Ответ на депутатский запрос Министра образования и науки РК от 4 июня 2016 года № 2372-4-5241/11-2
 

 

На № ДЗ-41 от 25.05.2016 г.

 

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш депутатский запрос, оглашенный 25 мая 2016 года, сообщаем следующее.

 

Приложение к письму

от «____» 2016 года №

 

1. Как планируется решать вопрос сохранения педагогической ставки учителя начальных классов?

Ставка учителя начальной школы составляет 18 часов в неделю. Распределение учебной нагрузки в каждой школе осуществляется руководством школы в зависимости от условий. В начальных классах учитель ведет все основные предметы, кроме английского языка во всех школах, казахского в школах с русским языком обучения и русского языка в школах с казахским языком обучения.

Учитывая вышеизложенное, недельная нагрузка учителя начальной школы может составлять - 18 -19 часов.

Обучение грамоте -6 ч., математика -4ч., естествознание-1ч., познание мира -1 ч., самопознание - 1ч., художественный труд -1ч., физическая культура - 3 ч., а также вариативный компонент (занятия развивающего характера) -2 ч.

 

2. Если учителя обяжут обеспечить досуговую деятельности учащихся в субботу, то предусматривается ли дополнительная оплата данной образовательной услуги педагогу?

При переходе на 5-дневную учебную неделю основой учебно-воспитательного процесса в субботу должно стать дополнительное образование.

Для полного охвата занятостью детей во внеурочное время предлагается эффективно использовать потенциал работающих учителей-предметников.

Следовательно, могут вести кружки, секции, студии, клубы во внеурочное время по своему профилю. То есть педагог в первой половине дня работает учителем по предмету, во второй - педагогом дополнительного образования (по совместительству).Кружковая деятельность педагогам оплачивается.

 

3. Как МОН планирует решать вопрос укрепления материально-технической базы школ в ближайшее время?

Приказом Министра образования и науки РК от 22 января 2016 года № 70 утверждены нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования.

Согласно статьи 6 ЗРК «Об образовании» местные исполнительные органы осуществляют материально-техническое обеспечение государственных организаций образования, реализующих общеобразовательные, а также специализированные общеобразовательные и специальные учебные программы.

Также местными исполнительными органами в рамках реализации Государственной программой развития образования и науки РК на 2016-2019 гг. предусмотрены соответствующие меры по обеспечению школ МТБ.

 

4. Какие дополнительно меры материальной поддержки планируется принять для педагогов? Желающих работать в сельской местности?

Согласно постановлению Правительства Республики, Казахстан от 18 февраля 2009 года № 183 «Об утверждении размеров и Правил предоставления мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты» выплачиваются подъемные пособия в размере 70 МРП, для приобретения жилья выделяются кредиты - 1500 МРП.

Молодые педагоги обеспечены нагрузкой в соответствии с полученной квалификацией. За молодыми специалистами для оказания методической помощи и скорейшей социальной адаптации закреплены наставники из числа лучших учителей школ. Созданы районные, городские методические объединения молодых учителей, организованы постоянно действующие семинары для начинающих педагогов. Учителям-магистрам при устройстве на работу, без предъявления требований к стажу работы, присваивается вторая квалификационная категория.

 

2.1. Занятость детей «группы риска» и детей из девиантных семей при 5-тидневнойучебнойнеделе.Слаборазвитасетьучреждений дополнительного образования (всего 25% детей охвачены кружковой и секционной работой в РК) является реальной угрозой повышения правонарушений в подростковой среде. В республике более 12 тысяч подростков за совершение различных правонарушений состоят на внутришкольном учете, 6,5 тысяч - на учете в ОДН и более 30 тысяч детей проживают в неблагополучных семьях. Следовательно, 3% школьников находятся в «группе риска».

Для данных детей предлагаются занятия в школьных кружках, студиях и клубах по интересам, спортивных секциях, подготовительных курсах, а также участие в познавательных, конкурсно-развлекательных программах, экскурсиях. Кроме того, субботний день объявляется днем профориентации учащихся.

100%охватшкольниковзанятостьювозможенпривыделении дополнительных штатных единиц педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов для организаций общего среднего образования и внешкольных организаций Вместе с тем, местным исполнительным органам в рамках государственно-частного партнерства следует принять комплекс мер:

-закрепление общественных воспитателей - «опекунов» из числа учителей и педагогов дополнительного образования за каждым подростком из группы риска;

-эффективное использование пустующих помещений для открытия дворовых и пришкольных клубов;

-открытие детских туристических баз, новых выездных и пеших краеведческих туристических маршрутов;

-строительство новых современных объектов для системы дополнительного образования и укрепление материально-технической базы действующих объектов.

Министр образования и науки Республики Казахстан

 

Оглашен 25 мая 2016 года.

 

Депутатский запрос от 25 мая 2016 года № ДЗ-41
«О предстоящей реформе образования»

 

Министру образования и науки

Республики Казахстан

Сагадиеву Е.К.

 

Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!

 

В рамках региональных поездок, во время встреч с учителями и родительской общественностью, был обозначен ряд вопросов по предстоящей реформе образования.

Так, к примеру, учителя начальных классов выражают обоснованную обеспокоенность возможным снижением педагогической нагрузки при внедрении 12-и летнего образования. Как известно, максимальная нагрузка на учащихся, в соответствии с типовым учебным планом составляет 26 часов (24 часа инвариативной части и 2 часа вариативной). Из них учитель начальных классов может преподавать 15-16 часов (интегрированный первый язык и литературу - 6 ч., математику - 4 ч., введение в науку - 2 ч., познание мира - 1ч., самопознание - 1ч. и в случае выбора учащихся - 2 часа вариативного компонента).

В ВУЗе или колледже учителю присваивается квалификация «учитель начальных классов», в результате такие предметы, как второй (3ч) и иностранный (2ч) языки, интегрированный предмет «Искусство» (2ч), физическую культуру (2ч), информационно-коммуникативные технологии (1ч) преподают учителя, имеющие соответствующую квалификацию.

В соответствии с законом «Об образовании», ставка учителя равна 18 часам, а вышеизложенная информация показывает, что учителя начальных классов, при данном учебном плане, могут иметь нагрузку ниже ставки, что повлечет снижение заработной платы.

Немало вопросов возникает по адаптации программы Назарбаев интеллектуальная школа (НИШ) в общеобразовательные школы. 30 пилотных школ по республике сегодня завершили учебный год, нет публичного отчета по итогам эксперимента, но уже принято решение о внедрении программы НИШ в школах Казахстана с 1 сентября 2016 года. Если за основу берется отчет НИШ, то он не отражает реальное положение дел, так как контингент учащихся Назарбаев Интеллектуальная Школа формируется на конкурсной основе, а в общеобразовательной школе обучаются ученики, достигшие 6-ти летнего возраста, вне зависимости от способностей и уровня дошкольной подготовки. Их обучением занимается не учитель, прошедший по конкурсу, а тот, который должен будет по плану принять 1 класс. Но большинство учителей не прошли трехуровневые курсы и далеко не все в нужной степени владеют методикой преподавания, соответствующей уровню преподавания НИШ.

Остается открытым вопрос обеспеченности педагогическими кадрами на селе. Даже программа «С дипломом в село» не всегда решает вопрос дефицита педагогических кадров в некоторых регионах из-за недостаточной социальной поддержки молодых специалистов.

На этом, казалось бы, не очень благополучном фоне, мы подходим к амбициозному шагу - переход на трехъязычное обучение. За три года уйдет на пенсию ряд великолепных учителей, которые не владеют тремя языками, зато в совершенстве знающие свой предмет, методику преподавания и дающих качественные знания. Безусловно им на смену придут новые педагоги, но все меньше молодых людей мечтают об учительской профессии.

Ни для кого не секрет, что учительская профессия уже не почетна, в связи с низкой заработной платой, при титаническом труде, высочайших психологических нагрузках, нерегламентированном рабочем дне и с бесконечной отчетностью.

Материально-техническое оснащение напрямую связано с выполнением государственного стандарта образования. В соответствии с учебным планом, появляются новые предметы, как «Информационно-коммуникативные технологии», «Введение в науку», интегрированный предмет «Искусство», для преподавания, которых требуется

соответствующая материально-техническая база. Как известно, материально-техническая база большинства общеобразовательных школ не отвечает требованиям приказа МОН № 97 от 7 марта 2012 года («Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования»), не говоря об уровне оснащенности НИШ. К примеру, всего 55 % школ в РК оснащены кабинетами химии, физики, биологии, многие из которых уже устарели, либо лабораторный материал выработан.

И еще один болезненный вопрос реформы - занятость детей «группы риска» и детей из девиантных семей при пятидневной неделе.

Слабо развитая сеть учреждений дополнительного образования (всего 25% детей охвачены кружковой и секционной работой в РК) является реальной угрозой повышения правонарушений в подростковой среде.

Исходя из вышеизложенного прошу Вас ответить на следующие вопросы:

Как планируется решать вопрос сохранения педагогической ставки учителей начальных классов?

Если учителя обяжут обеспечить досуговую деятельность учащихся в субботу, то предусматривается ли дополнительная оплата данной образовательной услуги педагогу?

Как МОН планирует решать вопрос укрепления материально-технической базы школ в ближайшее время?

Какие дополнительные меры материальной поддержки планируется принять для педагогов, желающих работать в сельской местности?

Ответ просим дать в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

С уважением, Депутаты Мажилиса

Парламента Республики Казахстан,

Абдрахманов С.А.

Аронова И.П.

Божко В.К.

Жумадильдаева Н.В

Ким Р.У.

Микаелян Н.Г.

Мурадов А. С.

Нурумов Ш. У.

Тимощенко Ю.Е.

Хахазов Ш.Х.

 

7 июня 2016, 12:49
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Министерство образования и науки РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код