Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 26 июня 2016 года № 17-62/1763

 

 Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

На ДЗ-48 от 25 мая 2016 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев депутатский запрос касательно реализации норм Экологического кодекса о расширенных обязательствах производителей (импортеров), сообщаем следующее.

 

1. Касательно формирования базовой ставки и коэффициентов платы за организацию сбора по утилизации автотранспортных средств.

 Методика расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, утвержденная приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762, до прохождения государственной регистрации была согласована с аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».

Для расчета базовой ставки для утилизации транспортных средств учитывались затраты их утилизации, которые включают в себя процессы транспортировки, приемки, экологически безопасного демонтажа, дробления, сепарации, шихтовки, рециклирование агрегатов, узлов и другое.

Кроме того, в 2015 году приняты Правила стимулирования производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобильных транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше; с электродвигателями) и их компонентов, утвержденные совместным приказом и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 4 декабря 2015 г. № 697 и Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 декабря 2015 г. № 1219.

Таким образом, базовые ставки и коэффициенты платы методики расчета платы за организацию сбора по утилизации автотранспортных средств рассчитывались исходя из стоимости самой процедуры утилизации и стимулирования производства экологически чистых автомобильных транспортных средств.

 

2. Касательно согласования стратегии развития деятельности и инвестиционной политики оператора РОП

В настоящее время проект стратегии развития деятельности и инвестиционной политики оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) (далее - Оператор) находится на стадии доработки, по итогам которой уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, должен согласовать его в целях обеспечения прозрачности деятельности оператора.

Утвержденная стратегия развития деятельности и инвестиционной политики, а также отчет Оператора о реализации РОП за 2016 год, будут размещены в открытом доступе на сайте уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

 

3. Касательно осуществления компенсации затрат Оператором РОП специализированным организациям за услуги по сбору и переработке отходов.

В соответствии с пунктом 26 Правил реализации расширенных обязательств производителей Оператор заключает договор со специализированными организациями в целях реализации расширенных обязательств производителей (импортеров).

В настоящее время, по информации уполномоченного органа в области охраны окружающей среды Оператором в рамках реализации РОП ведется работа по заключению договоров со специализированными организациями по переработке использованных автомобильных покрышек, электрических аккумуляторов и других компонентов автотранспортных средств.

В этой связи, компенсация специализированным организациям затрат на сбор отходов будет производиться после проведения вышеуказанных процедур.

 

4. Касательно уплаты подоходного налога производителями автотранспорта, получающими плату на стимулирование производства в Казахстане экологически чистых автомобильных транспортных средств.

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан вопрос расширенной ответственности производителя (импортера) не предусматривает возврата платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизацию отходов.

Согласно подпункту 2) статьи 285-2 Экологического кодекса Оператор направляет деньги в виде платы на стимулирование производства в Казахстане экологически чистых автомобильных транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше; с электродвигателями) и их компонентов путем финансирования их производителей.

Учитывая, что данные платежи не являются взаимосвязанными, получатели платы на стимулирование производства в Казахстане экологически чистых автомобильных транспортных средств уплачивают корпоративный подоходный налог в соответствии с налоговым законодательством.

 

5. Касательно освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость ТОО «Оператор РОП» и производителей автотранспорта

Согласно подпункту 24) пункта 3 статьи 231 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс), получение оператором платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов не является оборотом по реализации товаров, работ и услуг, в связи с этим, не облагается налогом на добавленную стоимость.

Также, согласно подпункту 25) пункта 3 статьи 231 Налогового кодекса, не облагается налогом на добавленную стоимость получение предприятиями финансирования в рамках стимулирования производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобильных транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше; с электродвигателями) и их компонентов.

Таким образом, плата, полученная оператором РОП, и сумма, уплаченная в качестве платы отечественными производителями автотранспортных средств освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.

К. Масимов

 

Оглашен 25 мая 2016 года

 

Премьер-министру

Республики Казахстан

К. Масимову

 

Депутатский запрос от 26 мая 2016 года № ДЗ-48

« О проблемных вопросах, возникших в связи с вступившими в силу нормами Экологического кодекса Республики Казахстан по внедрению принципов расширенных обязательств производителей (импортеров)»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

17 ноября 2015 года был принят Закон Республики Казахстан № 407-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» (далее - Закон), согласно которому с января текущего года введены в действие нормы главы 41-1 «Расширенные обязательства производителей (импортеров)» (далее - РОП) Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс). Согласно пояснительной записке Правительства к данному Закону внедрение принципа РОП позволит покрывать часть расходов на сбор, утилизацию и переработку отходов автомобильной промышленности, в частности, автотранспортных средств и изношенных шин за счет производителя (импортера).

В рамках реализации данного Закона Постановлениями Правительства от 30 декабря 2015 года № 1137 и от 27 января 2016 года № 28 определен оператор в лице ТОО «Оператор РОП», который осуществляет сбор денежных средств с производителей (импортеров) продукции (товаров) на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) и утверждены Правила реализации РОП.

Приказами Министерства энергетики Республики Казахстан от 4 и 25 декабря 2015 года №695 и №762 утверждены перечень продукции (товаров), на которую распространяются РОП (далее - перечень) и методика расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов.

На сегодняшний день от производителей (импортеров) автотранспортных средств и другой продукции (товаров), которые входят в утвержденный перечень, поступают средства на счет ТОО «Оператор РОП».

Для примера, из соответствующей методики за легковой автомобиль с объемом двигателя до 2 000 см³ необходимо произвести производителям плату в сумме 742 350 тенге, от 2 001 до 3 000 см³ - 1 060 500 тенге, свыше 3 001 см³ - 2 439 150 тенге, то есть на такую сумму увеличилась стоимость легкового автомобиля, а также в соответствии с методикой поднялись цены и на автобусы, грузовой автотранспорт, прицепы и т.д.

Согласно подпункту 2) статьи 285-2 Экологического Кодекса деятельность Оператора РОП предусматривает стимулирование производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобильных транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше, с электродвигателями) и их компонентов путем финансирования их производителей.

На сегодня ТОО «Оператор РОП» после поступления средств от производителя, согласно договорам на стимулирование производителей просто перечисляет средства обратно, в отсутствие утвержденных правил стимулирования производства. Здесь просматривается простая схема чистого дохода производителями за счет конечного потребителя автотранспортных средств, что является нарушением норм законодательства.

Остальные поступающие средства от импортеров и производителей других видов продукции, попадающих под РОП аккумулируются на счете данного ТОО.

Данное предприятие финансирует свои организационные расходы за счет собственных средств и другой деятельностью не занимается, хотя в статье 285-2 Кодекса расписан большой перечень направлений его деятельности.

С введением данной нормы в Экологический кодекс на сегодняшний день наблюдается следующее:

- стоимость новой продукции (автомашин), а также импортируемой продукции, подлежащих к «утилизации» поднялась на размер уплаты сбора;

- принцип стимулирования производства остался на бумаге, фактически идет обратное перечисление этих средств производителям автомашин.

В этой связи, уважаемый Карим Кажимканович, просим Вас обратить внимание и ответить на следующие вопросы:

1) Чем мотивированы высокие базовые ставки и коэффициенты платы за утилизацию в отношении автотранспортных средств согласно методике расчета платы за организацию сбора, согласована ли данная методика при его утверждении с общественными объединениями предпринимателей?

2) Согласно статье 285 Экологического кодекса оператору РОП даны большие полномочия, при этом не решены организационные вопросы взаимодействия оператора РОП с уполномоченным госорганом в полном объеме. На какой стадии процесс согласования стратегии развития деятельности и инвестиционной политики оператора РОП? Вместе с тем считаем необходимым рассмотреть вопрос размещения данной стратегии и отчета о ходе реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) оператора РОП на сайте уполномоченного госоргана.

3) Согласно постановлению Правительства от 27 января 2016 года № 28 утвержден порядок взаимодействия оператора со специализированными организациями, которые занимаются раздельным сбором и переработкой отходов. Оператор данным организациям должен осуществлять компенсацию затрат за их услуги. На сегодняшний день по данным уполномоченного госоргана оператором не производятся данные компенсации.

4) Не отрегулированы налоговые обязательства в части уплаты подоходного налога производителями, получающими возврат плат за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизацию отходов.

5) ТОО «Оператор РОП», является юридическим лицом без доли государственного участия. Согласно типовому договору ТОО «Оператор РОП» оформляет производителю (импортеру) внесенную на его счет плату за организацию сбора, транспортировки, переработки обезвреживания, использования и утилизации отходов как оказанную (по факту еще не оказанная) им услугу с предоставлением счет-фактуры и акта выполненных работ без НДС (хотя оборот ТОО превышает минимум для постановки на учет по НДС). Согласован ли с нормами Налогового кодекса механизм взаимодействия данного ТОО с производителями и импортерами, на которых распространяются обязательства РОП?

О результатах рассмотрения настоящего запроса просим информировать письменно в установленные законодательством сроки.

Депутаты, члены Фракции партии «Нұр Отан»

С.Симонов

Т. Яковлева

Г. Щегельский

 

23 августа 2016, 15:33
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код