Институт следственного судьи в уголовном процессе
Республики Казахстан

 

Махашев Али Ауэзович

Специализированный межрайонный суд

 по уголовным делам

 Карагандинской области

 

Конституция Республики Казахстан закрепляет право граждан на судебную защиту прав и свобод, которое не может быть ограничено ни в каких случаях.

Введенный в действие с 01 января 2015 года новый Уголовно-процессуальный кодекс вобрал в себя наиболее приемлемый для Казахстана опыт уголовного процессуального законодательства стран романо-германской системы права, позволил создать новые процессуальные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессуальной деятельности органов уголовного преследования. В число таких гарантий вошел вновь образованный институт следственного судьи.

Еще в советские годы д.ю.н. В. Коган задавался вопросом: «Почему бы не быть следственному судье?», объясняя необходимость его введения в уголовное производство многочисленными фактами нарушений законности в процессе расследования преступлений. Он утверждал, что «введение следственного судьи позволит защите пользоваться возможностями прокурора, следователя и органов дознания для сбора и проверки информации не посредством обращения к другой стороне, как это было раньше, а посредством обращения к следственному судье, указания которого будут обязательными для сторон».

Исследование содержания института следственного судьи и его роль в реализации судебного контроля в механизме защиты прав и свобод человека в уголовном процессе является актуальным.

Изучив мировую практику, институт следственного судьи получил развитие еще при Наполеоне Бонапарте с принятым в 1810 году Уголовного кодекса Франции, где такие судьи являлись, следователями при суде, наделенными всеми полномочиями по самостоятельному ведению предварительного следствия. По аналогии с французской моделью должности судебных следователей в XIX веке появлялись и в ряде других западных стран, а также появились и в Российской империи, где судебный следователь сам расследовал преступления.

В современном мире значимость следственного судьи видится именно как юрисдикционного судебного органа, не связанного с непосредственными функциями по расследованию преступлений и уголовных проступков, но обеспечивающего законность процессуальных действий должностных лиц органов уголовного преследования и рассматривающего жалобы на их действия.

Впервые должность следственного судьи среди стран СНГ введена в Украине в связи с принятием в 2012 году нового УПК. Анализ полномочий следственного судьи свидетельствует о том, что он осуществляет судебный контроль за соблюдением прав свобод каждого лица, которое привлекается к следственным действиям в досудебных процедурах уголовного процесса.

В прибалтийских странах судебно-контрольные функции на досудебной стадии уголовного процесса осуществляют специализированные судьи, которым предоставлен широкий круг полномочий для реальной защиты конституционных прав и свобод граждан.

В России, несмотря на отсутствие следственного судьи, пределы оперативного судебного контроля распространены на ряд негласных следственных действий, ограничивающих права граждан, проведение которых невозможно без разрешения суда.

В Казахстане реформирование уголовно-процессуального законодательства, иных отраслей права предусмотрено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы.

Следственный судья - это судья суда первой инстанции, в котором рассматриваются с соблюдением правил подсудности уголовные дела.

В иных судах первой инстанции, рассматривающих гражданские дела или дела об административных правонарушениях, следственный судья не предусматривается.

Следственный судья обладает статусом судьи в соответствии с Конституцией и Конституционным законом о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан.

Следственный судья приобретает указанный статус на основании распоряжения председателя районного и приравненного к нему суда, к подведомственности которого отнесено рассмотрение уголовных дел.

Указанный статус не является постоянным применительно к конкретному судье, а носит временный характер. В качестве следственного судьи может быть назначен и любой другой судья названного суда первой инстанции.

Следственный судья является носителем судебной власти, а принятые им процессуальные решения в пределах полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и граждане, которых эти решения касаются.

Новым УПК, помимо введения института следственного судьи, предусмотрены и другие новеллы, к которым можно отнести:

1) ликвидацию доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;

2) учреждение института сообщения лицу о подозрении;

3) отказ от института возвращения судом дел на дополнительное расследование;

4) введение института соглашений;

5) введение понятия «разумный срок»;

6) введение института «депонирования показаний».

Полномочия следственного судьи можно подразделить на несколько категорий:

- санкционирование следственных действий, при совершении которых могут нарушаться конституционные права и свободы участников уголовного процесса;

- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

- обеспечение исследования в досудебном производстве доказательств, представляемых стороной защиты;

- совершения иных процессуальных действий, необходимость совершения которых предусмотрена Кодексом.

 

18 августа 2016, 15:55
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код