Выступление
Члена Конституционного Совета Республики Казахстан Белорукова Н.В. на круглом столе «Вопросы ратификации Второго факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах и отмены смертной казни в Республике Казахстан»
(Алматы, 4 февраля 2008 года)

 

Добрый день, уважаемые депутаты, дамы и господа!

 

Позвольте поприветствовать вас в связи с открытием нашего форума и пожелать успехов в его работе. Прежде чем перейти непосредственно к теме моего выступления хочу сразу сделать одну оговорку. Комментируя те или иные публичные выступления членов Конституционного Совета, журналисты иногда подают их как мнение всего Совета. Но, как известно, по своему конституционному статусу Конституционный Совет является коллегиальным органом и на своем заседании принимает решения в рамках своей компетенции, большинством голосов, по обращениям специальных субъектов и с соблюдением процедур, прописанных в Основном Законе. Поэтому все то, о чем я буду говорить сегодня, за исключением ссылок на нормативные постановления Конституционного Совета, прошу расценивать исключительно как мое личное мнение. Как уже было объявлено, тема моего сообщения «Потенциал Конституции Республики Казахстан и ратификация Второго факультативного протокола к МПГПП» и, очевидно, главный вопрос, который интересует участников круглого стола, заключается в следующем - позволяет ли наша Конституция сегодня присоединиться ко Второму факультативному протоколу. Разумеется, этот вопрос вообще бы не стоял, если бы в ходе конституционной реформы норма о возможности применения смертной была бы исключена из текста Основного Закона. Как уже говорилось ранее, принятый на совместном заседании Палат Парламента и подписанный Главой государства 21 мая т.г. Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана.

Конституционная реформа затронула самые разные сферы, но для участников данного круглого стола, учитывая их состав, наибольший интерес представляет тот блок поправок в Основной Закон, который касается усиления защиты прав и свобод человека.

Вопрос об отмене смертной казни. в Казахстане обсуждается в течении длительного времени. Первым шагом на этом пути явилось принятие действующего Уголовного Кодекса, сократившего количество преступлений, за совершение которых возможно применение исключительной меры наказания. Вторым шагом явился введенный Главой государства в конце 2003 года мораторий на исполнение смертной казни. И, наконец, поправка, внесенная в статью 15 Конституции, гарантирующую право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в Казахстане, так как, согласно ей смертная казнь может предусматриваться законом, как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей. Тем самым Казахстан еще раз продемонстрировал свою приверженность закрепленному в программных документах курсу на поэтапную отмену смертной казни и сделал очередной важный шаг в этом направлении. Ограничив в очередной раз возможность применения смертной казни, Основной Закон, тем не менее, допускает возможность ее законодательного установления за ограниченный круг особо опасных преступлений. И это вполне объяснимо. Сегодня, в условиях глобального распространения актов международного терроризма, стало очевидно, что мировое сообщество еще не выработало эффективных средств для борьбы с этим чрезвычайно опасным явлением. Соответственно и значительная часть населения рассматривает сохранение смертной казни как средство для противодействия терроризму. Именно поэтому, адекватно угрозам XXI века Казахстан приравнял террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, к преступлениям, совершаемым в военное время. Теперь должны быть внесены соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В частности, в Уголовном кодексе, подобно коррупционным и экстремистским преступлениям, необходимо дать перечень террористических преступлений.

После этого из санкций статей Уголовного кодекса, предусматривающих в настоящее время исключительную меру наказания и не отвечающих новым конституционным требованиям, смертная казнь должна быть исключена и заменена пожизненным лишением свободы.

Все это, однако, не означает, что Конституция в новой редакции обязывает установить наказание в виде смертной казни за все без исключения особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей. Достаточно вернутся к старой редакции статьи 15 Основного Закона, где также было записано, что смертная казнь устанавливается законом за «особо тяжкие преступления». Однако уже в статье 49 Общей части действующего Уголовного Кодекса законодатель сузил возможность применения смертной казни в мирное время до особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека. Таким образом, конституционные нормы, ограничивая пределы применения смертной, всего лишь допускают возможность ее установления законом за строго ограниченный перечень преступлений. Это подтверждено и сохраняющим силу нормативным постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 30 января 2003 года № 10 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79, пункта 3 статьи 83 и пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан». Формулируя свою правовую позицию при официальном толковании пункта 2 статьи 15 Основного Закона, Конституционный Совет четко определил, что конституционную норму об исключительной мере наказания следует считать ограничительной, а конкретные составы особо тяжких преступлений определяются уголовным законодательством, при этом за особо тяжкие преступления в законе могут быть установлены и иные, кроме смертной казни, наказания. Конечно же, с тех пор в пункт 2 статьи 15 Основного закона были внесены некоторые коррективы, однако изменения коснулись только перечня преступлений, за которые может устанавливаться смертная казнь, а конструкция этой нормы и, следовательно и смысл официального толкования, данного Конституционным Советом, остались прежними.

Таким образом, Конституция страны, допуская возможность ограниченного применения смертной казни, оставляет вопрос о конкретных составах преступлений, где будет предусмотрено это наказание, на усмотрение законодательной ветви власти, где в ближайшее время и будет рассматриваться соответствующий законопроект. Что касается самого Основного Закона, то на сегодняшний день его редакция сама по себе не препятствует возможности присоединения нашей страны ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Надеюсь, что в ходе работы данного круглого стола, где представлен широкий круг участников и разнообразный спектр мнений, будут выработаны взвешенные и конструктивные предложения, которые помогут разработать и принять соответствующий международным стандартам закон, обеспечивающий реализацию конституционных новаций и эффективную защиту прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства.

Спасибо за внимание.

14 марта 2008, 15:26
Источник, интернет-ресурс: Белоруков Н.В.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код