Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 7 июля 2016 года № 13-10/1849

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Сейдуманову СТ.

Шишигиной О.В.

 

на № ДЗ-56 от 2 июня 2016 года

 

Уважаемые депутаты!

 

На Ваш депутатский запрос, оглашенный 1 июня т.г. на пленарном заседании Мажилиса Парламента относительно работы органов, осуществляющих функции по регистрации актов гражданского состояния, сообщаю следующее.

В рамках проводимых Правительством реформ по совершенствованию системы органов государственного управления Указом Главы государства в 2015 году функции по регистрации актов гражданского состояния переданы из ведения органов юстиции местным исполнительным органам.

Учитывая, что проведение общей государственной политики по вопросам демографии, образования, здравоохранения, социальной защиты отнесены к компетенции местных исполнительных органов, данная мера направлена на координацию работы в этой сфере, способствованию рационального планирования социально-экономического развития регионов.

За местными исполнительными органами закреплены функции по регистрации актов и формированию индивидуальных идентификационных номеров при выдаче свидетельств о рождении.

За органами юстиции оставлены функции по нормативному методологическому обеспечению, контролю за регистрацией актов гражданского состояния, а также по сопровождению соответствующих информационных систем.

В ведение местных исполнительных органов передано 269 штатных единиц. Распределение единиц по регионам осуществлялось с учетом объемов работы, плотности населения областей, районов и городов.

Следует отметить, что в 1998 году службы ЗАГС были переданы от местных исполнительных органов в ведение юстиции. На момент передачи органы юстиции в районах и городах районного значения были представлены только в лице отделов ЗАГС. В 2005 году в ведение органов юстиции переданы функции по документированию и регистрации населения. В этой связи на базе имеющихся отделов ЗАГС были созданы управления юстиции. На управления юстиции, без добавления штатных единиц помимо регистрации актов гражданского состояния и документирования населения были возложены функции по регистрации юридических лиц, нормативных правовых актов, недвижимости, праворазъяснительная работа.

С 2005 по 2011 годы в целях оптимизации государственного аппарата проведены мероприятия по сокращению штатных единиц (3 этапа).

В 2011 году функции по документированию и регистрации населения были возвращены в ведение МВД. Передаваемая штатная численность выделалась с учетом оставшихся на тот момент сотрудников.

В связи с этим, в 2015 году при передаче 269 штатных единиц местным исполнительным органам были выделены штатные единицы тех сотрудников, в функциональные обязанности которых входили передаваемые функции.

При передаче штатов учитывалось, что согласно статьям 27 и 31 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении» акимат области, города республиканского значения, районного (города областного значения) имеет право создавать государственные учреждения и предприятия. В соответствии с постановлением Правительства от 18 июня 2013 года № 608 «Об утверждении базовой структуры местного государственного управления Республики Казахстан» с учетом особенностей социально-экономического развития региона акимы областей, городов Астаны и Алматы, районов (городов областного значения) могут создавать необходимые структурные подразделения.

На момент передачи средств для создания отдельных структур при акиматах предусмотрено не было, в этой связи акиматами, исходя из реальной нагрузки и имеющейся структуры, самостоятельно определялись структурные подразделения, на которые возлагаются передаваемые функции.

В крупных городах, областных и районных центрах созданы отдельные государственные учреждения «Отдел ЗАГС» (города Актобе, Семей, Кокшетау, Усть-Каменогорск, Зыряновский район ВКО, Бурабайский район Акмолинской области).

Отделы РАГС при аппаратах акимов районов и городов созданы в городах Астана, Алматы, Кызылорда, Актау, Павлодар, Экибастуз, Петропавловск, а также в Жамбылской (2), Карагандинской (9), Костанайской (5) областях. Остальные переданы в действующие структурные подразделения, в основном отделы социальной защиты населения, отделы культуры и другие.

Таким образом, вопрос образования отдельной структуры ЗАГС решается местными исполнительными органами в рамках имеющихся бюджетных средств.

Касательно отсутствия в структурах акиматов областей, гг. Астана и Алматы подразделений, координирующих работу районных отделов ЗАГС.

В соответствии с утвержденным реестром государственных услуг из более 700 услуг порядка 20 процентов оказываются местными исполнительными органами. Услуги оказываются в области образования, архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты населения, спорта, сельского хозяйства, ветеринарии и экономики.

Соблюдение качества и своевременности оказания государственных услуг возложены на соответствующие подразделения в аппаратах акимов. В этой связи, выделять отдельно структурное подразделение для контроля за оказанием государственных услуг в сфере ЗАГС полагаем нецелесообразным.

Касательно снижения качества и оперативности оказания государственных услуг в сфере ЗАГС.

Совершенствование системы предоставления государственных услуг, является одним из приоритетных направлений развития страны и необходимость внедрения инновационных и информационных технологий в процесс их оказания продиктована временем. Уровень их качества это один из показателей экономического и социального развития государства. Не является исключением и данная сфера деятельности.

В настоящее время ведутся работы по развитию государственных услуг в сфере ЗАГС путем перевода бумажного массива архивов в электронный формат. По состоянию на начало 2016 года архивы половины регионов страны (в Акмолинской, Карагандинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, городах Астана и Алматы) переведены в электронный формат. В текущем году планируется завершить работы еще в 5 регионах (Алматинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Актюбинской и Мангистауской областях). В полном объеме работы по созданию электронного архива планируется завершить к 2018 году. Основная работа по проекту осуществляется областными территориальными органами юстиции, которые на местах проводят работу по формированию электронных архивов (контроль ввода данных, качества сканирования и др.).

После планируется перенос сведений в промышленную систему, где они станут доступны всем пользователям, а также заинтересованным государственным органам, что позволит значительно оптимизировать процессы оказания государственных услуг.

Принимаемые меры дадут возможность и далее развивать возможности информационных систем не только в этой сфере, но и в работе других государственных органов, оказывающих государственные услуги населению.

Касательно истребования свидетельств ЗАГС в рамках международных договоров и конвенций о правовой помощи и правовых отношениях.

Правовая помощь по гражданским и семейным делам в рамках реализации обязательств Казахстана по Минской (1993 г.) и Кишиневской (2007г.) конвенциям в соответствии с требованиями международных договоров оказывается через органы юстиции. Также на органы юстиции возложена реализация Гаагской Конвенции, отменяющей требование по легализации официальных документов, выданных государственными органами (апостилирование).

Оказание правовой помощи в рамках названных договоров в условиях все более увеличивающихся миграционных процессов в стране весьма востребовано населением. Для оказания такой помощи гражданам выработан соответствующий алгоритм действий уполномоченных органов.

В целом в рамках методической помощи Министерством юстиции и территориальными органами юстиции проведены видеоконференции, совещания, семинары, на которых рассмотрены вопросы взаимодействия, даны рекомендации по созданию единой структуры системы, оказана практическая помощь по работе с Информационной системой «Регистрационный пункт ЗАГС» и формата наполнения Государственной базы данных «Физические лица». На местах практикуется проведение стажировок сотрудников местных исполнительных органов.

Таким образом, работа по совершенствованию деятельности органов, осуществляющих функции по регистрации актов гражданского состояния проводится Министерством юстиции и его территориальными органами на постоянной основе.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

 № исх: ДЗ-56 от: 02.06.2016

Оглашен 01июня 2016года

 

Премьер-министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 2 июня 2016 года № ДЗ-56

 «О проблемах органов ЗАГС в связи с передачей функций по регистрации актов гражданского состояния в ведение МИО»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Настоящий запрос обусловлен обращением ветеранов юстиции службы ЗАГС страны.

В рамках Указа Президента РК от 25.08.2014 года № 898 «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления РК» функции по регистрации актов гражданского состояния были переданы в ведение местных исполнительных органов.

Функция нормативно-методического руководства, контроля за регистрацией актов гражданского состояния и обеспечения соответствующих информационных баз оставлена за органами юстиции. Отсутствие необходимого законодательного подкрепления реформ и мониторинга в вопросе разграничения полномочий структур службы ЗАГС республики привели к недостаткам в работающей для граждан государственной структуре:

Так в ходе передачи органов ЗАГС в систему юстиции было 218 районных (городских отделов) ЗАГС с численностью более 1000 единиц, а в рамках последнего Указа передано всего 239 штатных единиц. Недостаток штатной численности сотрудников ЗАГС привёл к найму договорных работников с низкой профессиональной и теоретической подготовкой для этих отделов, что в свою очередь наличие наёмных временных работников может стать причиной разглашения информации о личной жизни граждан (о рождении внебрачных детей, усыновлении детей, расторжениях браков и т.п.).

При передаче функций не определена единая организационно-правовая форма структур ЗАГС.

В некоторых регионах уполномоченным органом определены отделы занятости и социальных программ, в иных отделы культуры и спорта, внутренней политики, госправовой, юридический, только в единичных случаях созданы самостоятельные Государственные учреждения. При этом подобное положение не соответствует основным функциям и ЗАГС, наделенного регистрирующей функцией, и органа, в чье подчинение они переданы. Такое положение привело к выдаче официальных документов о гражданском состоянии за подписью и печатями разных структур МИО, что может повлечь вопросы легитимности выданных на территории страны документов ЗАГС единого образца.

Согласно Закону РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» для структурных подразделений акиматов определены функции, среди которых регистрирующая функция и оказание государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния не предусмотрены. В этой связи включение отделов ЗАГС в состав аппаратов акима в некоторых областях и гг. Астана и Алматы противоречит нормам действующего законодательства.

- в структурах областных и гг. Астана и Алматы акиматов не предусмотрены подразделения, координирующие работу районных отделов ЗАГС, отсутствует учет бланков строгой отчетности.

Наличие двойного подчинения привело к бесконтрольности, как со стороны МИО, так и со стороны органов юстиции, разной правоприменительной практике, также стало причиной разрыва архивов ЗАГС, первый из которых находится в отделе ЗАГС района, а второй в отделе ЗАГС департамента юстиции области и гг. Астана и Алматы.

Кроме этого создаёт неудобства для граждан при получении документов архива ввиду ведомственной разобщенности органов, обладающих сведениями, и не гарантирует идентичность обоих экземпляров актовых записей, что в свою очередь влечет нежелательные правовые последствия для граждан.

Нарушена и затруднена международная переписка в рамках международных договоров и конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам не только самих госорганов, но и граждан по истребованию свидетельств ЗАГС из ближнего и дальнего зарубежья.

Снижено качество и оперативность предоставляемых 10 видов государственных услуг по вопросам регистрации актов гражданского состояния, ввиду отсутствия межотраслевого взаимодействия, системы ЕСЭДО в аппаратах акимов и отсутствия систем контроля своевременного исполнения учёта обращений граждан в районных и областных акиматах.

На основании изложенного, в целях защиты интересов граждан и информации об их личной и семейной жизни, обеспечения запросов из стран ближнего и дальнего зарубежья по семейным и гражданским делам, прошу Вас поручить провести необходимый анализ ситуации, предложить уполномоченным госорганам совместно найти пути решения возникших проблем, устранения нарушений, допущенных в ходе передачи полномочий по регистрации актов гражданского состояния в под юрисдикцию местных исполнительных органов.

О принятых мерах прошу предоставить письменный ответ в установленные законом сроки.

 

С уважением, депутаты

Мажилиса Парламента РК,

члены Фракции партии «Нұр Отан»

 

С.Сейдуманов

О.Шишигина

2 сентября 2016, 17:39
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код