному законодательству Казахстана можно сказать, что оно является одним из видов лишения свободы. Поэтому законодатель не выделил её отдельно в ст.39 как самостоятельный вид наказания. Поэтому и в УИК РК порядку исполнения этой меры не посвящен раздел или глава.

Учитывая особую значимость пожизненного лишения свободы в современных условиях для Казахстана и, для упорядочения правового регулирования данной меры в законодательстве предлагаю:

1) в ст.39 УК РК в ч.1 в пункте «л» указать «пожизненное лишение свободы»;

2) в связи с этим пункт «и)» ч.1 ст. 39 дополнить словами «...на определенный срок; »

3) дополнить УК РК статьей 48-1 «Пожизненное лишение свободы» в котором предусмотреть назначение пожизненного лишения свободы не как альтернативу смертной казни, но и за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

На основании изложенного, предлагаю предусмотреть в Уголовно-исполнительном кодексе РК раздел, посвященный пожизненному лишению свободы в котором детально рассмотреть порядок и условия отбывания этого вида наказания.

 

профессор, доктор юридических наук Балтабаев К.Ж

 

 

1. См.: Квашис В. Католическая церковь за отмену смертной казни//Российская юстиция, 2000 г., №5. С.10.

2. Михлин А.С. Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания. Сайт в Интернете.

3. Михлин А.С. Там же

19 марта 2008, 15:13
Источник, интернет-ресурс: Балтабаев К.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код