Ответ на депутатский запрос Генерального прокурора РК от 15 июня 2016 года № 2-010725-16-39964
 

Уполномоченному

по правам ребенка

в Республике Казахстан

Балиевой З.Я.

 

Депутату

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Жумадильдаевой Н.В.

 

К депутатскому запросу № Д-58,

оглашенному 1 июня 2016 года

 

Уважаемая Загипа Яхяновна!
Уважаемая Наталья Васильевна!

 

Генеральной прокуратурой рассмотрен оглашенный Вами 1 июня 2016 года депутатский запрос относительно проведения проверки качества и безопасности детских игрушек, реализуемых в стране.

Сообщаем о том, что в 2014 году органами прокуратуры повсеместно была проведена плановая проверка применения законодательства, направленного на защиту прав потребителей в сфере оборота продуктов питания и детских игрушек, в территориальных подразделениях органов санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службы, технического регулирования и метрологии за последние три года.

В ходе проверки выявлены нарушения как со стороны предпринимателей, реализующих детские игрушки, так и со стороны уполномоченных органов, не принимавших достаточных мер в связи с реализацией некачественной продукции.

По результатам проверки в Правительство направлено представление об устранении нарушений законности.

Отмечаем, что за последние два года обращений о нарушениях в сфере оборота и безопасности детских игрушек, а также предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере из территориальных прокуратур и заинтересованных государственных органов в Генеральную прокуратуру не поступало.

Выборочно проведенным мониторингом установлено, что фактами отравлений или заболеваний непосредственно от использования детских игрушек уполномоченные органы не располагают, в средствах массовой информации об этом также не сообщалось.

В этой связи, в 2016 году Генеральной прокуратурой проведение проверки по рассматриваемому вопросу не планировалось.

Между тем, согласно Закону Республики Казахстан «О безопасности игрушек» контроль в области безопасности игрушек возложен на уполномоченные органы - Комитет по защите прав потребителей, Комитет технического регулирования и метрологии, Комитет по охране прав детей соответствующих министерств.

Таможенный контроль за ввозом детских игрушек на территорию страны относится к компетенции Комитета государственных доходов Министерства финансов.

В этой связи на данном этапе Генеральной прокуратурой совместно с уполномоченными органами будет проведен анализ применения законодательства, направленного на защиту прав потребителей в сфере оборота детских игрушек, по результатам которого будет решен вопрос о необходимости проведения проверки.

Ж. Асанов

 

Депутатский запрос от 2 июня 2016 года № ДЗ-58
«О безопасности детских игрушек»

Оглашен 1 июня 2016 года

 

Генеральному прокурору

Республики Казахстан

Асанову Ж.К.

 

Уважаемый Жакип Кажманович!

 

Сегодня всем известно, что игрушки выполняют особую развивающую роль в жизни каждого ребенка. Через игрушки и игры дети познают мир, формируют представления о красоте, доброте и других человеческих качествах.

Полки детских магазинов заполнены разного рода игрушками, а промышленность выпускает сотни новых видов игрушек. К сожалению, современный рынок детских игрушек, вызывает реальную обеспокоенность родительской и педагогической общественности в вопросах их безопасности.

На сегодняшний день вопросы по безопасности игрушек регулируются Законами Республики Казахстан «О безопасности игрушек» и «О регулировании торговой деятельности».

Согласно действующему законодательству контроль в области безопасности игрушек возложен на:

Комитет по защите прав потребителей в части контроля и мониторинга потребительского рынка игрушек;

Комитет технического регулирования и метрологии в части соответствия игрушек требованиям технического регламента;

Комитет по охране прав детей в части утверждения порядка проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, согласования нормативных правовых актов в области безопасности игрушек.

На законодательном уровне для соблюдения качества производимой и ввозимой продукции детских товаров создана необходимая база, включающая технический регламент таможенного союза в области безопасности игрушек.

Однако, на уровне исполнения, соблюдения действующего законодательства является проблематичным, что приводит к реализации и потреблению некачественной или контрафактной продукции.

Безусловно, контрафактные детские товары, в частности детские игрушки, оказывают негативное влияние на здоровье ребенка и, как следствие, приводят к различным видам аллергических и иных видов заболеваний у детей. Из всех видов контролируемой продукции игрушки остаются самой неблагополучной продукцией.

Так, согласно информации, размещенной на сайте Комитета технического регулирования и метрологии в ходе проверки Департаментом по Жамбылской области установлено, что сертификат соответствия выданный на 3 тонны пластмассовых игрушек производства КНР (срок действия до 24.04.2016 года), оформлен с нарушениями, а именно отсутствуют идентификационные данные для определения принадлежности ввезенной партии игрушек. Таким образом, присутствует вероятность ввоза нескольких тонн игрушек под одним сертификатом соответствия, не прошедших испытания.

По информации, размещенной на сайте Комитета по защите прав потребителей в 2015 году, отобрано и исследовано 15 151 проба продукции, из которых несоответствующими требованиям Технических регламентов, выявлено - 3934 пробы, в том числе доля несоответствующей продукции детских игрушек и товаров для детей - 33%. Кроме того, не все товары, ввозимые через таможенную границу на территорию Республики Казахстан подвергаются таможенному контролю. Товары, связанные с детским потреблением, требуют особого контроля по качеству и потребительским свойствам, так как от этого зависит здоровье и безопасность детей, а также здоровье нации в целом. Для решения данной проблемы актуальными являются научные исследования по проведению комплексного анализа заболеваний, вызванных в результате воздействия на детский организм «опасной» продукции.

В Законе Республики Казахстан «О безопасности игрушек» отсутствует норма, устанавливающая компетенцию государственного органа в области здравоохранения.

Одной из попыток Правительства установить меры регулирования на пути потока игрушек на казахстанский рынок, является приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июня 2008 года № 337 «Об утверждении Правил проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек».

Однако для проведения психолого-педагогической экспертизы отсутствует законное основание по его проведению, так как из Закона Республики Казахстан «О безопасности игрушек» исключена норма, требующая наличия заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек у лица, размещающего игрушки на рынке Республики Казахстан.

Действующие меры не обеспечивают должного контроля за безопасностью и качеством реализуемых на рынках товаров для детей.

На основании вышеизложенного я, как Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, в целях защиты прав и законных интересов детей прошу вас, Жакип Кажманович, рассмотреть данный вопрос и принять соответствующие меры по регулированию вопроса безопасности детских игрушек.

О результатах рассмотрения настоящего запроса прошу информировать письменно в установленные законодательством сроки.

 

С уважением,

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан,

Уполномоченный по правам

ребенка в Республике Казахстан

З. Балиева

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Н. Жумадильдаева

5 сентября 2016, 14:06
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Генеральная прокуратура

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код