Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 23 июня 2016 года № 11-21/1743

 

 Депутату

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Бижановой Г.К.

 

На № ДЗ-42 от 25 мая 2016 года

 

Уважаемая Гульнар Кадиржановна!

 

Рассмотрев Ваш депутатский запрос касательно механизмов государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК), сообщаю следующее.

 

Касательно увеличения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии с Налоговым кодексом, местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать базовые ставки земельного налога и единого земельного налога, не более чем в десять раз на неиспользуемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан земли сельхозназначения, и такие решение на сегодня приняты.

При этом, в случае отсутствия на орошаемых угодьях потери связи с источником орошения, собственник земельного участка или землепользователь, в соответствии с земельным законодательством, вправе обратиться с ходатайством в местный исполнительный орган по месту расположения земельного участка для перевода (трансформации) из орошаемого вида угодий в неорошаемые и использовать земельные участки по сельхозназначению путем высева засухоустойчивых богарных культур.

 

Касательно правил субсидирования развития семеноводства

Минимальные нормы приобретения (использования) семян первой репродукции и гибридов первого поколения имеют целью обеспечение планового сортообновления и сортосмены, с тем, чтобы обеспечить поля высококачественными семенами на всей площади для повышения продуктивности и качества продукции. Исходя из этого, нет необходимости в субсидировании семян в объеме, превышающем минимальную норму.

Вместе с тем, с целью обеспечения непрерывного цикла производства семян высоких репродукций и доступности для сельхозтоваропроизводителей качественных сортовых семян, разработаны и вносятся изменения в Правила субсидирования развития семеноводства в части включения субсидирования элитных семян сельскохозяйственных культур, увеличения размера субсидирования с 30-50% до 70%, дифференциации размера субсидирования (для семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, рекомендуемых к использованию - 70%, для семян сортов, не включенных в Госреестр - 30%).

 

Касательно государственной поддержки средних и мелких хозяйств

Одним из проблемных вопросов АПК является мелкотоварный характер производства, что подтверждается высокой долей малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства.

Основным решением проблемы мелкотоварности является развитие сельскохозяйственной кооперации.

В связи с чем, принят и с 1 января 2016 года введен в действие Закон Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах», предусматривающий создание сельскохозяйственных кооперативов, с определением норм по распределению их прибыли, специального налогового режима, внедрения обязательности проведения внутреннего аудита кооперативов ревизионными союзами (ассоциациями) и субсидирования затрат на данные услуги, сохранения принципов «один участник - один голос», внедрения принципа реализации товаров (работ, услуг) своим участникам по себестоимости.

Кроме того, мелкие фермерские хозяйства могут получать государственную поддержку в рамках действующих направлений субсидирования, предусмотренных Программой по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы «Агробизнес-2020» и другими программными документами.

 

Касательно обучения новым инновационным методам ведения бизнеса

В период 2011-2015 годы работу по развитию системы распространения знаний проводило АО «КазАгроИнновация» на базе 11 Центров распространения знаний, где за указанный период было проведено 536 семинаров, на которых прошли обучение 10377 слушателей.

С 2016 года мероприятия по предоставлению на безвозмездной основе субъектам АПК информации в сфере агробизнеса осуществляются посредством проведения обучающих семинаров в базовых хозяйствах и консультационных мероприятий.

Указанные мероприятия реализуются в рамках государственного задания путем привлечения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (далее - НПП «Атамекен»), которая имеет разветвленную региональную сеть и размещена во всех областях и районах Казахстана. НПП «Атамекен» будет создан Call-центр и интернет-портал, посредством которых будут даны консультации всем желающим, в том числе получат доступ к информации сельхозтоваропроизводители, расположенные в отдаленных населенных пунктах, по различным направлениям животноводства, растениеводства и другим вопросам государственной поддержки АПК и ведению агробизнеса.

К. Масимов

 

 Депутатский запрос от 25 мая 2016 года № ДЗ-42
«О вопросах государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей»

 

Оглашен 25 мая 2016 г.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Отечественные сельхозтоваропроизводителей высоко ценят поддержку, оказываемую лично Главой государства и Правительством. Утверждены и действуют несколько государственных программ, включая антикризисные, в сфере агропромышленного комплекса.

Между тем, как показали мои встречи с избирателями в Карагандинской области, а также проведенный анализ действующего законодательства, механизм реализации форм государственной поддержки в этом секторе бизнеса - в настоящий момент возникло двойственное положение в сельском хозяйстве. С одной стороны - сельчанам обещана финансовая поддержка, а с другой - они же рискуют потерять всѐ из-за имеющихся недочетов.

В настоящее время отдельные нормы законодательства, регулирующие правила пользования землями сельхозназначения могут ухудшить права добросовестных землепользователей.

Первое, что тревожит фермеров - это возможность повышения до 10 раз по решению маслихатов базовых налоговых ставок на земли сельхозназначения, не используемых как это предусмотрено земельным законодательством. Многие сельхотоваропроизводители области, имеющие в пользовании от 200 гектаров земли, выращивающие кормовые и овощные культуры, не имеют возможности использовать по назначению земли, относящиеся к категории орошаемых.

Одна из основных причин - отсутствие магистральных трубопроводов от водоисточника до полей. Есть риск, что по этой причине фермеры могут разориться из-за неминуемого применения увеличившегося налогообложения, либо они вынуждены будут вернуть эти земли государству.

В срочном внимании также нуждаются вопросы регулирования лимитированных субсидий и дефицита с водоснабжением, равного доступа к формам господдержки, обучения сельских предпринимателей инновационным методам ведения бизнеса.

Так, вторая проблема, крайне беспокоящая растениеводов - это изменившиеся правила субсидирования по развитию семеноводства. С 2015 года по новым Правилам сельхотоваропроизводитель вправе приобретать семена первой репродукции только по минимальной норме, т.е. 5-6 кг на 1 га.

На деле при такой норме невозможно обеспечить себя семенами в достаточном объеме. Многие фермеры не имеют возможности купить многолетние зерновые семена первой, второй и третьей репродукции и полностью покрыть высокий спрос на кормовые культуры. Для решения проблемы предлагается пересмотреть объемы субсидий.

Третья проблема - это перекосы при оказании государственной поддержки сельским хозяйствам. Сегодня до 80% объемов разных форм господдержки направлено в несколько крупных агрохолдингов. Основное условие форм субсидирования и льгот - это использование энергосберегающих и новых технологий. Однако подобные затраты по карману лишь крупным хозяйствам, тогда как основная продукция в Казахстане от 40 до 60 процентов производится средними и мелкими сельскими хозяйствами.

Глава государства в своих выступлениях неоднократно обращает внимание на то, что важной функцией государства является создание условий для адаптации казахстанских фермеров к рыночным условиям. Как известно, многие законы рыночной экономики проявляются в аграрном секторе в более чистом виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйство в Казахстане представлено сравнительно небольшими фермерскими хозяйствами. И эта категория бизнеса не должна страдать.

В-четвертых, cельхозтоваропроизводители лишены возможности пройти краткосрочное обучение новым инновационным методам ведения бизнеса без отрыва от производства.

В связи с этим предлагаем пересмотреть обучающий потенциал АО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» и создать возможности для проведения практических тренингов в отдаленных населенных пунктах.

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Просим Вас поручить соответствующим государственным органам рассмотрение поставленных вопросов и представить ответ в установленные законом сроки.

С уважением,

Депутат, член фракции

партии «Нүр Отан»

Г. Бижанова

19 августа 2016, 15:47
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Премьер-министр РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код